Rambler's Top100
Статьи ИКС № 06-07 2013
Наталия КИЙ  18 июня 2013

От эффекта – к эффективности

Говорить о том, что мобильный телефон прочно вошел в нашу жизнь, стало неприличным больше десяти лет назад. Потом число мобильных абонентов превысило число проводных. Потом перестали ставить в заслугу операторам рост проникновения проводных телефонов. Потом число компьютеров у населения, динамикой которого гордились в начале нулевых, стало отставать от показателей проникновения интернета и в итоге перестало быть значимым.

Говорить о том, что мобильный телефон прочно вошел в нашу жизнь, стало неприличным больше десяти лет назад. Потом число мобильных абонентов превысило число проводных. Потом перестали ставить в заслугу операторам рост проникновения проводных телефонов. Потом число компьютеров у населения, динамикой которого гордились в начале нулевых, стало отставать от показателей проникновения интернета и в итоге перестало быть значимым. Сегодня на рынке характеристик массовых услуг связи правит бал соперничество проводного и мобильного ШПД. Кто следующий? Следующий важный для массового рынка показатель наверняка будет обусловлен популярностью видеоконтента. И так до бесконечности.

По другую сторону стойки, отделяющей клиента от поставщика сервиса, ситуация сложнее – движется от явного эффекта оказания услуги к скрытой эффективности бизнеса.

Эффективность, продуктивность, результативность, оптимизация, рационализация, целесообразность – слова нашего времени, приметы зрелого рынка инфокоммуникаций. Причины актуальности этих слов известны: конечность и исчерпанность внешних ресурсов (наращивания числа абонентов, потребляемых ими минут и мегабайтов трафика, размера их кошелька, охвата экономически выгодных территорий кабелем и сотой и т.д. и т.п.); сокращение субъектов конкуренции и стандартизация сервисов, услуг и бизнес-процессов; перманентное кризисное состояние экономики.

Проявлений тоже достаточно. Концентрация внимания поставщиков услуг на эксплуатации сетей и ее взаимодействии с бизнес-процессами (об этом «ИКС» писал и говорил с ведущими игроками в очной дискуссии не раз и не два – например, см. «ИКС» № 11’2012 и 12’2012, круглый стол «Эксплуатация снова на повестке дня!», и тему апрельского номера «Эксплуатация сетей. Крепкий OPEX»). Смещение конкуренции операторов и усилий регуляторов в область качества сервисов (см. «ИКС» № 4’2013, «Качество услуг будет на госконтроле»; № 5’2013, «Великий поход за качеством» ), сети совместного использования, рационализация сетевой архитектуры, модернизация схемы универсального обслуживания и даже издержки оптимизации – желание операторов сэкономить на числе и плотности базовых станций. Сюда же можно отнести ревизию нормативной правовой базы сектора, которую предпринимают не только регулятор, но и сами игроки рынка. Апогей – объявление службой надзора за связью в качестве своего девиза слогана «максимальная результативность при минимальных затратах», что почти идентично википедийному определению эффективности и даже опередило президентский месседж, обращенный, правда, к энергетическому сетевому сообществу: «оплачивать чужую неэффективность наши граждане и предприятия не должны».

Рынок потребовал эффективности от игроков – без этого его развитие и рост уже невозможны.

Ребус эффективности

Выставка «Связь-Экспокомм» – примета каждой новой инфокоммуникационной весны – много лет подряд была камертоном, а порой и аватаром рынка. В этом году стала его ребусом. Впрочем, только для людей непосвященных. При желании этот ребус разгадать можно. И сделать выводы.

         

Что произошло? Число операторов-участников сократилось, их на стендах «Связь-Экспокомма-2013» искали с фонарем: доминировал МТС, манил виртуальным миром ТТК, «Интерспутник», ГП «Космическая связь» и «Газпром космические системы» (бывший «Газком») пытались бороться с дефицитом спутниковой емкости, самые пытливые посетители отмечали «Основу Телеком» и нового мультисервисного оператора ФГУП «Российские сети вещания и оповещения», объединившего МГРС и аналогичную сеть Петербурга. Вот, кажется, и все. Из регуляторов – Роскомнадзор, раскинувший крыла экспозиции в торце основного павильона. Одиночные телекоммуникационные вендоры, немногочисленные представители ИТ, отечественные и зарубежные кабельные компании, строительные предприятия и много поставщиков инфраструктуры, растущей и востребованной зоны рынка. «Специфика 25-й международной выставки «Связь-Экспокомм-2013» в том, что в ее экспозиции сделан упор на технологический базис инфокоммуникаций, гарантирующий отрасли бесперебойную работу и служащий опорой для ее эффективного роста, – говорит Елена Сломчинская, руководитель дирекции технологических выставок ЗАО «Экспоцентр». – В выставке приняли участие 543 компании из 28 стран, были организованы национальные экспозиции Германии, Канады, Китая. Половина экспонентов – российские компании».

Да, парада большой четверки, открывавшей выставку прошлого года, громких проектов, концептуальных зрелищ, масштабных конференций и символических заездов в 2013 г. не случилось. Однако основные фигуранты рынка, включая «Ростелеком», «Триколор ТВ», «Билайн», «Акадо», «ЭР-Телеком», оказались замеченными в деловой программе «Связь-Экспокомма-2013» и отличились определенностью позиций и масштабностью инициатив. Большинство из них направлены на рационализацию правил игры на современном рынке.

       

Цель – повышение эффективности собственного бизнеса, порой любой ценой. Кто эффективней, тот и конкурентоспособней.

