Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 12 2007 |
Манфред ШНЕПС-ШНЕППЕ  | 11 декабря 2007 |
NGN+сервисы и российский опыт Mobile 2.0
Споры о будущем телекома продолжаются. В «ИКС» № 7'2007 (с. 54–57) И. Масленников прочит российским операторам переход из мира TDM во вселенную IP путем распространения на сетях IP телефонных узлов. В этом выпуске журнала наш автор конкретизирует свое видение . Его позицию комментирует, а также предлагает свою концепцию и практику другой апологет IP-зации страны. Открытые интерфейсы программирования сервисов – основная идея NGN. К сожалению, она еще не осознана связистами. Однако переход к сетям NGN неизбежен, и примером этого будущего служат сервисы Mobile 2.0.
Каким путем идти к NGN
И. Масленников предсказывает суровую судьбу традиционным операторам связи («у вчерашнего бизнеса нет завтра») и выделяет три модели перехода к светлому будущему NGN.
Первая - «попробовать съесть все». Суть модели - попытка укрупниться настолько, чтобы получить большинство абонентов той или иной страны и предоставлять им все современные услуги, в том числе сервисы фиксированной и сотовой телефонии, VoIP, IPTV. Именно так поступает AT&T - бывшая SBC, поглотившая саму AT&T и ряд других компаний. Абонентская база этого крупнейшего оператора США насчитывает более 110 млн человек.
Вторая модель - «перепрыгнуть через пропасть». Например, так пытается действовать British Telecom. Идеологи британской компании осознают, что у нее нет будущего и через 5-10 лет она превратится в оператора для наиболее отсталой части английских домохозяек. Поэтому BT заняла 10 млрд фунтов стерлингов на 5 лет и на эти деньги строит суперсеть на базе IP-технологий (проект «Сеть XXI века, 21CN»). Обратите внимание, что доступ к услугам triple play (передача речи, широкополосный Интернет и качественное TV) обеспечивают модемы ADSL2+ с пропускной способностью 24 Mбит/с.
Наконец, третья модель - «глубокая перестройка бизнес-процессов». Скажем, руководство France Telecom тоже не видит будущего «старой» компании и активно переводит бизнес в специализированные дочерние фирмы: сотовую связь - в Orange, IP-сервисы - в Wonadoo и т.д. А сама FT перестает работать с абонентами, превращаясь во владельца инфраструктуры и магистрального транзитного оператора.
По мнению И. Масленникова, последняя модель наиболее разумна. Так ли это? Не предпочтительнее ли английский опыт?
«Гвоздь» NGN
В архитектуре NGN выделяют три уровня (рис. 1). Нижний - это транспорт медиапотоков (речь, данные, видео и т.п.). Выше расположен уровень контроля над соединениями, системных услуг и открытых интерфейсов программирования. Ими могут воспользоваться разработчики новых приложений (самый высокий уровень). Наличие открытых интерфейсов программирования сервисов - основная идея NGN, но, к сожалению, она пока совершенно не осознана связистами.
Об открытых интерфейсах для сторонних разработчиков серьезно заговорили лет 10 назад, когда начали строить интеллектуальные сети, но... так и не достроили. Да и рекомендации МСЭ не доработали. Более основательно открытые интерфейсы проработаны в архитектуре Parlay, но она оказалась чрезмерно сложной. И только переход на веб-технологии, точнее на Web 2.0, по нашему мнению, позволяет реализовать такие интерфейсы.
Опыт BT: открытые интерфейсы Web 21C SDKНа совещании европейских операторов связи Telco 2.0 Industry Brainstorm (Лондон, март 2007 г.), названном «Как делать деньги в IP-мире», весьма поучительным оказалось выступление Р. Макенна. Он возглавляет подразделение BT, которое разрабатывает общедоступные средства программирования будущей сети связи Web 21C SDK. Задача состоит в том, чтобы открыть доступ (интерфейсы) к сети BТ и тем привлечь внешних веб-разработчиков. Сейчас библиотека SDK включает в себя семь функций: голосовой вызов (позволяет делать телефонный вызов из прикладной программы), конференц-вызов, SMS, аутентификацию пользователя, определение местоположения (Location service), управление контактами (Presence service) и «информацию обо мне» (Information About Me service). Кроме того, средства SDK обеспечивают безопасность веб-сервисов (WSSecurity). К проекту уже привлечено более 1700 партнеров.
