Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 10 2012
Кит УИЛЛЕТТС  16 октября 2012

Эффект Кодака: как его избежать и преуспеть в цифровом мире

Дети, рожденные сегодня, вырастут в совершенно ином мире, чем их родители. Это будет полностью цифровой мир. Он повлияет практически на все сферы нашего бытия – социальную жизнь, бизнес, работу правительства, окружающую среду. Как приспособиться к этим изменениям?

Кит УИЛЛЕТТС, председатель TM Forum Интеграция повсеместной и доступной связи, облачных вычислений и умных устройств, которая формирует цифровой мир, открывает ящик Пандоры инноваций – просто положи, и все, что может быть цифровым, станет таковым.

К настоящему моменту воздействие цифрового мира привело к тому, что уже знакомые нам вещи стали быстрее, дешевле и лучше. Это оказало сильное и повсеместное влияние на нашу жизнь: почти каждый на планете имеет доступ к различным видам связи, открытой и корпоративной информации, развлечениям, которые раньше предназначались для сравнительно узкого круга богатых людей.

За ближайшее десятилетие цифровой мир станет всепроникающим – и не потому, что он «классный», а потому, что он дешевле нашего теперешнего «физического» мира, и в немалой степени потому, что цифровые технологии позволяют нам делать то, чего мы не могли делать без них.

Дробление бизнеса

Цифровой мир не только дает возможность доставлять другими путями старые и новые продукты и сервисы, он позволяет создавать совершенно новые бизнес-модели для функционирования компаний. Основная причина – это кардинальное сокращение транзакционных издержек, стоимости ведения бизнеса. В результате концепция прошлого века, предусматривающая разрастание компаний, ставится с ног на голову. Цифровой мир способствует дроблению компаний – они могут сконцентрироваться на том, что умеют делать лучше, и завязать партнерские отношения с другими компаниями для обеспечения полной цепочки создания стоимости. В то же время снижаются барьеры для выхода на рынок – сегодня вы можете обратиться к миллионам людей с очень дешевым предложением и тем не менее получить хорошую прибыль, поскольку вам не нужно строить инфраструктуру для выхода на рынок.

 

Досье ИКС                                                      

Б л е с к   и   н и щ е т а   K o d a k

Торговая марка Kodak зарегистрирована в1888 г. Компания производила все, что связано с фотографией: камеры, объективы, пленку, химикаты, принтеры и т.д. В 1966 г. в компании работало 100 тыс. сотрудников.

В 1976 г. Kodak разработала первый цифровой фотоаппарат с размером матрицы 0,1 Мп, но задержалась с его выпуском, в результате чего потеряла значительную долю рынка.

В 2004 г. акции компании были исключены из состава индекса Dow Jones Industrial Average, в который входили с 1930 г.

В январе 2012 г. компания подала иск о банкротстве в суд, попросив защиты от кредиторов.  

Большинство компаний объединяет в себе три основных бизнеса: бизнес, ориентированный на клиента, который продает продукты и заботится о взаимоотношениях с клиентом; продуктовый бизнес, который проектирует продукты и услуги и управляет ими; инфраструктурный бизнес, который их создает. Для этих трех направлений деятельности необходимы разные подходы к управлению, и на деле они часто конфликтуют между собой. Бизнесу взаимоотношений с клиентом нужен более широкий набор продуктов для формирования предложений клиентам; для инновационных продуктов и услуг требуются максимально возможные скорость и гибкость, в то время как инфраструктурному бизнесу необходима масштабируемость, которую он может обеспечить путем ограничения набора производимых продуктов.

Этот парадокс ярко проявляется в работе типичных вертикально интегрированных операторов связи, где инфраструктурный бизнес настолько доминирует, что продуктовые инновации и набор услуг для формирования предложений оказываются ограниченными. В результате телекоммуникационные компании в целом проигрывают в гонке по созданию новых сервисов, а их традиционные сервисы захватываются игроками, подобными Skype, Viber, Whatsapp и iMessage.

