Rambler's Top100
Статьи ИКС № 07-08 2012
Андрей ПАВЛОВ  Дмитрий БАСИСТЫЙ  Дмитрий КУСАКИН  31 июля 2012

Бизнес-план и финансовая оценка создания ЦОДа высокого уровня надежности

Принимая решение о создании ЦОДа, необходимо четко представлять себе перспективы спроса на его услуги. Понимание того, для каких целей предназначается дата-центр, имеет ключевое значение при разработке его экономической модели и обосновании инвестиций.

Количество коммерческих ЦОДов в Москве и Московской области уже перевалило за сотню, причем за последние полтора года общая площадь дата-центров выросла в два раза. По мнению специалистов, рынок перестал стагнировать и развивается ускоренными темпами. Постепенно появляется спрос на услуги ЦОДов уровня надежности Tier III–IV со стороны корпоративного сегмента, включая банковский и государственный секторы.

Однако многие дата-центры, позиционирующие себя как ЦОДы уровня Tier III и выше, на деле таковыми не являются. К сожалению, формирование предложения услуг с учетом подобных «условно Tier III–IV» объектов искажает реальную картину рынка.

 ФАКТЫ И ЦИФРЫ

По оценкам Datacenter Dynamics, российский рынок ЦОДов по размеру инвестиций в 2011–2012 гг. обгоняет Индию, Китай и Бразилию. По показателю роста площадей за тот же период среди стран BRICS Россия уступает только Бразилии.

В рамках исследования состояния российского рынка коммерческих дата-центров, проведенного аналитическим центром Headwork Analytics, были опрошены представители 203 российских компаний, годовая выручка которых превышает 1 млрд руб., а центральный офис располагается в московском регионе. Согласно результатам исследования, коммерческие дата-центры сконцентрированы в столице: в Москве и Подмосковье находится 60% таких ЦОДов, на Санкт-Петербурге приходится 15% рынка, 25% — на остальные регионы.  

Большинство маркетинговых исследований не учитывают этих особенностей и оперируют данными, полученными от владельцев ЦОДов. Но не все владельцы готовы предоставлять реальную информацию о стоимости строительства, сообщать подробности технических решений, и многие, безусловно, пытаются скрыть недостатки и их возможные последствия.

По масштабам российский рынок ЦОДов пока нельзя сравнивать с западным. Совокупная площадь крупнейшего в стране московского рынка — а это 98 коммерческих дата-центров с числом стоек 9331 — составляет 26 тыс. кв. м. Это меньше площади одного крупного американского ЦОДа — SuperNAP*.

Таким образом, рынок еще очень мал, нет сформированных локальных законов, правил, отсутствует статистика. Принципы же развития услуг ЦОДов в Европе нельзя переносить на нашу почву без поправок.

К тому же все проводимые исследования рынка – это исследования предложений. В отчетах аналитических агентств можно найти такие данные, как цена за стойку, параметры ЦОДа, объемы продаж, динамика заполняемости, объем рынка/доля, стоимость продажи услуг и т.д. Но компетентные маркетинговые исследования спроса практически отсутствуют: нет анализа по секторам потребления услуг – банки, государство, производственные компании, телеком, транспорт и т.д., анализа требований клиентов, ожидаемой цены услуг, прогноза объемов потребления услуг ЦОДов на ближайшую перспективу. Однако понимание перспектив спроса на предлагаемую услугу в период от двух лет, от разработки бизнес-плана до сдачи объекта в эксплуатацию, совершенно необходимо при принятии решения о строительстве ЦОДа. В этой ситуации особую важность приобретает разработка бизнес-плана его создания.

Бизнес-план и бизнес-задачи

Обычно разработка бизнес-плана начинается с определения основной бизнес-задачи будущего ЦОДа. Понимание того, для каких именно целей предназначается создаваемый объект, имеет ключевое значение при подготовке экономической модели и обосновании инвестиций.

Можно выделить следующие модели бизнеса:

• корпоративные ЦОДы, обслуживающие только собственные потребности и внутренних корпоративных заказчиков;

• коммерческие ЦОДы, предоставляющие универсальные услуги аренды площадей под серверные мощности, аренды серверного оборудования со всей необходимой инфраструктурой, а также сопутствующие услуги;

• ЦОДы со смешанной структурой услуг (обслуживающие как внутренних, так и внешних заказчиков).

