Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 12 2007 |
11 декабря 2007 |
Потянулись на юг
С приходом холодов российские компании активизировали M&A-активность в южном направлении. Причина, конечно, не в тамошнем жарком климате, а в стремительном росте абонентской базы в Юго-Восточной Азии. Но смогут ли операторы получить серьезные денежные средства на конкурентных низкодоходных рынках?
В октябре-ноябре на рынке M&A состоялось 26 сделок с участием российских компаний, суммарный объем которых оценивается в $308 млн. В последние несколько месяцев все больше соглашений нацелено на приобретение зарубежных активов. А выделяются на этом поле сотовики, осваивающие необъятные азиатские просторы.
Снижение стоимости услуг сотовой связи и цен на мобильные телефоны в сочетании с низким уровнем проникновения фиксированных линий вызвали сотовый бум в странах Юго-Восточной Азии. С 2001 по 2006 г. уровень проникновения сотовой связи в Азии вырос с 9 до 29%, а от дельные рынки, например Пакистана и Бангладеш, ежегодно удваивались. К августу-сентябрю 2007 г. число подписчиков в регионе увеличилось еще на 20%, но кривая роста становится все более пологой. Операторы намерены наращивать выручку за счет внедрения VAS и выхода на сельские рынки. Диспропорция между уровнем проникновения в городах и селах - гигантская. Так, в Индии связью пользуется половина городских жителей, а в селах - 7%.
Успеть получить свою долю телекоммуникационного пирога ЮВА планируют и российские холдинги, давно декларирующие свой интерес к южной оконечности Азии. В сентябре «ВымпелКом» объявил о создании совместного предприятия с Министерством госбезопасности Вьетнама и американской Millennium Global Solutions. Altimo имеет лицензию на оказание услуг GSM в Камбодже.
В октябре-ноябре АФК «Система» в два приема довела свою долю в индийской Shyam Telelink до 51%.
Shyam занимает в своей стране 13-е место по размеру абонентской базы: в CDMA-сетях оператора зарегистрировано 100 тыс. пользователей. Пока он не способен существенно повлиять на показатели «Системы», поскольку контролирует лишь 0,05% индийского рынка и представлен только в одном регионе. Российский холдинг намерен инвестировать в его развитие до $1 млрд, половина из которых пойдет на приобретение лицензий.
Соперничать за индийских абонентов придется с лидерами мирового рынка. Агрессивную политику проводит индийское подразделение Vodafone, планирующее инвестировать $2 млрд. С этой целью оно продало пакет акций ведущего индийского оператора Bharti Airtel, который в 2002 г. для привлечения средств провел IPO.
Отметим два фактора, которые недооценивают при анализе ситуации на региональном рынке сотовой связи. Первый - очень большая доля молодых (до 14 лет) людей, которые не могут быть пользователями услуг мобильной связи физически или из-за низких доходов. В среднем она составляет примерно 30%, доходя до 42% в Лаосе и 37% в Пакистане. Второй фактор - значительная доля нищего населения. Во всем регионе ниже черты бедности живет четверть населения, в Бангладеш - 45%, на Филиппинах - 40%. А в тех странах региона, где бедных сравнительно немного, высок коэффициент Джини (он характеризует диспропорциональность доходов), т.е. низок доход основной массы жителей. Анализ уровня проникновения сотовой связи, скорректированного за вычетом самых бедных и молодых, показывает, что некоторые азиатские рынки насыщены уже сейчас.
В регионе действуют многие лидеры мирового сотового рынка, которые могут себе позволить ценовую конкуренцию, являющуюся основным двигателем их развития в не богатой Азии. Помимо Vodafone и Telenor (Пакистан, Малайзия, Бангладеш) выделим люксембургскую компанию Millicom International Cellular, торгующуюся на NASDAQ. Стоимость ее акций выросла с $1 в 2004 г. до $120 в сентябре 2007 г. Она действует на 16 национальных рынках, а в Азии присутствует в Камбодже (70% рынка), Лаосе (20%) и ШриЛанка (25%). Millicom снижает свои затраты благодаря унифицированному подходу к формированию тарифных планов и маркетинговых стратегий, предложению посекундной тарификации и сайтов с единым дизайном во всех странах присутствия. В результате удается при низких затратах на привлечение абонентов сохранять и низкий уровень их оттока.
Получится ли у российских операторов столь же эффективно управлять издержками при освоении новых рынков, пока неясно. Тарифы на сотовую связь в Индии, Китае и других странах ЮВА находятся на самом низком в мире уровне. Возможно, нашим соотечественникам стоит сконцентрироваться на приобретении компаний, оказывающих VAS-услуги. Это не так дорого, как развертывать и поддерживать сети, но зайти на рынок контента «состороны» будет крайне сложно.