Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
22 марта 2012

М. Штарев («ИНЛАЙН ГРУП»): «Уровень готовности российских компаний к выстраиванию единой ИТ-системы предприятия очень разный»

Российский рынок облачных вычислений, как и весь ИТ-рынок, по традиции отстает от западного. Нельзя сказать, что наши компании семимильными шагами наверстывают упущенное, но прогресс - налицо. Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС» №3`2013, тема номера «Облака сосредотачиваются». Часть II.

? «ИКС»: Каков уровень готовности российских компаний к облачным сервисам? Произошел ли переход от теории к практике?


Роман Любар, руководитель телеком-департамента, Siemens Enterprise Communications: Сегодня к облачным технологиям готовы переходить только наиболее зрелые компании, которые имеют развитую инфраструктуру и для которых ИТ стали реальным инструментом решения бизнес-задач.


Андрей Свириденко, председатель правления, SPIRIT: Уровень готовности у провайдеров выше, чем у клиентов. При этом готовность клиентов к использованию облака определяется политикой безопасности компании, а также разнообразными стандартами, государственными и отраслевыми.


Михаил Штарев, руководитель отдела инфраструктурных решений, «ИНЛАЙН ГРУП»: Российские компании -- очень разные, и уровень их готовности варьируется от успешно реализованных или реализующихся проектов до непонимания необходимости выстраивания единой ИТ-системы предприятия. Но переход от теории к практике уже произошел. Небольшие компании охотно отдают в облака провайдеров некоторые свои инфраструктурные сервисы, например электронную почту. В этой сфере популярны сервисы Google и Microsoft. По понятным причинам обычно не отдают в публичные облака финансовые приложения.


Олег Подуков, директор технического департамента, «Компания КОМПЛИТ»: О готовности говорит хотя бы то, что в России уже есть несколько примеров перевода основной части ИТ-сервисов крупных компаний в облака провайдеров. Конечно, этими провайдерами стали крупные, надежные компании с хорошей репутацией. Для того чтобы подвигнуть компанию перенести во внешнее облако свои ИТ-сервисы, требуется четкое экономическое обоснование, демонстрирующее всю выгоду данного шага, несмотря на то, что выгода, на первый взгляд, очевидна -- клиенту в этом случае не надо содержать большой ЦОД и штат его поддержки, заботиться об обеспечении отказоустойчивости оборудования и сервисов и т.п.


Павел Болотин, директор департамента программного обеспечения, «Открытые Технологии»: Переход от теории к практике наблюдается, но пока только в секторе малого и, возможно, среднего бизнеса. На откуп облакам, как и следовало ожидать, отдаются рутинные сервисы, которые съедают львиную долю ИТ-бюджетов этих компаний. Это почта и 1С.


Виталий Савченко, технический консультант, Veeam Software: Переход в облака предъявляет высокие требования к каналам связи, а они не везде в России на достаточно высоком уровне. Некоторые клиенты уже полностью готовы переходить к облакам, но их не так уж и много, поэтому реальных примеров перехода пока мало. Причем просматривается тенденция: если и начинают строить облака, то предпочтение отдают частным облакам.


Михаил Никитин, менеджер по решениям Cloud Computing, Huawei Technologies: Уровень готовности провайдеров высокий. Каждый интегратор, интернет и хостинг провайдер задумывается о облачных технологиях и начале предоставлении услуг по моделе SaaS. Многочисленные пилотные и тестовые проекты проводятся повсюду. Иногда даже по несколько проектов одновременно от различных производителей. Клиенты прежде все рассматривают облачные технологии как возможность отдать на аутсорсинг некритичные сервисы, которые в случае отказа не нанесут непоправимого урона. Если опыт окажется положительным, они готовы рассматривать возможности миграции и более важных сервисов в облака.


Константин Анисимов, директор по маркетингу и работе с партнерами Parallels в России, СНГ, на Ближнем Востоке и странах Африки: В мире стимулами для компаний к переходу в «облака» являются экономические факторы. Главный из них – стремление быть эффективной структурой, чтобы за счет своей эффективности предлагать товар или услугу с меньшей ценой и тем самым успешнее конкурировать на рынке. Если нет потребности становиться более эффективной (как в нашей стране), компания просто не думает о способах сокращения непрофильных затрат, какими являются затраты на IT. SaaS всегда существенно дешевле in-house-решения с инвестиционной точки зрения. Он позволяет практически полностью перенести те затраты, которые при развертывании внутренних IT-сервисов были бы отнесены к капитальным (сервер, покупка лицензий на ОС и другое основное и вспомогательное ПО, и пр.), в категорию операционных. Это помогает экономить на налогообложении. Производители ПО для in-house-решений это тоже видят.


