Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 01-02 2012
Евгения ВОЛЫНКИНА  02 февраля 2012

Большой IP-брат наступает

С ростом доступности высокоскоростных сетей концепция построения коммуникаций «все по IP» (all-over-IP) дает все больший крен в сторону «видео по IP», а остальные компоненты «всего» становятся лишь дополнением к видео.

Подмеченную тенденцию четвертый раз подряд демонстрировал форум All-over-IP, на котором сложно было найти компанию, не представлявшую продуктов для систем видеонаблюдения. На посетителей были нацелены видеокамеры всех размеров и фасонов, а результаты этой «слежки» выводились на многочисленные экраны. Однако простая запись видеоизображения с места события уже мало кого устраивает. Все чаще нужен анализ этого видео, или видеоаналитика, которой была посвящена прошедшая в рамках форума конференция IntelligentVideo 2.0.

По мнению специалистов, самой значимой тенденцией 2011 г. на рынке видеоаналитики стал сдвиг спроса в сторону специализированных решений. Заказчикам теперь требуются не только базовые функции детектирования, сопровождения и распознавания объектов в поле зрения камеры, но и решения для видеонаблюдения в торговых центрах, аэропортах и на вокзалах, для обнаружения людей и предметов на железнодорожных путях, для мониторинга морской границы и т.д. Активно развивается многоканальная видеоаналитика на основе многокамерного слежения, разного рода видеодетекторов и радаров (уже имеются российские разработки для распознавания автомобильных номеров с использованием радара). Кроме того, на рынке начинают появляться решения, сочетающие серверную и встроенную аналитику. Например, в системе распознавания лиц детектирование лица производится с помощью средств, встроенных в камеры, а идентификация этого лица по ранее созданной базе данных и отслеживание перемещения человека по всей территории объекта, оборудованной множеством камер, выполняется на сервере.

Под недремлющим оком IP Еще одна новая тенденция – применение видеоаналитики совместно с другими средствами безопасности: теперь системы видеонаблюдения не только следят за людьми с помощью камер, распознают их лица и детектируют их входы/выходы из заданных зон и оставленные ими предметы, но и интегрируются с другими системами контроля и управления доступом, дополняются данными геопозиционирования и системами мониторинга радиочастотных меток (например, в лондонском метро работает система распознавания лиц пассажиров, интегрированная с системой фиксации именных многоразовых билетов).

В общем, озабоченность человечества собственной безопасностью дала мощный толчок развитию рынка систем видеонаблюдения и видео-аналитики и технологий идентификации личности, среди которых самыми перспективными считаются системы распознавания лиц, поскольку они позволяют идентифицировать человека скрытно от него самого. Правда, существующие сейчас технологии для эффективной идентификации «объекта» требуют определенного уровня освещенности, нужного ракурса и размера лица на кадре, а также достаточно высокого качества исходных изображений в базе данных (а, скажем, в базе МВД оно оставляет желать, и поэтому эффективность нашей идентификации, особенно в толпе, пока невелика). Но ученые и инженеры работают над тем, чтобы эти ограничения снять, так что даже у законопослушного человека возникает желание обзавестись мантией-невидимкой, как у Гарри Поттера. Или на худой конец бейсболкой с большим козырьком, который при нынешнем уровне развития систем видеонаблюдения сильно затрудняет идентификацию «объекта».

Правда, на российском рынке начали появляться системы видеонаблюдения, в которых массовый пользователь выступает не только как объект наблюдения, но и как его субъект. Например, недавно состоялся запуск облачного сервиса Ivideon для удаленного просмотра через Интернет видео, транслируемого с IP- или веб-камеры пользователя, установленной дома, на даче, в офисе, магазине и т.п. Его базовый функционал (одна-две камеры, запись архива на пользовательский компьютер) предоставляется бесплатно. Сервис ориентирован на технически неподготовленных физических лиц и небольшие компании. По заявлению провайдера, Ivideon не претендует на конкуренцию с существующими корпоративными системами видеонаблюдения, он призван создать новую клиентскую нишу на этом рынке. Впрочем, эту нишу начинают осваивать и операторы связи (инфраструктура для подобных сервисов у них есть). В качестве одного из первых примеров можно привести компанию «МегаФон», которая предложила услугу видеонаблюдения клиентам своей 3G-сети. Кстати, возможно, провайдеры сервисов, подобных Ivideon, станут не конкурентами операторов, а их партнерами.

В общем, рынок систем видеонаблюдения прирастает массовым сегментом и ищет новые модели взаимодействия между всеми своими участниками.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!