Rambler's Top100
Статьи ИКС № 1 2008
Андрей ГИДАСПОВ  23 января 2008

Загадки FMC, или Как вырастить нового кентавра связи?

Человечество всегда стремилось упростить себе жизнь, именно для этого и «изобретают» высокие технологии. Связисты здесь – не исключение. Конвергенция фиксированной и мобильной связи – благородная цель, направленная на улучшение жизни пользователей коммуникаций. Но достичь ее не так просто...

Гидаспов А.Из недревней истории

Для самих игроков коммуникационного бизнеса – операторов и вендоров – фиксированная и мобильная связь, в сущности, два лагеря. Фиксированная – первопроходец истории, стабильная труба, объединяющая и переносящая мощные звуковые потоки и поставляющая на гора’ миллионы байтов информации. Это Голиаф телекома, для которого важно качество, доступность и всеохватность соединения.

Но на каждого Голиафа есть свой Давид. И им стал сводный брат проводного гиганта – мобильная связь. Его быстро вращающаяся праща разнесла в клочья преимущества некогда всесильного великана от связи. Мобильный телефон, который всегда при себе, – вот волшебный жезл, исполняющий любые прихоти своего господина.

Мобильная связь настолько перехватила инициативу, что проводной гигант застонал. А тут еще мощная атака VoIP со всех флангов. Телеком серьезно задумался о перспективах и спешно начал перестройку на более гибкую платформу. Но здесь подоспело широкополосье и – выручило! Опять стала расти клиентская база, а самое главное – труба вновь набухла сочными мегабайтами.

Но счастье мобильных технологий длилось недолго: с насыщением рынков началось падение качества связи, да и дополнительные услуги как-то не очень прививались. Принялись решать наши герои, как быть дальше?

И вскоре мудрые аналитики, вендоры и операторы придумали чудодейственное средство – объединить двух антагонистов, породив нового кентавра связи, и дать ему, с одной стороны, мобильность, а с другой – солидную трубу с широкой полосой и QoS в придачу. Конечно, кентавр, возможно, и не родился бы так быстро, не будь роста рынка беспроводных домашних и корпоративных сетей, всепоглощающего VoIP и двухрежимных телефонов – сотовых/802.11.

Одними из первых пытались совместить эти две ипостаси Alcatel и British Telecom (BT). Абоненту предлагалось использовать DECT-телефон дома для фиксированного соединения, а сотовый – вне дома. Однако до крупных проектов дело не дошло. Кроме голоса предложить было нечего, да и технология, в сущности, была далека от совершенства. К тому же вопросы единого биллинга оставались нерешенными. Реальные условия для развития услуг FMC появились только через несколько лет, когда наступило время технологий доступа DSL и UMA, завершилась эволюция GSM и выросла потребность пользователей в такой объединенной услуге.

Мировая практика

Сегодня FMC-проекты строятся в основном на базе конвергентных решений «Wi-Fi + сотовая связь». В режиме Wi-Fi вызовы абонентов направляются через Интернет, а в сотовом – по сетям GSM/GPRS. Связка «технологическое решение + единый биллинг» позволяет добавить и ряд дополнительных услуг, например обмен мгновенными сообщениями без разрыва соединения.

IDC предполагает, что к 2010 г. в мире будет около 47 млн пользователей FMC, что принесет операторам в целом $24 млрд выручки (рис. 1, табл. 1). А к 2009 г. в мире будет насчитываться 269 млн домохозяйств с широкополосным доступом (рис. 2). Эксперты компании Analysys утверждают, что если все они станут частью глобального проекта FMC, то рынок FMC-услуг может достичь $141 млрд. При этом FMC вкупе с VoIP позволит корпоративным клиентам снизить затраты на голосовую связь более чем на 30%.

Если абоненты, как индивидуальные, так и корпоративные, безусловно, в выигрыше от конвергенции фиксированной и мобильной связи, то что FMC грядущий готовит самим операторам? Пока мнения рынка достаточно противоречивы.

Теоретически FMC дает фиксированным операторам возможность диверсифицировать услуги, отхватив кусок абонентского пирога у сотовиков. Мобильные же операторы считают, что конвергентные решения позволят им разгрузить сеть, более эффективно использовать частотный ресурс, а также предложить своим абонентам широкополосные услуги.