В первой модели основным целевым показателем будет сокращение операционных затрат на сопровождение инфраструктуры корпоративного ЦОДа. Например, Сбербанк РФ в случае консолидации вычислительных ресурсов по всей территории России планировал экономить около $100 млн в год, что может стать ключевым фактором при принятии решения о создании консолидированного ЦОДа. Собственно, это и произошло: в ноябре прошлого года банк торжественно открыл МегаЦОД в Москве в районе Южного порта, инвестиции в который составили около $1,5 млрд. Окупить проект планируется в течение 2–3 лет.

Вторая модель должна полностью учитывать текущую и перспективную картину спроса и предложения на рынке услуг ЦОДов, она требует понимания того, кто будет клиентом ЦОДа, какие объемы и кому можно будет предложить, будет ли предложение иметь какие-либо ключевые дифференциаторы на рынке услуг, почему целевой клиент должен выбрать именно ваш ЦОД.

Например, компания DataSpace Partners, создавая совместно с HP в Москве ЦОД, сертифицированный по уровню Tier III, сразу выбирала сегмент спроса, ориентированного на надежную инфраструктуру и высокую отказоустойчивость при достаточно высокой цене услуг. ЦОД DataSpace первым в России прошел сертификацию Tier III Facility (реализованных решений) и может считаться самым надежным в стране. Однако стоимость размещения оборудования в этом ЦОДе значительно выше среднерыночной. Владельцы рассчитывают, что клиентами центра станут финансовые и промышленные структуры.

Третья модель имеет по сравнению со второй положительный фактор в виде некоторого демпфера – гарантированного потока внутренних клиентов. Однако учет потребностей широкого спектра клиентов предполагает достаточно дифференцированный подход к инфраструктуре ЦОДа, что обязательно должно быть учтено при подготовке технического задания и проектировании. В качестве примера можно упомянуть оператора «МегаФон», который уже реализует программу модернизации и создания новых ЦОДов по всей стране, как для собственных нужд, так и для предоставления коммерческих услуг своим клиентам.

Все три модели характеризуются своим подходом к обоснованию инвестиций и необходимым набором средств для подготовки бизнес-плана.

Обоснование инвестиций

Модель 1: ЦОД для собственных нужд. Ключевым показателем при формировании экономической модели обоснования инвестиций в данном случае будет экономия за счет сокращения затрат на тот или иной бизнес-процесс, который после создания ЦОДа станет более эффективным. Для оценки эффективности могут служить такие показатели, как увеличение скорости обслуживания запросов клиентов, уменьшение времени простоя и, как следствие, минимизация убытков от остановки производственных процессов, сокращение операционных расходов, экономия от консолидации инфраструктуры и т.п.

Бизнес-кейс готовится по стандартной модели c описанием текущей ситуации и текущих затрат и оценкой целевой модели и ее финансовой составляющей. Таким образом, важнейшим моментом является детальность проработки модели, ее согласование с общей стратегией развития организации, стратегией развития ИТ, программой реализации смежных проектов внутри организации. Детально проработанный бизнес-план становится базой для подготовки технического задания и разработки концептуального проекта ЦОДа.

Принятие решения о финансировании и реализации бизнес-плана во многом зависит от готовности менеджмента инвестировать в прогресс компании. В данном случае обязательно наличие спонсора проекта внутри организации.

Модель 2: коммерческий ЦОД с универсальными услугами. Коммерческие ЦОДы обслуживают компании, которые желают  воспользоваться услугами аутсорсинга. Абоненты ЦОДа могут установить или арендовать сервер и хранить на нем данные, доступные лишь владельцу, обеспечить своим сотрудникам и клиентам почтовый сервис, получить квалифицированную поддержку информационных проектов. Обычно ЦОД предоставляет клиентам возможность подключения к каналам связи магистрального оператора.

Главная цель бизнес-плана – экономическое обоснование проекта создания коммерческого ЦОДа. В нем должны быть рассмотрены финансовые и технические характеристики проекта по трем сценариям: пессимистичный, средний, оптимистичный.

