Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 1 2008 |
Юлия ВОЛКОВА  | 23 января 2008 |
Вместе весело шагать
Еще каких-нибудь пять-десять лет назад конвергенция казалась чем-то далеким, вроде созвездия Ориона. Ныне FMC готовится перейти из завтра в сегодня, но среди помех на ее пути – устаревшие нормы и нерешенные проблемы. Вчерашние методы и законы – пусть даже и федеральные – для решения завтрашних задач неприемлемы.
Словом «конвергенция» стало модно обозначать объединение практически всего – речи и данных, компьютеров и электросвязи, телевидения и мультимедиа, проводной и беспроводной связи, корпоративных сетей и сетей общего пользования. Такое «парное катание» можно продолжать почти бесконечно, ведь так легко найти на телекоммуникационном просторе пары технологических решений и услуг, между которыми достаточно много общего, чтобы смело прогнозировать их будущее «слияние». Но вопрос, когда это произойдет, остается пока без ответа.По международным понятиям
В июне 2007 г. МСЭ опубликовал свой ежегодный обзор «Тенденции реформирования электросвязи», посвященный сетям следующего поколения. Именно они, выйдя за пределы связи фиксированной, и вовлекают в свой строй сети подвижные, образуя концепцию Fixed Mobile Convergence. По мнению МСЭ, сети NGN станут фундаментом, который ляжет в основу объединения возможностей фиксированной и подвижной связи, и образуют, так сказать, скелет FMC-услуг. Не касаясь технологических решений, рассмотрим только основные принципы FMC и регуляторные вопросы.
Перелистав «Тенденции…» МСЭ прошлых лет, легко заметить, что три года назад интересы мировой телекоммуникационной общественности занимала связь широкополосная, чуть позднее центром внимания стали решения VoIP, затем пришло время конвергенции, сегодня из принципов конвергенции вырастают идеи сетей новых поколений. Все это – этапы на пути эволюции. Мы видели, как возникали и развивались специализированные сети, предоставляющие отдельные услуги, – телефонию, телевидение, передачу данных, сначала в фиксированном формате, потом – в подвижном. Чуть позже эти отдельные сети (подвижные и фиксированные, проводные и беспроводные, наземные и спутниковые, вещательные и связные) начали «конвергировать», превращаясь в единые IP-сети, способные дать пользователю в любой точке мира доступ к широчайшему спектру услуг и приложений, вне зависимости от имеющегося у него абонентского терминала (см. рисунок).
С точки зрения сети
Ожидается, что в FM-конвергированных (или все же – NGN?) сетях будут поддерживаться разнообразные существующие и новые технологии проводных/беспроводных сетей доступа, например WLAN, xDSL, 2G/3G и т.д. Каждая из сетей доступа соединена с центральной сетью, и все они предоставляют пользователю один и тот же набор услуг, предпочтительно независимо от типа сети доступа.
С точки зрения абонента
Для пользователя все, что показано на рисунке, должно остаться «за скобками».
Он увидит только:
* замену множества оконечных устройств на одно – мультимедийное;
* сведение всех контактных данных и его ID в различных сетях к одному уникальному идентификатору пользователя глобальной конвергированной сети;
* замену множества счетов за услуги связи одним объединенным счетом.
С точки зрения сервисов
Предполагается, что сети, построенные по концепции FMC, будут способны реализовывать и предоставлять все возможные виды услуг (телефония, телевидение, видеоконференцсвязь и передача данных), как требующих связи в реальном времени, так и не требующих. Они могут предоставляться одному-единственному пользователю, группе пользователей или всем пользователям сразу.
Трудно придумать новые сервисы, почти все, что можно себе представить, уже давно предлагается в мобильных и фиксированных сетях. Однако один пользователь в разных сетях пока еще рассматривается как несколько клиентов с различными профилями обслуживания. При этом услуга, предоставляемая ему в одной сети, не может быть на тех же условиях предоставлена в другой. Пользователь же сети FМC сможет получать свои услуги в любом месте, в любое время и вне зависимости от сети доступа, с использованием одного и того же профиля обслуживания.
Истоки и мотивы
К конвергенции подталкивают несколько одновременно действующих факторов.
Во-первых, операторы вовлечены в жесткую конкурентную борьбу. Поэтому они должны постоянно создавать новые бизнес-модели и новые денежные потоки. Они объединяют фиксированные и мобильные сети, интегрируют телефонию и передачу данных, соединяют IP-сети и сети с коммутацией каналов. Зачем? Да затем, что при этом снижается стоимость эксплуатации сетей, повышается их гибкость, упрощается внедрение новых услуг.
Во-вторых, операторы стремятся оставаться конкурентоспособными. А пользователь хочет иметь больше услуг «хороших и разных». В результате должны появляться не просто некие отвлеченные сети FMC, а сети с такими свойствами и возможностями, которые были бы способны удовлетворить и операторов, и провайдеров, и пользователей.