При обсуждении проекта 21CN на сайте ВТ был задан интересный вопрос, который волнует многих: победит ли Skype в гонке NGN? Ответ - нет. Хотя в сети 21CN используются архитектура VoIP и протоколы IP, существенная разница состоит в том, что эта сеть задействует не публичный Интернет, а собственную инфраструктуру. В результате можно гарантировать качество обслуживания вызовов, их приоритизацию и т.д.
Каким путем пойдет Россия?Как отмечает И. Масленников, наша страна отличается от других слишком «телефонным» характером нынешнего регулирования отрасли связи. В нем заложен принцип телефонной иерархии построения сетей, что препятствует развитию IP-технологий и сервисов, одноранговых по своей природе. Потребности бизнеса и потребительский спрос заставляют отечественных операторов развивать мультисервисные и IP-сети, IP-сервисы и технологии, а регуляторы требуют продолжать развитие TDM-сетей, устанавливать и модернизировать традиционные телефонные станции.
Оглядываясь на мировой опыт, следовало бы, во-первых, строить сеть NGN по образцу 21CN компании British Telecom, а во-вторых, учитывать английский опыт регулирования отрасли. Так, из-за экспансии IP-технологий традиционный регулятор Oftel был преобразован в Ofcom, который теперь регулирует всю инфокоммуникационную отрасль. А в российском законе «О связи» в первую очередь нужно предусмотреть участие самого абонента в модификации услуг. Например, среди ДВО (дополнительных видов обслуживания) числится услуга переадресации вызова, но абонент не имеет права менять свой адрес без предварительного разрешения оператора. Почему бы не дать такое право самому абоненту? Пред ставьте: уходя с работы, он «посещает» Интернет и переадресовывает свои вызовы на домашний или мобильный номер. Это и есть пример открытого интерфейса!
«0942» - первый российский номер Mobile 2.0
Разговор о Mobile 2.0 мы начнем с примера на сайте газеты «Ведомости» (23 июля 2007 г.). Там сообщается, что компании AbavaNet и AudioTele предоставили пользователям возможность ежедневно и круглосуточно прослушивать аудиовыпуски свежих номеров «Ведомостей» (анонсы основных публикаций) на мобильном телефоне. Для этого достаточно набрать номер «0942» (на него сейчас маршрутизируются звонки абонентов «ВымпелКома», МТС, «МегаФона», Теlе2, СМАРТСа), код сервиса «8891» и нажать #. Длительность передачи - не более 10 минут. Настройка телефона не требуется, сервис доступен на любом аппарате. Звонок платный (30 центов в минуту). Это и есть реализация услуги Mobile 2.0 (рис. 2). Официально же под Mobile 2.0 подразумевают шесть свойств:
- открытые интерфейсы программирования сервисов (а не жизнь в закрытом мире операторов связи, как прежде);
- наличие у абонента знаний (опыта) того, как пользоваться средствами поиска информации (браузером и т.п.);
- приемлемая стоимость доступа к сети и сервисам;
- свободное участие в группах по интересам, сейчас называемых социальными сетями (Social Networking);
- открытая информация о пользователях (где вы есть) и сервисах (где они расположены);
- новые бизнес-возможности (перенос достижений Web 2.0 в область телекоммуникаций) - RSS, подкасты, потоковое TV, Сlick to Call по номеру на веб- или WAP-странице и многое другое.
Голосовые SMS
Сервис Voice SMS заключается в возможности обмена голосовыми сообщениями аналогично тому, как сейчас происходит обмен текстовыми сообщениями SMS. Новую модель общения поддерживает программа IVR, которая обрабатывает звонки на сервисный номер. Абонент мобильной сети набирает этот номер и тоновыми посылками вводит номер (или код) другого абонента, которому он хочет отправить голосовое сообщение. Затем предоставляется время для записи сообщения, сохраняемого в системе вместе с номером адресата. Последнему отправляется SMS с уведомлением, где указываются код сервиса и сервисный номер (по нему можно позвонить без дополнительного набора - одним нажатием кнопки). После определения системой его номера (A-номера) адресат прослушивает голосовые сообщения и оставляет на них ответы.