Каждый из сценариев представляет собой набор предположений, влияющих на результаты деятельности предприятия. Основным критерием успешности (возврата инвестиций) является положительный показатель NPV – чистая приведенная стоимость денежного потока инвестиций и доходов. В основе расчета NPV лежит ставка дисконтирования. Вторая важная характеристика эффективности инвестиций – показатель IRR (внутренняя норма доходности). Все показатели рассчитываются для трех сценариев. За окончательный период оценки эффективности проекта обычно принимают 10 лет, так как это типичный срок амортизации инвестиций в здание и инженерную инфраструктуру (срок их полезного использования).

Детальная разработка маркетинговой стратегии с описанием предлагаемых рынку услуг ЦОДа (девелопинг, хостинг, облака, colocation и т.д.), их конкурентных преимуществ, принципов формирования цены, дифференциаторов от ближайших конкурентов – важная часть бизнес-плана. Именно на этом этапе разработки необходимо провести оценку спроса на предлагаемые услуги на рынке и составить прогноз на срок реализации бизнес-плана.

Следует также уделить внимание расположению будущего объекта. Более 60% коммерческих ЦОДов расположено в Московском регионе, что объясняется скорее психологическими факторами, чем технологическими. Одна из главных причин создания ЦОДа вне Москвы – это, наряду с проблемами подбора подходящих площадок в черте города, нехватка дешевых энергоресурсов. На территории Москвы энергоресурсы отличаются довольно высокой ценой за киловатт-час. За последние несколько лет энергетический потенциал за счет перепрофилирования предприятий города частично удалось использовать в «мирных целях», в том числе при строительстве коммерческих ЦОДов. Но после принятия в ноябре 2009 г. Федерального закона № 261-ФЗ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности размещение объектов подобного уровня в черте города нерационально.

Не менее важная проблема – ограничения на размещение дизель-генераторных установок (ДГУ), которое в городской черте разрешено только в промышленных зонах (это связано с вопросами экологии). Однако ряд операторов, предлагая услуги новых ЦОДов, анонсируют наличие в них ДГУ при размещении дата-центра в пределах жилой застройки, что категорически запрещено. Обход этого запрета в форме размещения около здания ЦОДа мобильных ДГУ (на колесной платформе) нельзя считать хорошим решением, так как возникают ограничения по резервируемой мощности и размещению локального топливохранилища для обеспечения непрерывной работы в течение 12 ч**.

Модель 3: ЦОД со смешанной структурой услуг. При обосновании инвестиций в создание такого ЦОДа необходимо понимать реальные пропорции между внутренними потребностями и услугами, которые могут быть предложены рынку. Четкое представление о них позволит сформировать ясную экономическую модель и правильно оценить срок возврата инвестиций.

Создавая бизнес-план, в первую очередь необходимо решить, какой продукт, какую услугу вы собираетесь предлагать рынку. На первый взгляд, услуги дата-центров однотипны, но при более пристальном взгляде выясняется, что отдельные виды услуг предполагают отличные от других бизнес-процессы, капитальные вложения и операционные расходы.

Первый и самый распространенный, базисный класс услуг – аренда стоек и пространства внутри стоек. Это самая простая с точки зрения бизнес-процессов и технологии услуга, по сути – аренда недвижимости с определенными параметрами качества и мощности предоставляемого электроснабжения и микроклимата.

От первого класса услуг неотделим второй – предоставление каналов связи.

Но даже в данном случае есть множество маркетинговых альтернатив. Вопрос «сколько стоит дата-центр на 1000 стоек?» так же не имеет смысла, как и вопрос, сколько стоит автомобиль с объемом двигателя 3 л. Какой мощности будут стойки? Какие каналы связи необходимы? Какой требуется уровень надежности? Прежде чем начинать писать бизнес-план, необходимо определить, кому предполагается продавать услуги.

На рынке присутствуют дата-центры с разными наборами нагрузочных характеристик в пересчете на стойку. Клиенты из разных сегментов имеют собственные требования к мощности, так как серверное оборудование крайне разнообразно. К операторам ЦОДов поступают запросы на стойки с подводимой мощностью от 1 до 30 кВт.