Олег Просветов, технический консультант Symantec: В сегменте информационной безопасности и управления хранением данных переход на облачные технологии происходит достаточно активно. Дело в том, что для защиты данных гораздо проще использовать внешний сервис, а не устанавливать дополнительное ПО и устройства в своей сети. И Россия в данном вопросе – не исключение. Что касается управления хранением данных, эффективность виртуализированных хранилищ, в том числе облачных, значительно выше, чем при традиционном подходе. Этот факт и является основным двигателем прогресса и стимулирует переход на облачные технологии.


Владимир Ткачев, технический директор VMware в России и СНГ: Большинство Российских крупных корпоративных заказчиков уже реализуют в той или иной мере частные облака. Однако список переведенных в облако сервисов и приложений в основном ограничивается вспомогательными, а критичные бизнес-приложения зачастую остаются на классической клиент-серверной архитектуре. Если рассматривать публичные облака, то их клиентами сейчас становятся главным облазом небольшие компании, полностью сделавшие упор на облачные технологии, или некоторые отделы компаний (ИТ, разработчики, продажи), нуждающиеся в сервисах, которые проще и дешевле получить от внешних провайдеров



Евгений Озол, системный инженер, Digital Design: Россия традиционно выступает в роли «развивающегося рынка», то есть догоняющего Запад. Соответственно, объемы рынка не так велики. Причем причины этого самые прозаические – вплоть до невысокого качества каналов связи. На Западе компании уже переносят в облака критически важные сервисы. В России, как правило, менее важные задачи, например, коммуникационные сервисы, корпоративные порталы и т.п. Переход в облака идет постепенно. Многие компании не видят экономии, которую они получат от использования новых технологий. Как и любое другое начинание, облачные технологии требуют определенных начальных вложений. Зачастую эти вложения могут оказаться значительными в силу неготовности ИТ-инфраструктуры компании к переходу – необходимо расширить и резервировать каналы связи, подготовить сервисы к переносу, подготовить виртуальную платформу. Отдача от этих вложений пока неочевидна для многих российских заказчиков. Кроме того, психологически тяжело отдать свои системы посторонней компании. Однако развитие есть.


Владимир Бабицкий, директор департамента комплексных решений IBS Platformix: По моей оценке, готовность компаний к облакам нормальная. Хотя практическое предложение явно пока не догоняет даже обоснованный спрос. Уже реализованы первые масштабные корпоративные облачные инфраструктуры – значит, есть и опыт. Здесь следует оговориться, что в теме еще немало путаницы. С давно доступными сервисами для частных лиц и небольших компаний все понятно – это развитый сегмент, вполне облачный и рыночный. А вот в остальном облака, аутсорсинг, провайдер и «отдать на» - это связанные, но не совпадающие явления. Так что с публичными и частными все хорошо, а с гибридными еще придется сообществу поработать над стандартами.


Дмитрий Торшин, генеральный директор компании Unicloud (ГК АйТи): Большинство активных людей уже давно пользуются «облаками». Первыми начинают самые «продвинутые» компании и новый бизнес. Создавая новый бизнес и делая это с умом легко замечаешь, что когда у тебя нет груза устаревшей инфраструктуры, «облака» почти наверняка становятся наилучшим решением, которое позволит сделать бизнес эффективнее. Что же касается готовности заказчиков к переходу в облака, то тенденция на увеличение доверия явно есть. Еще несколько лет назад заявление о хранении своих данных на серверах провайдера вызывало почти стопроцентное отторжение, сегодня же мы видим вокруг десятки компаний, которые не используют ничего, кроме Dropbox. И если пока еще встречается мнение, что «хранить в облаках конфиденциальную информацию не стоит», то в самое ближайшее время люди окончательно поймут, что передавать данные в зашифрованном виде на защищенных сервера может быть гораздо безопаснее, чем просто хранить их на жестком диске своего ноутбука, который могут украсть.


