Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 04 2013 |
Лилия ПАВЛОВА  | 09 апреля 2013 |
Навигация двойного применения
Именно такая ситуация возникнет на рынке после запуска в 2014 г. «ЭРЫ-ГЛОНАСС»: социальная система станет катализатором массового рынка спутниковой навигации на транспорте. За его долю готовы побороться и операторы связи.
Новый игрок номер один
В течение трех лет флагманом проекта выступала компания «Навигационно-информационные системы» (ОАО «НИС») – федеральный сетевой оператор системы ГЛОНАСС и единственный исполнитель работ по проекту создания системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». С прошлого года постановлением и распоряжением правительства эти задачи возложены на новую структуру – некоммерческое партнерство «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП «ГЛОНАСС»), в которое помимо НИС входят сегодня МТС, «ВымпелКом», «МегаФон», «РТКомм.РУ» («Ростелеком»), «Яндекс», ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», «Сумма Телеком», ГК «Транзас». По задумке правительства, такое партнерство позволяет организовать некую экосистему производителей устройств на базе навигационных технологий и разработчиков сервисов на основе этих устройств. Возглавляет новую структуру Александр Гурко, бывший гендиректор ОАО «НИС».
НП «ГЛОНАСС» будет работать по модели MVNO на сетях большой тройки, что позволяет убрать слой взаимоотношений между роуминговыми партнерами и сформировать «единое окно» для потенциальных пользователей системы и единую точку ответственности за качество услуги, надежность которой повышается при использовании ресурсов трех операторов. По мнению Александра Поповского, вице-президента МТС, в перспективе и в случае целесообразности к тройке могут быть добавлены и другие операторы мобильной связи. «Для нас было бы удобнее работать без MVNO, но другим участникам рынка, потенциальным операторам навигационных услуг, страховым компаниям лучше договариваться с объединенной силой, чем с каждым оператором отдельно, – заметил А. Поповский. – Что не отменяет возможности заключения отдельного соглашения с оператором, и сейчас мы обсуждаем технические аспекты такой возможности».
Что касается бывшего игрока номер один, то ОАО «НИС», как сообщил на III международном конгрессе «ЭРА-ГЛОНАСС» советник гендиректора компании Валерий Дегтярев, остается одним из основных исполнителей проекта – создает общенациональную навигационно-информационную инфраструктуру, формирует региональную сеть дочерних операторских компаний, разрабатывает типовые технические решения для транспортной телематики. Готовясь к грядущей конкуренции, компания ввела в свою стратегию новое направление – разработки с привлечением технологических партнеров устройств и сервисов сегмента М2М для массового рынка, потенциал которого начнет активно монетизироваться после запуска системы экстренного реагирования при авариях. Если в 2012 г., по оценке НП «ГЛОНАСС», объем российского навигационного рынка на транспорте (системы, решения, оборудование, услуги) составил 15 млрд руб., то в 2015 г. он достигнет 120 млрд.
Первым делом – коридоры
Основа наземной инфраструктуры связи «ЭРА-ГЛОНАСС» – полное радиопокрытие автодорог, в первую очередь федеральных трасс, входящих в транспортные коридоры Север–Юг и Восток–Запад. По словам А. Поповского, в покрытие трассы «Амур» большая тройка в прошлом году вложила 2 млрд руб., а в нынешнем инвестирует в новые проекты 3 млрд. Связано это с новым распоряжением правительства, выпущенным в декабре 2012 г. и обязывающем операторов обеспечить в 2013 г. 100%-ное радиопокрытие транспортных коридоров (сейчас покрытие федеральных трасс МТС обеспечивает на 82%, «МегаФон» – на 75%, «ВымпелКом» – на 73%). Для выполнения этой задачи операторам потребуется построить 58 базовых станций – 52 в ДФО, две в СФО и четыре в Республике Калмыкия. При этом, как отметил на конгрессе Вартан Хачатуров (Минкомсвязи РФ), для приемки работ выбран новый критерий: будет проверяться не просто покрытие, а приоритетность установления экстренного вызова и передачи необходимых данных.
Иначе говоря, вызов в случае ДТП должен быть завершен обязательно; даже если БС перегружена, оператор должен снять один из обычных вызовов и предоставить канал связи для экстренного. Внедрение необходимых для реализации данного требования систем требует масштабных технических изменений на сетях операторов, но в настоящее время большая тройка уже тестирует эти системы – так называемые тональные модемы. К слову, аналогичная работа ведется и в странах Европы, где внедряется система eCall. Как сообщил координатор этого проекта Энди Рук, европейские операторы мобильной связи обязались к 2014 г. обеспечить полное покрытие автодорог (оказывается, и там нет 100%), а также модернизировать старые сети, не обеспечивающие приоритетность экстренного вызова или передачу нужного набора данных.