К сожалению, построить универсальный дата-центр практически невозможно, и либо приходится перезакладываться на максимальные решения и применять дорогостоящие технологии, либо на этапе маркетинга следует определить, в каких пропорциях дата-центр будет содержать стойки с разными мощностными характеристиками. Все эти параметры напрямую влияют на размер капитальных вложений в пересчете на 1 кВт и одну стойку.

Еще один класс услуг, виртуальный хостинг, облака и аренда серверов, – это более высокоуровневые услуги, они требуют больших капитальных вложений и операционных расходов, но при этом и более маржинальны. На Западе данные услуги часто отделяют от услуг аренды стоек. Компании, предоставляющие виртуальный хостинг, облака и аренду серверов, обычно сами не строят помещения дата-центров, а лишь арендуют их оптом. В российской же практике дата-центры с удовольствием объединяют эти услуги в рамках одной компании и стараются нарастить вертикальную интеграцию.

Таким образом, перед созданием бизнес-плана по рассматриваемой модели нужно четко ответить на два вопроса:

• какой перечень услуг будет оказывать ваш дата-центр?

• на каких клиентов и какие их запросы он будет рассчитан?

Ответы на эти вопросы лягут в фундамент бизнес-плана, отразятся на конкретных финансовых показателях будущих капитальных и операционных затрат.

Общие рекомендации по частным вопросам

Затраты через призму TCO и эскизного проекта. Написание бизнес-плана должно тесно пересекаться с процессом создания эскизного проекта или концепции будущего дата-центра. Это связано с тем, что невозможно посчитать финансовую модель ЦОДа без выбора конкретных технических решений, стоимость и сроки реализации которых значительно влияют как на капитальные вложения, так и на операционные расходы. К примеру, более энергоэффективные технологии существенно дороже, чем традиционное фреоновое кондиционирование, но зато они позволяют получить экономию на операционных расходах до 20%.

Единственным реальным инструментом для измерения эффективности дата-центра с коммерческой точки зрения может быть только ТСО – совокупная стоимость владения. TCO – это совокупность затрат на строительство и обслуживание ЦОДа с учетом коэффициентов дисконтирования. Можно купить недорогое инженерное оборудование и тратить огромные деньги на электричество и поддержание его работоспособности, а можно заплатить больше, но получить недорогую в обслуживании систему. Возможна и ситуация, в которой закупленное инженерное оборудование с превосходными техническими характеристиками не окупится за весь срок службы дата-центра.

Принимая это во внимание, необходимо тщательно взвешивать все «за» и «против» при выборе того или иного технического решения и максимально детально сравнивать капитальные и операционные расходы.

Кассовый разрыв как зеркало ошибок при оценке капитальных затрат. Первая и главная неприятность, ожидающая потенциального инвестора, – это абсолютная величина капитальных вложений при строительстве дата-центра. Чудес в этом мире не случается, и не стоит рассчитывать построить ЦОД в разы дешевле, чем $25–30 тыс. в расчете на одну стойку 5 кВт. И чем более высокотехнологичный и высоконагруженный дата-центр планируется, тем дороже будут обходиться инженерные системы в пересчете на 1 кВт, подведенный к ИТ-оборудованию.

В значительной мере на стоимость строительства будет влиять топология выбранного здания или помещения. Необходимость же покупки электрических мощностей, особенно в крупных городах, может мгновенно сделать проект дороже – на величину от 30% до двух раз.

В структуре капрасходов на создание ЦОДа выделяют несколько основных статей – это затраты на строительную подготовку помещения либо на строительство здания, на создание инженерной инфраструктуры дата-центра, на создание телекоммуникационной инфраструктуры, а также на покрытие кассовых разрывов до выхода объекта на самоокупаемость.

