Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
![]() |
Наталия КИЙ  | 22 декабря 2007 |
Владимир Горбачев: «Развитие информационного общества – часть задачи по диверсификации экономики»
В преддверии Нового года шаги государства по развитию информационного общества в 2007 г. специально для «ИКС» прокомментировал В.Л. Горбачев, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Первый заместитель Председателя Комитета ГД по энергетике, транспорту и связи.
«ИКС»: Как Вы оцениваете факт принятия Стратегии развития информационного общества на как минимум седьмом году декларируемого развития ИО? Ваша общая оценка Стратегии.
Как известно, Совет безопасности Российской Федерации 25 июля 2007 утвердил Стратегию развития информационного общества в России, предложенную Министерством информационных технологий и связи. Стратегия развития информационного общества в РФ явилась своевременным документом.
Сегодня наша страна взяла курс на инновационный путь в экономике. Стать в России одним из ключевых условий реализации инновационной модели роста отечественной экономики может именно отрасль информационных технологий и связи, которая является наиболее динамично развивающимся сектором экономики.
Таким образом, развитие информационного общества, базирующееся на создании и широком применении информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизни общества, – это часть более общей задачи по диверсификации нашей экономики, повышению ее конкурентоспособности, благосостояния людей, укрепления безопасности.
И раз мы поставили стратегическую цель – модернизация с упором на ИКТ, то и бурно развивающемуся отечественному телекоммуникационному рынку необходимо придать новое качество.
Принятие Стратегии позволит детально определить систему мер по ускоренному продвижению к развитому информационному обществу, придать работе большую системность и целенаправленность, подключить к решению этой проблемы инвестиции.
Важно и то, что Стратегия будет способствовать решению проблемы так называемого цифрового разрыва - разницы в доступности услуг связи в крупных городах и в сельской местности. За последнее десятилетие уровень проникновения фиксированной связи в РоссииРоРо увеличился в 2 раза и достиг 29%. В то же время, если сравнить город и село, то мы увидим такие данные: в городах обеспеченность жителей в среднем составляет 35%, в сельских районах лишь 13,5%.
Важнейшим приоритетом Стратегии является реализация на практике конституционных прав граждан на доступ к информации для всех категорий граждан вне зависимости от их индивидуальных, культурных особенностей и географического местоположения, обеспечение равных возможностей для получения базовых услуг связи, стимулирование дальнейшего распространения и массового применения информационных технологий в социально-экономической сфере.
«ИКС»: Достаточен ли уровень конкретики формулировок, обозначающих цели, задачи и принципы развития ИО? Какие из контрольных значений Вам кажутся достижимыми, а какие нет?
Стратегия — это документ общего направления. В нем перечислены общие цели, пути и результаты задуманного, общие стратегические ориентиры развития до 2015 г. А для реализации далее будет разрабатываться соответствующий план, который будет осуществляться в рамках федеральных, региональных, ведомственных программ, исполняемых на основе бюджетного и внебюджетного финансирования, привлечения отечественных и зарубежных инвестиций для выполнения конкретных проектов.
Собственно, в отдельных регионах или отраслях уже есть четкие программы внедрения информационных технологий. А Стратегия нужна, чтобы взглянуть на картину шире: через какое время и как именно изменится жизнь в процессе ее реализации.
План конкретных мероприятий, разработанных при участии федеральных и региональных органов исполнительной власти, представителей бизнеса, научных организаций и организаций гражданского общества как ожидается, до конца года будет передан в Правительство РФ, и в соответствии с ним будет оцениваться реализация Стратегии. Доклад ежегодно будет представляться Президенту.
К 2015 г в результате реализации Стратегии необходимо достигнуть ряда значений контрольных показателей развития информационного общества, в том числе:
-доли добавленной стоимости видов деятельности, связанных с созданием и внедрением инфокоммуникационных и других наукоемких технологий, в объеме ВВП – не менее 12%;
-доли продукции на базе ИКТ в структуре национального экспорта – не менее 8%;
-объем поступлений от экспорта технологий в ВВП – не менее 0,4%;
-доступ к открытым государственным информационным ресурсам в Интернете – 100% населенных пунктов России;
-число точек общественного доступа к Интернету – не менее 4 на 10 тыс населения;
-доступ к телефонной связи – 100% населенных пунктов России;
-реализация госорганами базовых услуг электронного правительства – 100%;
-доля госорганов, использующих информационные технологии в процессе выполнения возложенных функций – 100%;
-выполнение требований по обеспечению безопасности инфокоммуникационных систем, используемых на ключевых объектах инфраструктуры России – 100%.
Темпы развития отрасли связи позволяют говорить о том, что эти планы непременно будут реализованы.
Возьмем пример с внедрением универсальной услуги. Обеспечить граждан современными услугами связи призвана система универсального обслуживания, заложенная в Законе «О связи», реализация которой сегодня идет успешно, число нетелефонизированных населенных пунктов стабильно сокращается.