Одновременно с «мобилизацией» транспортных коридоров, проходящих по территориям 31 субъекта РФ, в этих регионах разработаны целевые программы, включающие мероприятия по созданию региональных информационно-навигационных систем, которые будут взаимодействовать с ГАС «ЭРА-ГЛОНАСС». Их операторами выступят организованные в каждом из регионов дочерние компании членов НП «ГЛОНАСС» (в числе материнских компаний, кроме НИС, «МегаФон» и «Сумма Телеком»), которые должны не только создать собственно региональные системы, но и обеспечить подключение к ним транспорта, оборудованного терминалами с ГЛОНАСС, и предоставление услуг транспортной телематики на территориях своих регионов. На финансирование региональных целевых программ будут выделяться средства федерального бюджета и членов НП «ГЛОНАСС»; инвестиции составят соответственно порядка 2,4 млрд и 2,3 млрд руб. По словам А. Гурко, решения на основе технологий ГЛОНАСС и механизмы их внедрения (в том числе финансовые), апробированные в регионах транспортных коридоров, в ближайшее время будут распространены и на оставшиеся 52 субъекта РФ.
Спасение плюс
В плотном графике задач НП «ГЛОНАСС» на 2013 г., закрывает который позиция «сдача заказчику системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в полном объеме», есть пункт «доработка навигационно-информационной платформы с целью обеспечения технической возможности подключения сервис-провайдеров и агрегаторов данных, разработка макетов дополнительных приложений». В качестве расширенных функций терминала «ЭРА-ГЛОНАСС» можно, например, рассматривать использование его для реконструкции обстоятельств ДТП (сохранение данных о параметрах движения транспортного средства до, во время и после происшествия; сохранение данных о состоянии систем транспорта в этот период времени и предоставление сохраненной информации по запросу, в том числе через сети подвижной связи). Терминалы способны помочь и в предотвращении ДТП: участники дорожного движения могут передавать через них сообщения о чрезвычайных и опасных ситуациях, специализированный оператор – информировать их по ходу движения о проблемах на дороге в заданной географической области. Более того, предотвратить ДТП могут сами системы, общаясь между собой посредством технологий М2М.
Можно предположить, что владельцы автотранспорта согласились бы доплатить и за унификацию терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» с другим автомобильным оборудованием – системами мониторинга, сбора за пользование дорогами общего назначения, контроля режима труда и отдыха водителей (тахографы), сбора оплаты за проезд в пассажирском транспорте и др. Действительно, четыре-пять систем на одной машине или автобусе – мягко говоря, перебор.
Установка телекоммуникационных блоков в автомобилях (модули навигации UMTS 900 и 2100 МГц) открывает колоссальные возможности для развития новых, по-настоящему массовых коммерческих сервисов. Операторы связи и сервис-провайдеры видят свою роль в оказании услуг автопроизводителям и непосредственно владельцам транспортных средств – физическим и юридическим лицам; контент-провайдеры заинтересованы в доставке сервисов непосредственно в автомобили (пробки, развлекательный и информационный контент); страховые компании готовы обеспечить услуги интеллектуального страхования. К коммерческим услугам также относятся сервисы полноценных ИТС, управление дорогами в режиме реального времени, высокоточное позиционирование и др. Как заметил Григорий Сизов («ВымпелКом»), бизнес-модель монетизации всех этих сервисов потенциальные участники рынка рассматривают как возможность предоставления в автомобили услуг, отделенных от основной функции системы «ЭРА-ГЛОНАСС» – обеспечения безопасности, за которую в ответе MVNO. При этом важно именно сейчас, на этапе дизайна системы и формирования общей бизнес-модели партнерства, создать механизмы, которые позволили бы в максимально открытом режиме всем участникам рынка воспользоваться преимуществами «ЭРА-ГЛОНАСС» для развития новых услуг, считает его коллега из МТС. По мнению А. Поповского, интерес сотовых операторов должен быть сообразен их инвестициям в покрытие автодорог, необходимое для функционирования системы «ЭРА-ГЛОНАСС», – и они в обязательном порядке будут настаивать на присутствии во всех бизнес-моделях, связанных с дополнительными коммерческими сервисами на основе терминалов, которые будут устанавливаться в автомобилях в рамках развертывания системы.
Похоже, что посланные волею государства на реализацию социально значимого проекта операторы связи твердо намерены побороться за свои коммерческие интересы и свою долю будущего рынка массовых навигационных услуг на автотранспорте. В добрый путь.