О последнем пункте потенциальные инвесторы периодически забывают, но его доля может оказаться весьма весомой в общей структуре расходов. Нужно помнить, что строительство дата-центра – дело небыстрое, оно может занять от полугода до двух лет, считая с начала проектирования, в зависимости от масштаба. При этом уже на начальных этапах написания технического задания и разработки проектной документации следует собирать команду, которая в дальнейшем будет обслуживать этот дата-центр. И если в самом начале достаточно одного-двух специалистов, то на этапе строительства команда должна быть укомплектована на 30–50% от общего регламентного количества технических сотрудников. Это позволит минимизировать или устранить большинство недочетов при приемке объекта, пуске его в тестовую, а затем и в коммерческую эксплуатацию. Так вот, этот персонал, а затем уже увеличившийся штат в начале коммерческой эксплуатации и вплоть до выхода на операционную самоокупаемость будет требовать значительных средств, которые обязательно следует учитывать при создании бизнес-плана и расчете финансовой модели.

К капитальным затратам можно отнести и арендные платежи, которые придется перечислять из инвестиционных денег вплоть до выхода на самоокупаемость.

Капитальные затраты на создание инженерной инфраструктуры складываются из стоимости инженерных подсистем, традиционных для ЦОДа, причем большую часть из них – до 60–70% от общей стоимости дата-центра – составляют подсистемы энергоснабжения и кондиционирования.

По возможности необходимо предусмотреть поэтапное наращивание мощностей дата-центра, что позволит оптимизировать капитальные вложения и существенно улучшит финансовые показатели проекта. При этом необходимо соблюсти принцип разумности и не пытаться вводить в эксплуатацию по одной или две стойки. Шаги масштабирования ЦОДа можно просчитать на основе прогноза продаж его услуг и инструментария логистической науки в области складских остатков.

«Зеленые» технологии и операционные расходы. Объем операционных расходов напрямую зависит от применяемых технических решений. Например, в случае энергоэффективных «зеленых» технологий можно рассчитывать на снижение ежемесячных затрат на поддержание работоспособности дата-центра за счет уменьшения расходов на электроэнергию. Можно также варьировать размер фонда оплаты труда, отдавая на аутсорсинг часть бизнес-процессов.

Стабильным остается лишь следующий перечень статей расходов: аренда помещений; электроэнергия; другие коммунальные услуги, помимо электроэнергии; фонд оплаты труда, в том числе затраты на обучение специалистов; техническое обслуживание инженерных систем; налоговые отчисления; поддержание офиса; маркетинговое продвижение.

Наиболее затратными статьями в дата-центре являются оплата электроэнергии (до 60% от общей суммы затрат), расходы на содержание персонала, причем чем более высокого уровня услуги предоставляет дата-центр (например, облака), тем большая доля в операционных затратах приходится на персонал. Большие доли также занимают арендные платежи и техническое обслуживание инженерных систем.

По грубым оценкам, величина ежегодных расходов на дата-центр, при условии выхода его на полную мощность, может достигать половины стоимости его строительства, причем большую часть этой суммы составят счета за электроэнергию.

Поскольку второй существенной статьей являются расходы на содержание персонала, это подталкивает владельца дата-центра оптимизировать данный раздел с не меньшим энтузиазмом, чем энергопотребление. Но сделать это зачастую не представляется возможным, так как стоимость специалистов диктует рынок труда, а их количество – типовые регламенты обслуживания ЦОДа и стандартный перечень инженерных подсистем. Самые простые способы уменьшить относительную долю этих затрат в общей сумме расходов на содержание дата-центра – это максимальная детализация регламентов обслуживания, что позволит привлекать менее квалифицированные кадры, передача обслуживания части подсистем аутсорсинговым компаниям и увеличение масштабов дата-центра, при котором рост количества персонала носит нелинейный характер.

  

Безусловно, структура и процесс разработки бизнес-плана создания дата-центра высокого уровня надежности куда сложнее и детальней тех стежков, которые мы попытались набросать в этой статье. Общей методике разработки бизнес-планов посвящены многочисленные тома научной и околонаучной литературы. Мы просто попытались отметить ряд важных, на наш взгляд, моментов, которым следует уделить должное внимание при разработке бизнес-плана для ЦОДа категории надежности не ниже Tier III.  

_____________________________________________________________

* Данные по состоянию на 19.10.2011.

** Одно из требований Uptime Institute по надежности инфраструктуры ЦОДа уровня Tier III.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!