Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 04 2012
10 апреля 2012

ГЛОНАСС повышает IQ на транспорте

Сегодня интеллектуальные транспортные системы в России – одна из самых развитых сфер гражданского применения систем мониторинга на базе ГЛОНАСС. Элементы таких систем используются во многих городах, повышая уровень их «транспортного интеллекта» – и облегчая жизнь граждан.

Транспортные проблемы всем известны. Это многокилометровые пробки, ДТП, снижение безопасности пассажиров на транспорте, ухудшение качества транспортного обслуживания. Справиться с ними наиболее эффективно позволяет управление движением при помощи интеллектуальных транспортных систем (ИТС), обеспечивающих безопасное, экологически чистое и комфортное перемещение людей и грузов.

Как работают ИТС

ИТС – это комплекс взаимосвязанных автоматизированных систем, решающих задачи управления дорожным движением, мониторинга и управления работой всех видов транспорта (индивидуального, общественного, грузового), информирования граждан об организации транспортного обслуживания на территории региона.

Сегодня ИТС в России – это несколько развивающихся подсистем на основе различных технологий, включая спутниковую навигацию ГЛОНАСС. В первую очередь речь идет о системах мониторинга и управления транспортом на базе терминалов, взаимодействующих с системой ГЛОНАСС. Данные о передвижении транспорта и работе дополнительного оборудования (камер видеонаблюдения, датчиков учета пассажиропотока, датчиков расхода уровня топлива) в режиме реального времени стекаются в единый диспетчерский центр, в котором на основе полученной информации принимаются оперативные решения о разгрузке трасс, изменении режима работы светофоров и реверсивных полос и пр. Информацию можно одновременно транслировать всем участникам движения: автомобилистам, водителям пассажирского и спецтранспорта, а также заинтересованным структурам в виде сообщений о ДТП, пробках, закрытых автомагистралях и т.д.

Такая информация, поступающая в режиме реального времени, способна значительно облегчить дорожную ситуацию. К примеру, в случае ДТП все имеющие к этому отношение службы мгновенно получают оповещения с приложением точных координат места происшествия. Дежурные МЧС, скорой помощи и ДПС направляют в эту точку ближайшие экипажи своих служб, контролируя их местоположение при помощи систем мониторинга на базе ГЛОНАСС. Диспетчеры маршрутов общественного транспорта, анализируя снизившуюся скорость движения, временно изменяют маршруты транспорта, направляя его в объезд места ДТП.

Важной частью ИТС являются механизмы влияния на городской трафик. Это, например, информационные табло, сообщающие водителям о затруднениях движения, а также управляемые из специального центра «умные светофоры», позволяющие изменять пропускную способность перекрестков в нужную сторону, рассеивая слишком плотные транспортные потоки.

Навигационные технологии также помогают муниципальным службам планировать уборку территорий в зависимости от погодных условий и реальной дорожной обстановки и своевременно оповещать об этом участников дорожного движения.

Города с транспортным интеллектом

В состав ИТС городов России входят ГЛОНАСС/GPS-решения, контролирующие работу транспортных средств и спецтехники различных служб экстренного реагирования (МВД, МЧС, скорой помощи), жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта и т.д. К настоящему времени элементы ИТС внедрены более чем в 100 городах в 52 регионах РФ.

Самым интеллектуальным транспортным городом в России стала Рязань. Внедрение элементов ИТС, разработанных группой компаний «М2М телематика», здесь началось в 2009 г., а сегодня оборудованием ГЛОНАСС оснащено более тысячи единиц муниципального и коммерческого транспорта Рязани и Рязанской области. Жителям региона доступны информационные сервисы, предоставляющие информацию о пробках (www.probki62.ru) и движении общественного транспорта (www.bus62.ru). В Рязани внедрены и первые в России комплексные информационные системы обеспечения безопасности и информирования пассажиров на остановочном пункте и транспорте «Умная остановка» и «Безопасный автобус». 

Элементы ИТС, например система информирования пассажиров о движении городского транспорта посредством мобильных и интернет-порталов, уже работают в Тамбове, Нижнем Новгороде, Череповце и других российских городах.

По результатам внедрения элементов ИТС в Рязани регулярность движения пассажирского транспорта достигла уровня 99,9%, оперативность реагирования бригад скорой помощи повысилась на 10%, затраты на ГСМ на транспортных предприятиях снизились на 20%. В Барнауле эффективность расходования ГСМ повысилась на 20%, на 11 мин сократилось время приезда бригад скорой помощи, а количество успешных реанимаций выросло на 15%. В Сочи экономия топлива составила 25%, повысилась трудовая дисциплина водительского состава, достигнуто 100%-ное соблюдение производственных заданий. В Ленинградской области после внедрения элементов ИТС число выездов бригад скорой медицинской помощи в течение 4 мин с момента вызова увеличилось на 14,8%. Среднее время ожидания скорой помощи уменьшилось в целом на 11,8%.

Можно также отметить, что в российских городах, где уже действуют элементы ИТС, скорость движения транспорта увеличивается на 10–15%. Кроме того, внедрение элементов ИТС позволяет фиксировать и контролировать основные показатели транспортной ситуации города/региона (скорость транспортного потока, количество автомобилей), фиксировать нарушения ПДД, контролировать соблюдение пассажирским транспортом маршрутов и расписания, отслеживать загруженность имеющихся маршрутов, отменять непопулярные маршруты и назначать новые, где это необходимо.

  

ИТС – динамично развивающееся в России направление. Это современный инструмент выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в сфере транспорта, средство обеспечения безопасности, и наконец, это способ облегчить жизнь гражданам. Представляется, что в росте «транспортного IQ» заинтересовано все общество.

По материалам компании «М2М телематика»

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!