Rambler's Top100
Статьи ИКС № 10 2012
Алексей ШАЛАГИНОВ  16 октября 2012

Феномен 20-летия

Окончание. Начало см. «ИКС» № 9, с. 61. От ИКТ-ретроспективы Алексей ШАЛАГИНОВ переходит к ИКТ-перспективе. Линию конвергенции ИКТ он прочерчивает через Интернет вещей, Интернет знаний и далее – в облака.

Алексей ШАЛАГИНОВ От Интернета людей – к Интернету вещей

По данным ООН, в конце 2011 г. население Земле перевалило за 7 млрд. Число же пользователей мобильной связи в мире компания Ericsson в своем отчете Traffic and market data report (февраль 2012 г.) оценила в 4,1 млрд (а за счет того, что многие являются абонентами сразу нескольких операторов, общее число «мобильщиков» приближается к 6 млрд). Все они потенциальные интернет-пользователи, поскольку доступ в Интернет через мобильную сеть постепенно становится преобладающим. В последнем квартале 2011 г. мобильных интернет-терминалов (смартфонов и планшетов) впервые было продано больше, чем фиксированных (настольных ПК и ноутбуков, включая нетбуки) (рис. 5).

В не слишком отдаленном будущем число «интернетчиков» сравняется с числом «мобильщиков» и достигнет насыщения практически на уровне совокупного населения Земли. Кроме того, спустя десяток лет через Интернет будут связываться между собой и с людьми еще не менее 50 млрд устройств. Повсеместное распространение получит протокол IPv6, который даст возможность привязать по меньшей мере десяток IP-адресов к 1 кв. см земной суши.

Спрашивается, чей же трафик будет в Интернете доминировать – трафик людей или трафик вещей? С учетом того, что любая видеокамера HD (других к тому времени не останется) генерирует больше трафика, чем любой интернет-пользователь, ответ напрашивается сам собой.

В результате Интернет станет Интернетом вещей (Internet of Things, IoT) (рис. 6). И дальнейший его рост будет происходить именно за счет Интернета вещей. Все вещи на Земле будут подключены к Сети и будут обмениваться информацией через нее. Чип в любой продукт будет встраиваться уже на этапе производства. Покупая молоко в супермаркете, мы будем смотреть на свой смартфон, проверяя срок годности продукта. А стоя в холодильнике, молочный пакет сам сообщит нам, что молоко внутри уже испортилось, если мы его не допили.

 
 
 

Что будет следующим этапом – Интернет знаний? Пока предсказать сложно.

Облачные вычисления на этапе «лампочки Ильича»

Постепенно индустрия компьютерных вычислений (под словом «вычисления» нужно понимать не только выполнение математических действий над числами, но и любые действия по хранению, обработке, упорядочению информации) приходит к новой модели – облачным вычислениям (cloud computing, СС). В этой модели операции над данными происходят «где-то в облаке», и конечный пользователь может не знать, а в подавляющем большинстве случаев и не знает, где именно они происходят. Облако физически представляет собой некое собрание соединенных между собой каналами связи центров обработки данных, которые принадлежат сторонней организации и управляются ею (если только это не частное облако, ЦОД той самой организации, в которой работают его пользователи).

Примерно на таком уровне сейчас находятся облачные технологии Облачная модель выгодна как поставщикам, так и потребителям ИТ-услуг. Последние могут сократить издержки на свои ИТ-системы путем приобретения недорогих услуг от внешних поставщиков – недорогих по сравнению с масштабными инвестициями в строительство собственных ИТ-систем и найма персонала для их обслуживания. Кроме того, такая модель позволяет получать наиновейшие ИТ-услуги, просто заказав их у поставщика.

Провайдеры ИТ-услуг, в свою очередь, достигают значительной экономии на операционных расходах – поэтому их услуги и стоят недорого. Инфраструктура оборудования и ПО используется для предоставления многих решений многим пользователям, в результате быстрее окупаются инвестиции и снижается общая стоимость владения.

Однако сегодня компьютерная индустрия находится на той же стадии развития, на какой около ста лет назад находилось электроснабжение, когда в ходу были небольшие генераторные станции для снабжения электроэнергией отдельных домов, фабрик или деревень. Сейчас такое встречается редко: только в самых отдаленных местах, куда не добрались линии электропередачи, еще сохранились дизель-генераторы – прожорливые, с низким КПД, неудобные и ненадежные.

Подобно электростанциям на дизель-генераторах, питавшим отдельные дома и заводы сто лет назад, серверы ИТ-систем на современных предприятиях часто недогружены, поскольку их ИТ-инфраструктура проектируется, как правило, в расчете на максимальную загрузку. К тому же, как сто лет назад невозможно было передать электрический ток на большое расстояние без существенных потерь, но технический прогресс справился с этой проблемой, так и в информационных технологиях сейчас остро стоят проблемы канальной емкости в транспортных сетях и проблемы доступа в Интернет с достаточной скоростью.

Приходя домой и включая свет, мы не заботимся о том, откуда, с какой именно электростанции приходит к нам электроэнергия. Нас также не волнует, при помощи каких проводов и других технических средств это электричество к нам доставляется. А вот пользуясь компьютером, мы до сих пор каждый раз «включаем дизель-генератор». Однако вспомним только, как мы подключались к Интернету всего несколько лет назад, и прогресс станет очевиден и здесь.