На сегодняшний день на территории Российской Федерации в рамках реализации системы универсального обслуживания установлено 142 тысячи таксофонов, которые размещаются по принципу «шаговой» доступности для населения, и около 12 тысяч пунктов коллективного доступ к сети Интернет.
Самое современное цифровое оборудование может сделать доступными все виды услуг связи в самых удаленных и малонаселенных уголках России. Когда Интернет станет обычным делом в любом селе, тогда люди получат доступ к самому ценному ресурсу развития – к информации, к знаниям.
В 2008 году планируется завершение первого этапа внедрения универсальной услуги на всей территории Российской Федерации, предусматривающего установку в поселениях таксофонов универсального обслуживания и организацию пунктов коллективного доступа в сеть Интернет.
Как только мы решим первую задачу, на втором этапе, по мере развития телекоммуникационной инфраструктуры будет расширен перечень универсальных услуг связи - начиная с 2009 года, предполагается телефонизация непосредственно самих домохозяйств, а также обеспечение каждой квартиры широкополосным доступом к сети Интернет.
Думаю, что задача к 2010 году обеспечить 100-процентный уровень доступности для граждан базовых телекоммуникационных услуг на всей территории страны - вполне реальная.
Хорошие результаты показала программа подключения российских школ к сети Интернет в рамках национального проекта «Образование». Во многих регионах подключение школ к всемирной информационной сети прошло с опережением графика, так, к началу учебного года 100% школ Кубани, региона, который я представляю в Государственной Думе, были подключены к Интернету.
Сегодня Мининформсвязи уже готово участвовать в другом нацпроекте – «Здравоохранение».
Программа развития здравоохранения состоит из нескольких направлений. Одно из них – оснащение станций скорой медицинской помощи средствами устойчивой связи.
Также в рамках проекта по здравоохранению будет проведена работа по внедрению телемедицинских технологий в деятельность медицинских учреждений. Телемедицина позволит осуществить серьезный шаг вперед в развитии здравоохранения в нашей стране, она призвана сделать помощь врачей более оперативной и качественной, обеспечить квалифицированными медицинскими услугами каждого жителя России. Телемедицина очень актуальна именно в России – стране с огромными территориями и отдаленностью населенных пунктов друг от друга, большим количеством труднодоступных районов.
В целом важно понимать, что требований, обеспечивающих успех проектов по построению ИО, немало. Это, в частности, большая работа с законодательством.
Успешному продвижению к построению информационного пространства в России должна способствовать соответствующая правовая база, которая в настоящее время еще не полностью сформирована.
Для увеличения темпов развития высокотехнологичных отраслей необходимо усовершенствование законодательства в сфере информационных технологий и проведение государственной политики, направленной на повышение инвестиционной привлекательности этих отраслей экономики, поддержку российских производителей высокотехнологичной продукции и услуг, содействие продвижению этой продукции как на внутреннем, так и на мировом рынках, развитие интеллектуального потенциала в сфере высоких технологий.
Поэтому Государственная Дума обязана обеспечить эту сферу законодательной базой для мощного и поступательного развития.
«ИКС»: Какую роль в развитии ИО, по вашему мнению, должна сыграть Комиссия по вопросам развития ИО при Совете при Президенте по науке, технологиям и образованию?
Комиссия по вопросам развития информационного общества была создана по инициативе Совета безопасности России. Председателем Комиссии назначен Министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман. В ее состав вошли известные представители российской науки, губернаторы, руководители ИТ-компаний, депутаты Госдумы.
Комиссия будет разрабатывать предложения по реализации Стратегии, осуществлять подготовку ежегодного национального доклада о развитии информационного общества, проводить по поручению главы государства экспертизы проектов федеральных законов и нормативных правовых актов по вопросам развития информационного общества.
Комиссии предстоит создать рабочие группы по основным направлениям реализации Стратегии, подготовить предложения по финансовому обеспечению мероприятий, а также и по системе прогнозных показателей, характеризующих уровень развития информационного общества в России.
Я уверен, что опыт и ответственный подход к делу Леонида Реймана позволят сделать эту работу максимально эффективной и конструктивной.
«ИКС»: Вы, безусловно, знаете о ситуации с конкурсами по выделению частот, в которой оказалась Россвязьохранкультура. С одной стороны, Мининформсвязи и «Сумма-телеком» судятся за продолжение конкурсов, с другой ФАС и «Вымпелком» - за их отмену.
Когда ситуация доходит до судебных разбирательств, то последнее слово остается за судебным решением, поэтому в данной ситуации необходимо дождаться окончания этого процесса. Если в конечном итоге придется аннулировать результаты конкурсов, которые были проведены на новых условиях, то Комиссия соберется вновь, чтобы выполнить те требования, о которых будет говориться в вердикте арбитражного суда.
P.S. О предстоящей законодательной работе в области связи Госдумы пятого созыва читайте в «ИКС», №1`2008