Таким образом, действует интерактивная среда обмена голосовыми сообщениями. Короткие сообщения из SMS-центра используются лишь для уведомления абонента о поступлении голосового сообщения, которое ассоциировано с его номером. Смысл генерации коротких сообщений состоит в том, что можно отправить адресату уведомление автоматически, без предварительной регистрации абонента в системе. Конечно, при наличии предварительной регистрации или базы пользователей короткие сообщения допустимо заменять (или применять в сочетании) сообщения ми электронной почты или IM (Jabber, ICQ, Yahoo и др.).
Голосовые SMS имеют ряд преимуществ. Во-первых, оставить такое сообщение зачастую проще, чем набрать текст на мобильном телефоне (аппарат используется «естественным образом» - по нему говорят). За тот же промежуток времени можно больше наговорить, чем напечатать. А короткие сообщения уведомляют абонента с той же скоростью, которая достижима при отправке SMS. Во-вторых, немаловажным плюсом является анонимность отправителей сообщений. Их номера не раскрываются, и получатели оставляют ответы, не зная этих номеров. В-третьих, при отправке сообщения но мер адресата допустимо заменить соотнесенным с ним кодом. Номер (код) можно свободно публиковать в объявлениях, в профайлах социальных сетей, на любых интернет-сайтах. Это позволяет добавлять голосовые каналы общения к веб-ресурсам.
Кроме того, управление сервисом полностью открыто для пользователей и осуществляется через Интернет. Наконец, обеспечивается групповая рассылка голосовых сообщений (код сервиса «8880»). Можно определить до пяти групп рассылки (в каждой - до четырех мобильных телефонов) и привязать их к номеру своего телефона. Кто-то из абонентов прибегнет к групповой рассылке для координации совместных работ, собраний, деловых встреч и т.п. Кто-то воспользуется этим сервисом для общения с друзьями или членами профессионального сообщества, например нумизматами. В общем, если абоненты оценят новый способ общения как удобный, то применение ему найдется.
Voice to WAP
Сервис Voice to WAP позволяет записывать mp3файлы непосредственно с мобильного телефона и получать по SMS ссылки для загрузки этих файлов. Можно сказать, что сервис доводит идею использования контента, генерируемого абонентами, до логического завершения. Пользователь просто звонит на системный номер, и все, что он озвучивает, возвращается к нему в виде mp3-файла. Можно, например, самому себе записать рингтон. Проблем с легальностью mp3 просто не возникает: это ни что иное, как запись звонка.
Сообщение SMS, которое приходит абоненту, содержит URL для загрузки записанного файла. Естественно, это сообщение не возбраняется переслать комуто еще. В та ком случае сервис похож на диктофон, пользователь которого может сразу поделиться записанным с коллегами и друзьями. Voice to WAP позволяет создавать голосовые письма (поздравления), записывать голосовые заметки для блогов или данные для подкастов.
Аудиоподкасты
Что такое подкасты? Это - медийный контент, который публично представлен в Интернете и, самое главное, имеет стандартный формат (RSS 2.0). Именно такой формат и обеспечивает возможность прослушивания подкастов по телефону. Естественно, входящие в подкасты mp3-файлы можно и сейчас загрузить на мобильный терминал. Многие телефоны, например iPhone, прямо с RSS feed и работают. Основное же достоинство нового способа в том, что телефон не нужно настраивать, да и особых требований к нему не предъявляется.
При прослушивании можно нажимать любую клавишу для листания медиафай лов (циклического листания). Кнопки * и # обеспечивают продвижение соответственно на 15 с вперед и назад. А что вы думаете о возможности добавлять прямо в процессе прослушивания свои комментарии? Они станут доступны другим слушателям и тому же будут автоматически оформлены в отдельный подкаст - дополнительный RSS feed.
Сервис открывает авторам подкастов новый канал распространения. Кроме того, у них появляется возможность, по крайней мере теоретическая, договариваться с агрегаторами о платной поставке контента. Не исключены и какие-то другие модели использования сервиса.