Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Лилия ПАВЛОВА  21 января 2008

SOA – не панацея

Оптимистические SOA-истории, уже опубликованные на нашем портале,  не отменяют нашего главного вопроса: "SOA – очередной маркетинговый миф или новая ИТ-реальность структурированного бизнеса?"

Об эффективности внедрения SOA (Service-oriented architecture) в ВТБ отзываются неоднозначно. Это при том, что Внешторгбанк в реализации своих интеграционных проектов опирается на идеологию SOA.

Д. Косицын, начальник отдела интеграции систем ВТБ, объективности ради рассмотрел как "минусы", так и "плюсы" такого подхода ("чтобы идущие следом за нами могли обойти те "грабли", на которые мы все же наступили", – пояснил он).

 Справка iksmedia

Интеграционный проект ВТБ в идеологии SOA, начатый около года назад, разворачивается как в головной организации, так и в филиалах. К концу 2007 г. была успешно реализована задача по интеграции расчетной системы. В настоящее время работа продолжается: запускаются проекты внедрения системы автоматизации операций с ценными бумагами, системы автоматизации операций факторинга, а также пилотный проект по интеграции систем сметного планирования в филиалах. Цели SОА-проекта ВТБ стандартны: прозрачность бизнес-процессов, позволяющая легко вносить изменения, подключать новые информационные системы и при необходимости изменять существующий функционал (не забывая о надежности, безопасности и производительности системы). В качестве поставщика решения и одновременно в качестве генерального подрядчика проекта выбрана компания IBM (решение IBM Web Sphere).



Как замечает Д. Косицын, сегодня цена вопроса может оказаться ниже, чем даже год назад: "Традиционно считается, что SOA-проекты очень дороги. Действительно, так и было до недавнего времени. Мы долго выбирали интеграционное решение – и я считаю, что был  выбран лучший на рынке продукт. Но цена его действительно высока. Однако технологии дешевеют и, по моему субъективному мнению, сегодня на рынке уже можно найти продукты, которые не сильно уступают по качеству, но значительно дешевле."

В качестве "хорошей новости" представитель ВТБ отметил, что методология SOA, действительно, позволяет достичь декларируемых целей: "Воспользовавшись бизнес-процессами, реализованными в процессе интеграции расчетной системы, мы ушли от исторически сложившегося хаоса к весьма прозрачным процессам, – и новые системы, которые у нас появляются, органично вливаются в ИТ-инфраструктуру, не затрагивая систем, которые уже существовали." Однако при внедрении SOA, как показал опыт ВТБ, следует уделить особое внимание описанию и моделированию бизнес-процессов, потому что если модель изначально была неточно сформулирована, возникают неточные требования к бизнес-сервисам. Это приводит к тому, что приходится не только переделывать саму интеграционную инфраструктуру, но и сервисы, реализацию которых осуществляют подрядчики (соответственно, на это тратятся дополнительные деньги и время).

Другие рецепты успешности SOA-проекта – безусловная поддержка со стороны бизнеса, обеспеченность необходимым финансированием, ответственность команды за организационное управление проектом, четкая централизация решений. К слову, опыт реализации SOA-подхода во Внешторгбанке позволяет сделать выводы, несколько отличные от выводов Русфинанс Банка (см. более раннюю публикацию). "При реализации большого интеграционного проекта возникает стремление одновременно запустить параллельно несколько небольших подпроектов. И за счет того, что они довольно независимо развиваются, добиться экономии времени, – отметил Д. Косицын. – Но если идти по такому пути, мы очень скоро придем к ситуации, когда придется делать интеграционный проект интеграционных проектов. Поэтому очень важно, чтобы существовала некая центральная парадигма, которая позволит отслеживать универсальность, единство форматов данных».

Еще один совет начинающим: не надеяться на всезнание интеграторов. "Многие думают, что интегратор все сделает, в том числе интеграционный проект, – заметил Д. Косицын. – На самом деле основные требования сосредоточены в бизнесе, а бизнес никто не знает лучше "внутренних" специалистов. Поэтому техническую архитектуру можно отдать "на откуп" подрядчику, а сами по себе требования и инфраструктуру бизнес-процессов, я считаю, необходимо разрабатывать собственными силами."

Компаниям, которые только готовятся встать в ряды SOA-практиков, Д. Косицын также советует обратить внимание на целую гряду возможных "подводных камней". Например, во всех организациях работает немало самописных систем, с которыми большинство (в том числе ВТБ) в ближайшее время расставаться не планирует. И следует иметь в виду, что перевод так называемых прикладных систем на SOA потребует огромных инвестиций, потому что уже существующие системы, работающие с централизованной базой данных, полностью завязаны в общую систему интерфейсов, и перевести их на новый подход крайне тяжело. "Для конкретных прикладных систем существуют другие технологии, которые исторически себя оправдывают, и их применение никто не отменял, – отметил Д. Косицын. – Более того, как это, может быть, ни парадоксально прозвучит, но в результате применения SOA мы можем получить как снижение скорости внедрения новых разработок, так и снижение производительности систем. SOA – это хорошее лекарство, но для лечения только определенного рода проблем, и его надо применять дозировано и по определенным схемам. Иначе мы можем получить результат, противоположный ожидаемому."

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!