Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 01-02 2012
Евгения ВОЛЫНКИНА  02 февраля 2012

Интернет на пороге доменного взрыва?

В истории Интернета было несколько этапов расширения пространства доменов верхнего уровня, но нынешний может привести к его взрывному росту. Впрочем, отношение к этой перспективе в интернет-сообществе неоднозначное.

Первые семь так называемых общих доменов верхнего уровня (generic Top-Level Domain, gTLD) – .com, .edu, .gov, .mil, .net, .org и .arpa – были созданы в Интернете в 1985 г., в 1988 г. к ним присоединился домен .int. В 2000 г. ICANN, организация, занимающаяся управлением системами доменных имен DNS и назначением IP-адресов, объявила об открытии восьми gTLD – .aero, .asia, .biz, .info, .name, .pro, .coop и .museum, в 2004 г. – еще шести (.cat, .jobs, .post, .tel, .travel и .mobi), а в 2010 г. одобрила создание доменной зоны .ххх. Далеко не все из них действительно стали популярными и густонаселенными, но в процессе запуска ICANN выработала необходимые технические процедуры и получила опыт разрешения самых разных проблем.

Р. Бэкстром: «Опыт России в деле запуска своего кириллического домена верхнего уровня очень важен для успеха программы New gTLD» А скоро к нынешним двум десяткам общих доменов верхнего уровня и 250 доменам, принадлежащим разным странам, могут добавиться многие сотни новых gTLD (New gTLD), что должно сильно изменить структуру доменного пространства и методы поиска информации в Интернете. Именно поэтому руководство ICANN активно занялось разъяснением программы New gTLD, в связи с чем в декабре 2011 г. в рамках своего мирового тура Россию посетил президент и исполнительный директор ICANN Род Бэкстром.

Программа New gTLD, принятая в июне 2011 г., предполагает возможность создания gTLD практически с любым названием и на любом языке. Сделать это имеет право любая официально зарегистрированная организация (физические лица – пока нет). Как отметил Р. Бэкстром, программа New gTLD призвана расширить для пользователей выбор формы своего присутствия в Интернете, стимулировать конкуренцию и инновации в этом деле. Работа над программой началась семь лет назад, первая версия «Руководства кандидата» для желающих получить новый gTLD появилась в 2008 г., а финальный вариант – в мае 2011 г. Это была пятая по счету версия, каждая из которых обсуждалась всеми заинтересованными участниками Интернет-сообщества.

Правда, открывающиеся возможности сопровождаются серьезными требованиями к будущим обладателям новых доменов. Заявитель должен не только изучить «Руководство кандидата» объемом около 400 страниц и правильно составить заявку, ответив на полсотни вопросов, но и заплатить за ее рассмотрение $185 тыс. (около 6 млн руб.). Обладателю нового домена фактически предстоит взять на себя управление своей частью Интернета, обеспечив при этом безопасность и стабильность всей глобальной сети, а это потребует серьезной технической подготовки и финансовых затрат. Прием заявок, начавшийся 12 января 2012 г., продлится до 12 апреля с.г., после чего их список будет опубликован и все желающие смогут представить свои возражения, если сочтут, что заявители каким-то образом ущемили их интересы. Если заявка не вызовет замечаний и возражений, то ее рассмотрение займет 9 месяцев, т.е. реальные домены появятся в Интернете не раньше 2013 г.

Очевидно, что большинство возражений будет касаться использования торговых марок. И тут хотелось бы заметить, что далеко не все даже среди крупных компаний, способных легко заплатить $185 тыс. за заявку, в восторге от открывающихся перспектив. Например, более 150 компаний и торговых ассоциаций (в том числе Coca-Cola, Procter & Gamble, Ford, HP, Samsung) объединились в «Коалицию ответственного надзора за интернет-доменами» (Coalition for Responsible Internet Domain Oversight, CRIDO), чтобы приостановить реализацию программы New gTLD. Они заявляют, что программа требует от владельцев торговых марок неоправданных затрат и наносит ущерб потребителям. В 2011 г. коалиция подала по этому поводу петицию в Министерство торговли США и инициировала слушания в американском Сенате. ICANN, в свою очередь, полагает, что программа New gTLD и в ее нынешнем виде предусматривает должную защиту прав владельцев торговых марок, но допускает, что некоторые положения потребуется доработать с учетом практики применения.

Что касается России, то известно, что Координационный центр национального домена сети Интернет собирается подать заявку на домен .дети для ресурсов, предназначенных для детей. Есть также планы создания доменов .skolkovo, .moscow и .москва. Кстати, уже появились компании, предлагающие полный пакет услуг – от составления заявки до запуска новой доменной зоны (примерно за 20,5 млн руб.).

Сколько будет подано заявок на новые gTLD и состоится ли «взрыв», пока непонятно. Некоторые эксперты полагают, что пик коммерческого интереса к расширению пространства доменных имен уже пройден, для навигации в Интернете мы все чаще пользуемся поисковыми запросами и все реже набираем сами адреса. Захотят ли компании в таких условиях платить немалые деньги за именной домен (при условии что программа New gTLD действительно обеспечит защиту торговых марок)? Скоро увидим.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!