В-третьих, стремительный рост IP-сетей привел к внедрению принципов коммутации каналов в сетях доступа, транспортных и распределительных сетях. По утверждениям экспертов МСЭ, внедрение конвергенции фиксированной и подвижной связи приведет к настолько революционным переменам в структуре и архитектуре сетей, что изменятся не только способы доставки услуг связи, но и способы общения между людьми.
«Гладко было на бумаге…»
Авторы концепции и аналитики в один голос уверяют нас, что FMC – это не просто хорошо, это замечательно, и именно то, чего все ждали. Однако давайте посмотрим, готовы ли мы сами к сетям FMC? Есть ли спрос? Кто будет провайдером услуг? Как знакомые нам сети смогут мигрировать в формат FМC? Должны ли измениться регуляторные требования? Если многие проблемы решаются довольно просто – технологически или административно, то есть ряд вопросов, заслуживающих особого внимания.
И первый из них – как будет осуществлен постепенный переход услуг голосовой связи из обычных сетей в сети NGN-FМC? А дальше пошло-поехало: как будет обеспечиваться качество пакетной передачи речи в режиме реального времени, каковы будут механизмы безопасного обмена конфиденциальной информацией, предотвращения несанкционированного доступа и защиты инфраструктуры от внешних атак?
Кроме технических вопросов, есть и коммерческие. Переход к FМC приведет к изменению бизнес-моделей, а это вызывает беспокойство и у операторов, и у регуляторов.
От сложного – к простому
Исторически традиционные операторы, как правило, имели в своем распоряжении одну сеть – телефонную общего пользования (ТфОП), которая разрабатывалась исключительно для передачи речи. С появлением спроса на передачу данных операторы не стали на ходу менять свою «рабочую лошадку», они либо пытались использовать старые сети, либо строили новые – наложенные сети передачи данных, которые работали независимо от основных. С развитием и усложнением сетевых технологий увеличивалось и число таких «параллельных миров». В результате сегодня у многих операторов насчитывается по 5–10 сетей различных платформ (АТМ, IP, Frame Relay, ISDN, ТфОП, X.25 и т.д.). Наличие паутины сетей создает паутину проблем – затрудняет управление, снижает эффективность эксплуатации, не создает предпосылок для массового производства оборудования (и, следовательно, не дает возможности снижать его стоимость), усложняет обслуживание и увеличивает затраты на ремонт. Концепция FMC позволит «повернуть время вспять» и вернуться к простоте одной-единственной сети на все случаи жизни.
Однако FMC по карману далеко не каждому оператору. По сути, принятие новой концепции влечет за собой замену всей старой инфраструктуры, т.е. требует очень крупных инвестиций. Причем сделаны они должны быть задолго до того момента, когда новая сеть начнет приносить сколько-нибудь заметные прибыли. Учитывая сложность и комплексный характер современных сетей, можно уверенно предсказать, что каким бы ни был бюджет проекта, он обязательно будет перерасходован.
И наконец, конвергенция сетей может совершенно разрушить существующую структуру регулирования рынка услуг связи и полностью перевернуть сложившуюся конкурентную среду. Поэтому, прежде чем объявлять о создании конвергированных сетей, и оператор, и регулятор должны четко оценить и выгоды, и риски.
Где частоты?
Интересно, что, несмотря на явно выраженное стремление Сектора стандартизации МСЭ к утверждению стандартов протоколов для новых фиксированно-подвижных сетей, Сектор радиосвязи того же МСЭ не спешит решать вопросы распределения спектра для сетей такого вида.
В Регламенте радиосвязи, который вот уже много лет является своеобразной «библией» для операторов, регуляторов, поставщиков оборудования и услуг радиосвязи, существуют следующие определения радиослужб: фиксированная служба радиосвязи между определенными фиксированными пунктами и подвижная служба радиосвязи между подвижной и сухопутной станциями или между подвижными станциями. Регламент определяет 42 радиослужбы, и ни одна из них не названа фиксированно-подвижной. Поэтому полосы частот – что по международному Регламенту, что в соответствии с российской Таблицей распределения частот – могут быть распределены либо фиксированной, либо подвижной службам.
Это кажется неважным только тем, кто о частотах знает лишь понаслышке. Представьте, что вы планируете внедрить FMC-услуги. Поскольку подвижную связь по проводам еще не придумали, то первое, что потребуется, – разрешение на использование частот. Следовательно, надо обращаться в ГКРЧ с соответствующим заявлением. Какой будет ответ – догадаться нетрудно. Читаем закон «О связи», гл. 24, п. 7 «Отказ в выделении полос радиочастот для радиоэлектронных средств гражданского назначения допускается по следующим основаниям: …несоответствие заявленной полосы радиочастот Таблице распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации…». Какую бы полосу вы ни заявили, она не будет соответствовать Таблице...