Поэтому неудивительно, что крупные операторские компании пытаются избежать «гравитационных» эффектов инфраструктурного бизнеса за счет дробления на автономные и специализированные бизнесы. Например, компании Telef'onica Digital и SingTel недавно провели реструктуризацию. В операторах связи по всему миру создаются подвижные инновационные бизнес-единицы для развития таких возможностей, как электронное здравоохранение, «разумная» энергетика и «разумные» автомобили. В то же время компании концентрируют свои инфраструктурные бизнесы и сокращают их расходы путем слияний или совместного использования инфраструктуры, образуя, например, Everything Everywhere (совместное предприятие Deutsche Telekom и France Télécom, созданное в 2010 г. – Прим. перев.).

Дробление происходит во многих бизнесах, и по мере роста объема товаров и услуг, поставляемых в цифре, наша жизнь все больше будет выглядеть как цифровая экономика, основанная на постоянно увеличивающемся количестве облачных сервисов, которые работают совместно и различными способами доставляются пользователям. Многообразие сервисов охватит как обычные вычисления, хранение данных и коммуникационные возможности, так и широкий набор потребительских и корпоративных приложений, не говоря уже о цифровых магазинах и агрегаторах, которые пакетируют и доставляют приложения до конечного клиента. Существует также масса ниш для таких сервисов, как безопасность, аутентификация, оплата, управление качеством и т.д. (см. рисунок).

На каком поле играть в цифровом мире?

Какие «горячие» темы есть в цифровом мире, и как компании должны позиционировать себя для продвижения? На каком поле играть, зависит от двух ключевых факторов – где лежат перспективы роста и в чем заключаются компетенция и возможности компании, за счет которых она может достичь успеха.

Возьмем, к примеру, перспективы инфраструктурного сектора. Нет сомнений, что телеком-компании – эксперты в управлении проектированием, запуском и эксплуатацией крупномасштабных инфраструктур. Их бизнес-модель основана на больших капитальных вложениях и последующем их возмещении в течение длительного времени. Эта модель резко отличается от инновационной и быстро меняющейся модели, используемой  разработчиками приложений. Успех зависит от возможностей масштабирования и эффективности внедрения, и, похоже, в этой области мы находимся на пороге слияний и поглощений с такими технологическими поставщиками, как Ericsson и Huawei, которые все больше и больше вовлекаются в предоставление инфраструктурных сервисов.

Мы также станем свидетелями диверсификации в других инфраструктурных сферах, особенно в облачных вычислениях и хранилищах данных. Сюда можно отнести и потенциал элементов инфраструктуры межмашинного взаимодействия (M2M): появляются М2М-платформы со сквозным управлением, на которых компании могут строить прикладные сервисы для различных секторов.

Граница между прикладными сервисами и обеспечивающей инфраструктурой всегда будет размытой, но, вероятно, общие элементы, которые требуются в большинстве служб, такие, как управление безопасностью, управление качеством сервиса, оплата и расчеты, позволят извлекать добавленную стоимость из базовой инфраструктуры.

Прикладные сервисы имеют множество форм. Цифровые сервисы первого поколения, такие как Google, Facebook, Twitter и другие, были нацелены на массовый потребительский рынок. Их монетизация осуществлялась за счет передачи информации о пользователе рекламодателям. Salesforce вызвала вторую волну сервисов – корпоративных, и, по всей видимости, их ожидает серьезный рост. Причем развиваться будут как горизонтальные сервисы (например, управление продажами и CRM), так и сервисы для отдельных отраслей и рынков. Корпоративные сервисы – те, которые используются для функционирования бизнеса, – требуют надежности, безопасности и качества, сильно отличающихся от качества потребительских сервисов. Они подходят компаниям, которые имеют проверенный бренд и необходимые опыт и компетенции для предоставления высококачественных и надежных сервисов.