Георгий Гаджиев, эксперт бизнес-направления вычислительных систем и СХД компании «Микротест»: Провайдеры услуг связи, уже смещают свою бизнес-модель в сторону предоставления более широкого спектра услуг конечным пользователям по модели «как сервис»: «инфраструктура как сервис» (IaaS), «ПО как сервис» (SaaS). У них происходит изменение целевой аудитории и круга задач для обеспечения услуги. Здесь происходит трансформация рынка, возврата инвестиций игроки пока только ожидают. Сейчас в облака публичные вкладывают, чтобы не потерять долю растущего и большего в будущем рынка. По поводу перехода в облако небольших компаний, нижнего сектора СМБ – такие компании смотрят в сторону облаков радужно. Он они пока не ставят задачу немедленного внедрения, а скорее строят планы и прощупывают ситуацию. Однако лед тронулся, люди начинают использовать облачные сервисы, в любой компании есть пользователи демо-версий облачных сервисов, есть и отдельные энтузиасты, которые пробуют облака на свои личные деньги в личных целях.


Олег Краус, заместитель генерального директора по развитию бизнеса, «Русские Навигационные Технологии»: Использование облачных технологии достаточно сильно меняет парадигму в сравнении с привычными инфраструктурой+лицензионное ПО. Я бы оценил уровень готовности как средний. Но главное для облачного будущего то, что принципиально нет недоверия. Наоборот, есть понимание, что ИТ-бюджеты в ближайшие годы будут тратиться по-новому. Ну а пока все присматриваются и примериваются к новому рынку, идет аммортизация текущей ИТ-инфраструктуры.


Алексей Ушаков, генеральный директор DATA+: Готовность российских компаний к переходу в публичное облако я бы оценил как низкую. Причин тому много. Во-первых, компании не готовы отдавать конфиденциальную информацию “на сторону”, тем более за границу. Во-вторых, клиенты привыкли самостоятельно контролировать доступность информационных сервисов. Сбои облачных сервисов Sony, Google и других поставщиков сильно испугали потенциальных клиентов. В-третьих, отсутствует отечественная нормативная база по защите информации в облаке. Одним из наиболее известных примеров облачных сервисов является SalesForce, по сути - облачная CRM. Любая CRM подразумевает наличие персональных данных в том или ином виде. В такой ситуации последствия утечки из облака и разглашения персональных данных целиком падают на потенциального клиента. В-четвертых, органы исполнительной власти с удовольствием начали бы присматриваться к облачной платформе Ростелекома, как основного исполнителя соответствующей федеральной целевой программы. Однако эта облачная платформа существует пока лишь в проекте. В-пятых, при переходе в облако требуются серьезные размышления не только на уровне CIO, но и на уровне CEO – какую информацию и какие сервисы допустимо размещать в облаке, а какие – нет.


Александр Трошин, технический директор «Манго Телеком»: Самую высокую готовность к переходу в облако сегодня демонстрирует СМБ. Представители этого сегмента – крепкие хозяйственники, они думают о новых современных тенденциях, если те сулят финансовую выгоду и более прагматичное использование той инфраструктуры и ресурсов, что у них уже есть. Как правило, владельцы малых и средних компаний внимательно соотносят стоимость и качество сервиса, делая выбор, а выбрав ту же виртуальную АТС - активно применяют информационно-аналитические сервисы и статистику вызовов, анализируя эффективность работы сотрудников. Еще одним аргументом в пользу «облачных» технологий для СМБ становится и тот, факт, что информация, которую обрабатывает и хранит сервис-провайдер, не несет явной коммерческой тайны. Я говорю, например, о клиентской базе интернет-магазинов, особенно специализированных, небольших или созданных в дополнение к оффлайн-продажам, химчисток, служб такси и пр. Их база – это каталог уже совершенных сделок, который важен как правило уже только при формировании бухгалтерской отчетности. Поэтому получается, что представители SMB сегодня – самые активные заказчики облачных сервисов. И год от года их количество только растет – например, наша клиентская база за последний год выросла с 15 тыс. до 17, 5 тыс. компаний. И ее «костяк» - это СМБ.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!