Rambler's Top100
Статьи ИКС № 01-02 2012
Татьяна ЗОЛОТАРЕВА  02 февраля 2012

Как прирастить нематериальный актив

Рынок ИТ ежедневно меняется, и потому сколько бы специалист не учился, всегда есть опасность на следующий день отстать. О том, как помогает своим инженерам преодолеть эту опасность компания «Техносерв», рассказывает Татьяна ЗОЛОТАРЕВА, заместитель гендиректора по управлению персоналом.

Татьяна ЗОЛОТАРЕВА, заместитель гендиректора по управлению персоналом, «Техносерв»Для системного интегратора знания ИТ-специалистов являются важнейшим нематериальным активом и предметом интеллектуальной собственности. Техническая экспертиза специалистов, подтвержденная сертификатами, напрямую влияет на уровень партнерского статуса компании у вендора, от которого зависит, какие продукты и услуги она может продавать. Поскольку нам важно предоставлять максимально широкий их спектр, обучение и сертификация специалистов является для «Техносерва» приоритетным направлением и проводится за счет ресурсов компании.

Львиная доля, около 90% нашего технического обучения – это авторизованные курсы производителей и сертификация по ним. Причем при выходе новых версий продуктов наши сотрудники обязательно проходят дополнительную сертификацию.

За учебой на край света

Как правило, мы направляем наших инженеров в учебные центры самих вендоров, хотя в таком подходе есть свои ограничения. Первый – отсутствие выбора. Каждый вендор в вопросах обучения своим продуктам и технологиям монополист, он предлагает обучение за те деньги, которые считает разумными. Отчасти это компенсируется нашей уверенностью в качестве обучения и сертификацией от вендора.

Второе ограничение: сегодня далеко не каждый вендор готов проводить обучение в Москве или использовать дистанционные формы. Немало учебных центров мировых ИТ-компаний находятся в Европе, США, Южной Африке, Японии. Безусловно, не все курсы вендоры проводят за рубежом. Однако поддержка интеллектуальной собственности компании подразумевает получение нашими инженерами узкоспециальных, редких сертификатов. И за ними ИТ-специалистов приходится отправлять на край света, а это влечет за собой дополнительные расходы: на авиаперелет, гостиницу, страховку, командировочные.

Роль организационная и направляющая

У HR-службы в процессе обучения основная роль – организаторская. Мы очень плотно работаем с подразделением, которое отвечает за взаимодействие с вендорами, и с руководителями подразделений, которые напрямую общаются с заказчиками. Благодаря этому у HR-службы  есть понимание стратегии развития обучения.

Ориентиром в нашей работе служит довольно жесткий годовой план ИТ-обучения, в котором значатся все плановые мероприятия, необходимые «Техносерву» для подтверждения партнерских статусов. Ежеквартально план корректируется и дополняется новыми курсами, например по оборудованию, которое должно выйти на рынок.

Решение о том, кого из ИТ-специалистов направить на обучение, принимается в зависимости от задач и планов подразделения и компании в целом. Мы ведем базу данных о сертификатах, полученных нашими ИТ-специалистами, в ней несколько тысяч сертификатов, и она ежедневно пополняется в режиме онлайн.

Когда компания участвует в конкурсах и тендерах, HR-служба дает оценку проекта с точки зрения выполнения требований и наличия необходимых сертификатов, выясняет, каких компетенций нам не хватает для его реализации, и устраняет пробелы. В этом нам помогают технический директор и руководители подразделений, определяющие, каким именно сотрудникам и в каком направлении пройти обучение.

В компании действует и система заявок. Руководитель, имеющий потребность в обучении своих инженеров, может направить заявку на их подготовку в HR-службу. И сам ИТ-специалист по согласованию с руководством может заполнить форму заявки на обучение на корпоративном портале, которую мы тоже примем в работу. 

Взаимовыгодный подход

По большому счету от желания человека, от того, в каком направлении он планирует развиваться, зависит очень многое. Среди наших ИТ-специалистов есть инженеры с узкой специализацией и те, кто владеют знаниями, подтвержденными сертификатами по различным направлениям. Какой путь выбрать – зависит от желания и возможностей самого человека, от специфики его работы. Но, как правило, желания сотрудника и компании совпадают. К слову, для самих ИТ-специалистов возможность обучения и сертификации – очень серьезная мотивация.

Для любой ИТ-компании профессионалы– это ее интеллектуальный и весьма дорогостоящий ресурс. Вкладывая деньги в обучение технического специалиста, мы повышаем его капитализацию и тем самым повышаем капитализацию компании в целом.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!