Третий ключевой сектор – это клиентские сервисы, слой, который до сих пор формируется и, похоже, изменит свою форму еще много раз. Успех iTunes показал, что цифровой магазин хорош как для разработчика приложений, которому не приходится беспокоиться о привлечении клиентов, получении оплаты и прочем, так и для владельца магазина, который получает свою порцию «сливок» в виде процента от продаж. Повторить этот успех пытались многие, но немногие преуспели: в потребительских приложениях связь между магазином и поставщиком ПО для устройства очень тесная.

Однако здесь растущей областью могут быть приложения для предприятий, особенно те, где сервисы агрегируются в пакеты, ориентированные на определенные сегменты рынка. Причем только создания каталога и механизма оплаты будет явно недостаточно: объединение нескольких услуг в связанный пакет, такой как полный набор бизнес-сервисов для небольшого предприятия, требует значительных инвестиций в интеграцию ПО и функции поддержки пользователя.

Как преуспеть в цифровом мире

Итак, какие компетенции требуются для того, чтобы преуспеть в цифровом мире? Это зависит от того, на каком поле вы собираетесь играть. Но есть несколько основных моментов, которые важны на всех уровнях бизнеса.

Во-первых, это, конечно, дальновидный руководитель – цифровой мир развивается с такой скоростью, что без лидеров, которые могут обозначить цель и мотивировать команду для ее быстрого достижения, вы можете остаться на обочине дороги, наблюдая, как другие проходят мимо. Во-вторых – инновации: цифровой мир поднимается на новых и оригинальных идеях, и без инновационной культуры эти идеи никогда не увидят свет.

Еще один аспект – клиентоцентричность: в цифровом мире ваш конкурент всего лишь в «кликовой» доступности, лидеры рынка, такие как Apple и Amazon, устанавливают планку, на которую равняются другие сервис-провайдеры, и эта планка продолжает подниматься. Обеспечение наилучшего клиентского опыта и взращивание лояльности, подобной той, которую демонстрируют приверженцы Apple, – на этом не просто должна быть «зациклена» ваша клиентская служба, дух клиентоориентированности должен пронизывать всю компанию.

Цифровой мир – это среда, в которой вы будете работать с другими партнерами в одной экосистеме для предоставления комплексного сервиса. Работа с партнерами на взаимовыгодных условиях отличается от традиционного управления поставщиками, и тот, кто уделит время изучению способов делать это лучше, скорее достигнет успеха в цифровом мире.

Совершенно очевидно, что цифровой мир – по существу мир программного обеспечения, но до сих пор многие компании рассматривают свои ИТ-функции как статью вспомогательных расходов «реального» бизнеса. Как и другие вспомогательные расходы, они обычно резко сокращаются – до такой степени, чтобы ИТ-системы только более или менее работали, и часто этот процесс заканчивается передачей на аутсорсинг третьей стороне. Однако в цифровом мире превосходство в разработке ПО и операционной деятельности не должно играть вспомогательную роль, оно и является вашей р  о  л  ь  ю. Внешние партнеры, возможно, могли бы помочь, но если у вас нет глубокой компетенции в построении, внедрении и эксплуатации хорошо масштабируемых, высоконадежных и самых современных программных продуктов, вы, скорее всего, также останетесь на обочине.

  

 

Цифровой мир – это не просто наш физический мир, куда добавлена технология для того, чтобы выполнять работу быстрее, лучше и дешевле. С его приходом связаны масштабные разрушительные изменения, возможно, с б'ольшим влиянием на общество, бизнес, управление и образование, чем мы когда-либо видели. Правила игры меняются, и если вы не переосмыслите способ вашей работы и ведения бизнеса, то вы почти наверняка пополните список потерпевших, в полной мере ощутив эффект Кодака на себе.  икс 

Редакция благодарит сотрудников компании «Техносерв Консалтинг» за помощь в подготовке публикации.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!