Дежа вю?

Идея виртуализации ресурсов компьютера, в том числе процессора, памяти, устройств ввода-вывода, существует не первый десяток лет. Один из первых американских программистов Джон Маккарти в далеком 1961 г. предсказывал: «Настанет день, когда вычислительные мощности будут организованы в виде коммунальной службы».

Элементы такой «утилизации» компьютерных мощностей можно было наблюдать еще в 1970-е годы, когда многие компании предлагали услуги по процессингу различных задач на их больших вычислительных машинах (мейнфреймах). Эти машины работали на основе разделения временных ресурсов процессора, который обрабатывал одновременно десятки различных приложений, а пользователю каждого из них казалось, что только он один и работает на данной машине. Ни один из пользователей отдельного приложения, например бухгалтерской программы, не мог и помыслить о том, чтобы приобрести такую машину, как IBM360 или даже ЕС1020, зато он вполне мог позволить себе арендовать машинное время на ближайшей ЭВМ. Сдача машинного времени компьютеров крупных компаний в аренду небольшим фирмам и отдельным пользователям широко практиковалась именно для того, чтобы быстрее окупить немалые инвестиции в них. Использование вычислительной мощности процессора при этом приближалось к 100%. Такой подход можно считать предшественником СС1 .Следует попутно заметить, что персоналок тогда еще не было, Стив Джобс делал свои первые опыты в гараже, а юноша Билл Гейтс упражнялся на удаленном терминале мини-компьютера PDP-11, принадлежавшего большой компании и занимавшего чуть не полкомнаты.

По мере развития микроэлектроники в 80-х годах появились недорогие быстрые микропроцессоры, которые ознаменовали окончание продолжительной эры мейнфреймов. Вычислительные центры были заменены семействами специализированных серверов, которые стало возможно устанавливать практически в каждом отделе предприятия. Такая модель привела к изоляции рабочей нагрузки внутри отдельных групп серверов – в основном из-за несовместимости программного обеспечения различных серверных систем.

Кроме того, неразвитость компьютерных сетей требовала, чтобы ИТ-инфраструктура предприятия находилась в непосредственной близости к месту ее использования. Все это в совокупности привело к тому, что реализация выдвинутой Дж. Маккарти концепции «вычисления как коммунальная служба» находилась на этапе благих пожеланий.

В эру мейнфреймов виртуализация была основным видом использования компьютерной мощности (хотя виртуализацией ее тогда не называли). Пользователи подключались к мейнфрейму по выделенным линиям, в том числе по обыкновенной «витой паре». Затем по мере развития Интернета и ПК вычисления и хранение данных стали распределяться по отдельным машинам. Тогдашним приложениям и данным в общем вполне хватало мощности и памяти «персоналок».

С развитием приложений, взрывным ростом видеоуслуг, которые, как известно, требуют больших объемов данных, вновь возникла нужда в централизованном хранении и обработке информации. Так концепция виртуализации обрела второе рождение и стала своеобразным дежа вю стиля работы компьютерных пользователей в эру мейнфреймов (рис. 7).

Итак, мы видим, что сегодняшние тенденции предоставления ИТ-ресурсов на принципах аутсорсинга действительно сходны с тенденциями в электроснабжении столетней давности, когда фабрики с собственными генераторами поняли, что гораздо дешевле и надежнее просто включиться в стремительно развивающиеся электросети, чем вырабатывать электричество самим.

Новые бизнес-модели и новая парадигма ИТ-службы предприятия

Облачные вычисления позволяют перенести ИТ-расходы предприятия из капитальных затрат в операционные. Поскольку операционные затраты могут быть включены в стоимость продукции, финансовая отчетность становится более прозрачной, а финансовые риски снижаются. Сокращение капзатрат дает возможность повысить оперативность предприятия и сделать его более агрессивным в занятии новых рыночных ниш.

Если традиционные ИT-службы предприятия – это лишь статья расходов, хотя и необходимая (вклад ИT в прибыль очень опосредован, и его трудно подсчитать явно), то облачные вычисления превращают деятельность ИТ-службы в источник конкурентных преимуществ. Привычная модель работы ИТ-отдела «планировать – строить – эксплуатировать» сменяется моделью «найти поставщика – интегрировать – управлять», которая позволяет более оперативно реагировать на нужды основного бизнеса предприятия и определять его стратегию.

Облачная модель окажет положительное влияние и на кадровую ситуацию, поскольку устранит необходимость перемещения квалифицированных кадров туда, где есть соответствующая работа. Также облака могут стать стимулом повышения квалификации в связи с внедрением новых технологий и бизнес-моделей.

  

В заключение еще раз вспомним Дж. Маккарти, утверждавшего, что когда-нибудь «информация будет доступна так же, как вода, свет, газ». Такой день настает. 

_____________________________________________________ 

* Именно это в свое время дало повод Ларри Эллисону, СЕО компании Oracle, назвать концепцию СС «полным идиотизмом», а компьютерную индустрию сравнить с индустрией женской моды. Эллисон утверждал (и не без оснований), что СС – это просто новое название того, чем, по его словам, «мы и так давно занимаемся». В самом деле, что такое давно известная услуга электронной почты, как не СС? Однако это эпатирующее высказывание лидера компании не помешало Oracle стать впоследствии одним из адептов СС, а о самом высказывании больше не вспоминать.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!