Российское бездорожье
В России системы связи за прогрессом не успевали никогда. В результате на наших сетях имеется, что называется, «каждой твари по паре». До сих пор эксплуатируются практически все виды оборудования, созданные за последние полвека. Поэтому для многих городов и весей и FMC, и NGN еще долго будут «светлым завтра». Не у всех есть средства для полной замены старого парка оборудования, а это значит, что процесс затянется не на один год.
Кроме того, к сожалению, взгляды МСЭ и российских регуляторов на конвергентные сети не совпадают. Так, если MCЭ предполагает, что все конвергированные сети равноправны, взаимодействуют друг с другом и предоставляют абоненту неограниченный доступ к услугам любого провайдера, то у нас «свой путь». Российские Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия вводят для телефонных сетей трехступенчатую иерархическую модель, в которой сети междугородной и международной связи могут присоединять к себе другие междугородные, международные и зоновые сети, а зоновые сети – лишь местные сети. Прямое же взаимодействие зоновых и местных сетей, а также местных сетей с сетями мобильной связи категорически запрещено. В такой модели, сформированной на базе устаревших представлений, сетям последующих поколений развиваться довольно сложно, если не совсем невозможно. И тут идут в ход традиционные трюки.
FMC или не FMC?
Концепция FMC в ее современной российской интерпретации все больше кажется надуманной и (по-другому не скажешь) притянутой за уши. Если внимательно посмотреть на предложения операторов, то станет ясно: идет поиск очередного killer application, способного создать новые денежные потоки из карманов старых и новых абонентов. Поэтому нет ничего удивительного, что время от времени СМИ заполняют очередные «здравицы» в честь некоей технологии-услуги-возможности. Всем памятна реклама канувшего в Лету i-mode, всеобщая истерия по поводу 3G, вселенские битвы вокруг NGN. Сегодня – очередь FMC. Все ли правда в словах операторов? И так ли прекрасны FMC-услуги?
Заглянем на одну из веб-страниц Рунета и прочтем: «ХХХ-ТЕЛЕКОМ предлагает своим абонентам воспользоваться услугой FMC. FMC позволяет создать корпоративную телефонную сеть с единым планом четырехзначной нумерации, в которую интегрированы не только фиксированные, но и мобильные телефоны. Каждому абоненту сети присваивается единый четырехзначный номер для его телефонов – фиксированных (одного или двух) и мобильного. Звонки, поступающие на этот короткий номер от других абонентов сети, можно принять как с помощью обычного, так и мобильного телефона» и т.д.
Далее выясняется, услуга доступна только в корпоративной сети – весьма ограниченная интерпретация понятия FMC как «связь везде». Да и связь между фиксированным и мобильным телефонами осуществляется посредством переадресации вызова на мобильный номер с офисной АТС. А дальше перечисляются так называемые дополнительные услуги FMC, в которых легко узнать обычные сервисы мобильных телефонов. При чем здесь, спрашивается, FMC?
Оператор, на сайте которого предлагается данная «FMC-услуга», честно признается, что она предоставляется им совместно с одним из операторов сотовой связи и работает только с SIM-картами последнего. FMC ли это, или модное название старого доброго программирования офисной АТС?
А что означает использование SIM-карт только одного оператора? Нет ли тут сговора операторов? Ведь никаких сложностей в переадресации любых вызовов на номера любых операторов мобильной связи не существует, т.е., по сути, нет и новой услуги. И такими предложениями могут похвастать практически все крупные операторы, и не очень крупные тоже. Уловка стара как мир – делать деньги на моде, предлагая «Версаче» из Жмеринки.
Задание на завтра
Очевидно, что со сменой поколений систем связи и вещания существующая схема распределения частот между службами перестанет считаться приемлемой. Как, например, классифицировать поток данных, принимаемый подвижным терминалом и содержащий сигналы и звукового радиовещания, и телевидения, и адресные сообщения, и поток данных для закрытой группы абонентов, и инструкции по смене частоты канала, и сигналы навигации, и данные позиционирования, а возможно, и сигналы обратного канала?
В условиях конвергенции информационных систем одно из решений проблемы нехватки частот – внедрение инструментов динамического распределения ресурсов. Это предложение не ново, о нем говорят как минимум лет десять. Суть его в том, что днем, когда велики потребности в двусторонней связи, бо’льшая часть спектра выделяется для подвижной телефонной связи и мультимедийных служб, а вечером и в ночное время, когда бизнес-активность невелика и значительная часть населения жаждет развлекательных программ, бо’льшая часть спектра может использоваться для работы служб теле- и радиовещания. При этом давно обсуждаются предложения объединять сети связи различных типов и координировать их работу при помощи механизмов динамического распределения ресурсов и услуг, что позволит решить проблему нехватки спектра для сетей сухопутной подвижной связи.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!