 «Ростелеком» берет регуляторную инициативу

«Закон “О связи” не позволяет пополнять фонд универсального обслуживания за счет бюджета. Надо создать такой источник финансирования, разработать национальную программу ШПД и реализовать ее на основе системы универсального обслуживания» – с этой инициативой выступил исполнительный директор – директор по стратегическому развитию «Ростелекома» Алексей Мальцев на конференции Международной академии связи, состоявшейся в рамках выставки «Связь-Экспокомм-2013».

Как известно, после 2013 г. б'ольшая часть договоров на оказание универсальной услуги (УУ) прекращает свое действие. А широкополосный доступ уже не первый год и не при первой администрации связи рассматривается как один из кандидатов в список универсальных услуг. «Если регулятор не примет решения о новой системе универсального обслуживания, возникнет риск прекращения предоставления УУ населению», – напомнил А. Мальцев.

Действенной поддержки профильного ведомства «Ростелеком» ждет и в сфере регулирования услуг телефонной связи. Половину своих доходов оператор получает от регулируемых услуг, при этом находится под антимонопольным контролем тарифов на нерегулируемые услуги. По информации компании, 13% ее расходов обусловлено правовым статусом субъекта естественной монополии, признанного оператора, крупнейшего в стране оператора универсального обслуживания и др. При этом по доходам доля «Ростелекома» на рынке услуг телефонной связи без учета мобильной связи составляет 58%, а с учетом мобильного рынка – всего 12%. «Рынок услуг телефонной связи утратил признаки естественной монополии. Дальнейшее регулирование тарифов компании несет с собой риск усиления оттока абонентов и трафика», – заявил А. Мальцев.

По мнению представителя «Ростелекома», отмена платного внутрисетевого роуминга ударит по карману тех абонентов, кто никуда не ездит, – свои потери сотовые операторы компенсируют повышением тарифов. «Мы предлагаем ограничиться идеей бесплатных входящих в роуминге – вот это разумно», – сказал Мальцев. Также «Ростелеком» выступает за создание вторичного рынка радиочастот в России, а в целях борьбы с убыточностью бизнес-модели виртуальных операторов – за недискриминационный доступ MVNO к сетям хост-операторов и регулирование цены пропуска трафика по ним.

Стоит признать, что Федеральная служба по тарифам не разделяет озабоченности национального оператора по поводу затрудненности его конкуренции с мобильными операторами: в аудитории Международной академии связи представитель ФСТ напомнил «Ростелекому», что его тарифы на местную связь находятся на максимальном уровне, так что претензии к тарифному регулированию «не отвечают конъюнктуре рынка».

У медали конкуренции, конечно, не одна сторона. Новые операторы (те же VNO) приходят на готовую инфраструктуру связи и хотят рассчитывать на недискриминационный вход на рынок, доступ в канализации, к линиям связи, на вышки. «Вы, мол, держите старые услуги, а мы будем делать новые. А «бедные» сотовые операторы просят бесплатный доступ к сооружениям «Ростелекома». Вот какая сейчас ситуация» – Наум Мардер, недавний замминистра связи, а ныне вице-президент «Ростелекома» по связям с правительственными структурами, не сдает позиций своего нового работодателя.

А что же маленькие?

У медали конкуренции чеканки 2013 г. не только противоборствующие стороны, но и обоюдоострое ребро. Имя ему – маленький оператор, тот, что еще остался и делает необходимое землякам дело. «Связь – 1% себестоимости любой продукции. Но при форс-мажоре ее отсутствие оборачивается неисчислимыми убытками», – напомнил академикам связи в дни «Связь-Экспокомма» Сергей Ефимов, глава Ассоциации операторов телефонной связи, объединяющей поставщиков услуг местного значения.

Приходится констатировать, что современные правила игры и регулирование рынка служат большим и на маленьких и слабых не рассчитаны. Связь – это диктат монополий? нужны ли местные операторы вообще и как им выживать? почему регулирование только тогда считается целесообразным, когда оно устраивает больших операторов? – вопросы, которые «маленькие» адресуют регулятору. Их послание «городу и миру» больше рассчитано на нереальную – то ли несуществующую, то ли из идеального будущего – экосистему: «операторы должны быть разными – большими и маленькими, но конкурировать должны равновеликие, а государство должно за этим следить».

У местных операторов есть свой – футурологический – рецепт оптимизации современного устройства рынка. С. Ефимов настаивает на излишнем увлечении мобильными сетями: «Чем меньше ВВП на одного человека, тем больше отношение числа мобильных телефонов к фиксированным». Иными словами, в развитых странах вроде США и Германии развитие фиксированных и мобильных сетей более сбалансировано, чем в развивающихся Индии, Киргизии и Таджикистане. Соотношение фиксированной и мобильной инфраструктуры связи в России на большинстве территорий тоже дисгармонично: так, в Московской области плотность стационарных телефонов составляет 28,6 на 100 жителей, а мобильных – 221,4 (31,9 и 162,4 соответственно в среднем по России). С. Ефимов предлагает в качестве оконечного устройства на фиксированной линии использовать не телефонный аппарат, а Wi-Fi-роутер. «Сегодня и большинство мобильных телефонов имеют Wi-Fi-доступ, – поясняет С. Ефимов. – Голосовые услуги могут быть приложением к услугам оптических сетей, к которым могут подключаться все домохозяйства. ВОЛС, объединенные с Wi-Fi, сделают ненужной мобильную связь».

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!