Rambler's Top100
Статьи ИКС № 09 2012
Евгения ВОЛЫНКИНА  18 сентября 2012

Облака, Russian Edition

В России есть и главный изготовитель государственных облаков, и национальная облачная платформа, но практических реализаций концепции облачных вычислений мало, да и те, что есть, в большинстве своем имеют шансы скорее на локальном рынке.

О том, какие облака уже работают в России, и о тех трудностях, которые с их внедрением испытывают провайдеры и корпоративные пользователи, шла речь на конференции «Облачные технологии и перспективы их развития в России». Теоретические доводы в пользу облачной модели предоставления ИТ-сервисов общеизвестны, но под разговоры о благотворном влиянии облаков на САРЕХ и ОРЕХ, об удобствах предоставления и потребления облачных сервисов поголовье российских облаков растет очень медленно, и на многочисленных конференциях, посвященных облачной теме, говорят фактически об одних и тех же проектах.

Причина, скорее всего, в общероссийской практике решения любых задач инвестициями в «матчасть», в данном случае – в ИТ-инфраструктуру. Да, технологическая платформа является базой облачных вычислений, но для построения экономически эффективного облака ее недостаточно. Как отметил руководитель направления решений для ЦОД Cisco Systems Олег Коверзнев, облако – не технология, а экономическая и операционная модель предоставления ИТ-сервисов, и именно в этом заложены определенные сложности с адаптацией данной модели в России.

О. Коверзнев: «Энтузиазм по отношению к облакам постепенно снижается, хочется уже видеть практиков этого дела, а не только теоретиков»

Инициаторами перевода ИТ-сервисов компании в облако у нас обычно выступают специалисты ИТ-подразделений, которые хорошо понимают, как это сделать технически, но при этом часто забывают о бизнес-модели облака, а из-за этого проект не достигает намеченных целей и не демонстрирует ожидаемых преимуществ облачных технологий.

В принципе ждать от айтишников познаний в вопросах реорганизации бизнес-процессов не приходится, да и нет у них таких полномочий, поэтому непременным условием успеха любого облачного проекта является поддержка со стороны руководства компании. Причем поддержка эта должна быть активной, т.е. требуются инвестиции не только в ИТ-инфраструктуру, но и в правильное выстраивание бизнес-процессов. В противном случае получается облако, рентабельность которого, удобство пользования сервисами, популярность у пользователей сильно оставляют желать. Потому-то в России развиваются главным образом не публичные, а частные облака, для которых экономическая эффективность при нынешней ситуации на рынке не является критически важным показателем.

Но публичные облака, предназначенные для корпоративных пользователей, у нас все же есть. За последний год заметно выросло облако компании «ДатаЛайн», работающее на базе ее собственного дата-центра: если год назад речь шла о 16 клиентах, использующих 162 виртуальные машины, то сейчас, по словам заместителя гендиректора компании Вадима Самойлова, клиентов уже больше 40, а виртуальных машин – свыше 700. Практически все нынешние клиенты отдают в облако лишь часть своих ИТ-сервисов, и лишь один рискнул всей своей инфраструктурой. Как оказалось, драйвером этого смелого шага стала российская таможня, задержавшая собственное оборудование клиента на два месяца, в течение которых облако «ДатаЛайн» хорошо справлялось с работой, так что клиент, получив-таки свое «железо», решил из облака не выходить даже частично.

Возможный приход в Россию глобальных облачных игроков типа Google или Amazon (Microsoft уже здесь) наших провайдеров, похоже, не пугает: «ДатаЛайн» полагает, что среди российских компаний есть весомая категория клиентов, для которых главное не цена, а качественная русскоязычная поддержка.

Ну а российское подразделение компании LG недавно разработало любопытное публичное облако для частных пользователей. Сервис LG Cloud предоставляет функции хранения документов, фотографий и видеофильмов пользователя и доступа к этим данным с любых подключенных к Интернету устройств. Поддерживается возможность потокового воспроизведения видеофайлов с автоматическим конвертированием их в формат, поддерживаемый конкретным пользовательским устройством. Как объяснил менеджер LG Cloud Сергей Чебанов, такую технологию удалось реализовать за счет использования практически неограниченного ресурса облака Amazon. Вот только с запуском на родине этой российской разработки пока проблемы: подобный сервис требует качественного широкополосного мобильного доступа, которого в России фактически нет, несмотря на многолетние разговоры о 3G, 4G

и т.п. Кроме того, крупные риски неизбежно создаст и нелицензионный контент, в изобилии имеющийся у наших пользователей. Поэтому запуск этого «облака поверх облака» состоялся на родине LG в Южной Корее. Вот так очередная российская разработка, претендующая на глобальный рынок, не нашла применения в своем отечестве.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!