Rambler's Top100
Статьи ИКС № 10 2012
Лилия ПАВЛОВА  16 октября 2012

Куда идешь, универсальная услуга?

Парк из 148 302 универсальных таксофонов и более 20 тысяч ПКД, похоже, становится памятником первой битве государства с цифровым неравенством. Готовится новое наступление – внесение в 8-ю главу закона «О связи» предложений по изменению состава универсальной услуги и создание реестра всех населенных пунктов с указанием доступных в них услуг связи.

В недрах администрации связи не первый год обсуждаются пути эволюции универсального обслуживания: замена таксофонов инфоматами, ставка на мобильную связь и сворачивание программы в крупных городах, коллективный и персональный широкополосный доступ в Интернет с предоставлением госуслуг в электронном виде… На сентябрьской конференции «Состояние и перспективы развития IP-коммуникаций и IP-сервисов в России» прозвучало принципиально новое предложение от субъекта Федерации: администрация Ленинградской области в лице советника губернатора области Сергея Демочко выступила с идеей изменить не только состав, но и принцип формирования универсальных услуг связи.

Таксофон и ПКД – вчерашний день

Проблема неравномерности развития телекоммуникационных услуг на территориях субъектов Федерации не может быть решена без развития сетей – и выстраивать новый подход к формированию механизма универсального обслуживания следует исходя из этой аксиомы. «У нас существует механизм универсального обслуживания, который подразумевает две услуги – таксофонную связь и телематические услуги связи с использованием пунктов коллективного доступа в Интернет, – и он достаточно хорошо финансируется: порядка 13 млрд рублей поступает в фонд универсального обслуживания, – заметил С. Демочко. – Я считаю, что такие универсальные услуги связи уже не нужны. Я не говорю о таксофонах, которые ставятся в крупных городах и пригородах, это вообще нонсенс. Таксофонная связь изжила себя, так как практически любой человек имеет мобильный телефон (при этом с точки зрения безопасности жизни мобильный телефон оперативнее стационарного), а пункты коллективного доступа слабо используются населением, в том числе из-за установленных тарифов и низкого качества связи. Для исправления сложившейся ситуации необходимы две вещи: экономически обоснованная поддержка государством развития операторских сетей и создание условий для востребованности услуг населением. При этом нужно учитывать мнение субъекта Федерации о том, как должна оказываться универсальная услуга, а также развитие сетей за счет механизма универсального обслуживания».

Новый подход – сетевой и территориальный

По мнению администрации Ленинградской области, следует отказаться от законодательного принципа, по которому «в РФ гарантируется оказание универсальных услуг связи». Вместо этого надо ввести принцип «в РФ гарантируется развитие сетей связи на основе универсальных услуг связи», т. е. создать механизм поддержки экономической заинтересованности операторов в развитии своих сетей. Ключевым здесь становится не доступ к абоненту, а доступ к территории, на которой находится абонент. «Исходя из этого принципа и технологического развития средств связи в качестве универсальной рассматривается телематическая услуга связи с беспроводным широкополосным доступом, – уверен С. Демочко. – Такая услуга покрывает и телефонную связь, и доступ в Интернет».

Из этого принципа следует, в частности, и то, что такое развитие должно происходить на конкретных территориях, перечень которых должны определять субъекты РФ. В этом случае у субъектов появляется действенный рычаг поддержки операторов связи. Сейчас возможности такой поддержки у администрации Ленобласти ограничены: это только налоговые преференции и соответствующее регулирование арендной платы за землю и здания. По словам С. Демочко, этого явно недостаточно для обеспечения возврата инвестиций операторов в строительство сетей на территориях с низкой маржинальностью.

Изменение содержания универсальной услуги позволит устранить цифровое неравенство, а также ценовой диспаритет для населения, считают в администрации Ленинградской области. При этом территориальный принцип оказания универсальной услуги даст возможность субъектам РФ влиять на социально-экономическое развитие территории с точки зрения обеспечения инфокоммуникаций.

Местные власти хотят строить

Кроме того, по мнению С. Демочко, следует законодательно подтвердить права субъектов Федерации в вопросах создания и развития сетей связи, а также внести изменения в законодательство, которое регулирует строительство линейно-кабельных сооружений связи (для их строительства необходимо упрощение в части территориального планирования поселений, перевода земель из категории в категорию, дорожных и лесных сервитутов). Для этого потребуется внести соответствующие пункты в законы 210-ФЗ, 8-ФЗ, 184-ФЗ, 131-ФЗ.

Наконец, субъекты РФ также должны вкладывать средства в развитие сетей связи. Во-первых, обязательным требованием должно стать создание собственных либо выделенных сетей связи администрации субъекта и всех органов местного самоуправления, а также (возможное требование) муниципальных учреждений. «Как ни парадоксально, по действующему законодательству таких прямых полномочий ни у органов государственной власти субъекта, ни у органов местного самоуправления сейчас нет», – заметил С. Демочко.

Во-вторых, субъекты должны вкладывать средства в развитие точек бесплатного доступа в Интернет в сельской местности на базе муниципальных социально значимых учреждений. В дополнение к школам, доступ в которые по понятным причинам ограничен, целесообразно обеспечивать «интернетизацию» библиотек, культурно-досуговых центров, клубов и пр. «Важным моментом здесь является не просто организация доступа в Интернет, а обеспечение бесплатности этого доступа для населения, – подчеркнул С. Демочко. – В прошлом году мы начали реализовывать такую программу в Ленинградской области и планируем завершить ее в этом финансовом году. Библиотеки становятся точками «привыкания» людей к использованию Интернет-сервисов, которые потом они будут использовать и дома».

  

Предложение администрации Ленинградской области может показаться слишком сложным хотя бы уже потому, что его реализация потребует внесения поправок в четыре закона – а это дело небыстрое. Плюс строительство собственных сетей местных органов власти займет время (не говоря о деньгах). Плюс полный пересмотр принципов формирования и содержания универсальной услуги связи потребует переработки механизмов конкурентного отбора операторов, механизмов оплаты таких услуг населением, механизмов определения и аудирования объемов возмещения убытков от оказания услуги. С другой стороны, что плохого в том, что региональные власти хотят включиться в развитие сетей связи на своих территориях и обеспечить бесплатный доступ в Интернет в сельских библиотеках?

К слову, похоже, сельские библиотеки повсеместно становятся центрами бесплатного доступа в Интернет в отдаленных населенных пунктах. Об этом на той же конференции АДЭ говорили и Александр Андриянов, заместитель начальника управления администрации Калужской области, и Михаил Егоров, начальник управления маркетинга компании «Таттелеком» (в Республике Татарстан, между прочим, уровень проникновения ШПД в сельской местности – около 50%).

Затихшая в крупных городах библиотечная жизнь возрождается на селе, куда уже проложены народные тропы универсального обслуживания. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!