Однако исследование компании iLocus показывает, что, продвигая FMC, мобильные операторы могут больше потерять, чем приобрести. По мнению аналитиков, из-за развертывания FMC-проектов американские мобильные операторы будут терять до 2011 г. по $3,3 млрд в год. С ними не согласны крупные операторы: BT ожидает, что в 2010 г. сможет сэкономить около C= 1,3 млрд, если интегрирует свои сети в единую инфраструктуру на базе IP. Такие же перспективы видит и Telecom Italia, прогнозируя ежегодную экономию от интеграции фиксированных и мобильных сетей на уровне не менее C= 1,5 млрд.

Сегодня свыше 250 сервис-провайдеров по всему миру уже тестируют конвергентные технологии, запуская первые проекты. Многие из них теперь порождают гибриды типа FT/Orange, AT&T/BellSouth/Cingular или PCCW/Sunday, ставя свои фиксированные и мобильные активы на карту конвергенции. Еще в 1995 г. был запущен успешный сегодня проект BT Fusion. Ряд мобильных операторов расширяют свои услуги, предлагая DSL-решения, например Orange/Cable & Wireless, Mobistar, Vodafone.

Вендоры, в свою очередь, не оставляют своим вниманием операторов. Так, Azaire Networks, мировой лидер в области конвергентных решений, работает с несколькими операторами в Северной Америке, Европе и Азии. Среди партнеров Azaire – T-Mobile, SingTel Optus, Rogers Wireless, Chunghwa Telecom и Mobilkom Austria. В Германии Azaire и T-Mobile разработали первый пакет беспроводной панъевропейской связи, обеспечивающей непрерывность услуг по сетям 3G, GPRS/EDGE и Wi-Fi. В Азии Azaire сотрудничает с крупнейшим тайваньским оператором Chunghwa Telecom, предоставив пользователям непрерывный доступ к дополнительным услугам в сетях 3G и WLAN и бесшовную интеграцию в 3G-сеть Chunghwa.

Если сравнить спектр сервисов в этих проектах и типовых операторских сетях, то очевидно: FMC-услуги рождают новую бизнес-модель, переходя от голосовых сервисов к насыщенному контенту. По данным iLocus, в сентябре 2007 г. количество FMC-абонентов (Wi-Fi-GSM) в мире достигло 900 тыс., причем большинство из них использовали технологию UMA (при абонентской базе услуг передачи данных примерно в 400 тыс.). Лидером поставки решений голосовой связи стала компания Kineto, а в сегменте передачи данных первенствует Azaire.



Азиатский рывок


Технологические локомотивы Азии (Южная Корея, Япония, Гонконг и Сингапур) очень активно взялись за конвергентные проекты.
В Корее операторы начали продвигать конвергентные проекты в 2004 г.; первым стал Korea Telecom (KT), запустивший конвергентный сервис Onephone для индивидуальных потребителей. Оператор использовал технологию Cordless Telephony Profile (CTP), в основе которой лежат двухрежимные Bluetooth/CDMA-телефоны и точки доступа Bluetooth. Сервис KT позволяет автоматически переводить звонки из мобильной сети на фиксированную сеть оператора в зависимости от местоположения абонента. Уже через год, к июню 2005 г., KT сообщил о 118 тыс. абонентов, а к концу 2005 г. – о 200 тыс.

В Японии аналогичный сервис оператора NTT DoCoMo – Passage Duple – был запущен в ноябре 2004 г., но только для корпоративных клиентов. Все блага конвергенции для них достигаются за счет использования единого конвергентного телефона, который служит 3G-терминалом в сотовом режиме и беспроводным IP-телефоном в офисе. Вызовы внутри беспроводной офисной сети для абонентов бесплатны.

Крупнейшие потенциальные рынки FMC – Китай и Индия. В Китае, по мнению исследовательской компании In-Stat, сервисы FMC начнут развиваться лишь после запуска услуг 3G, в 2008–2010 гг. По данным компании, FMC-услугами в 2005 г. пользовались около 400 тыс. абонентов; их количество будет неуклонно расти и к 2010 г. достигнет 11,4 млн. При этом, как считают аналитики, в 2005–2008 гг. сервисы в конвергентных проектах будут в основном речевыми и только после 2008 г. наступит эра «голос + данные». А мультимедийный контент станет доминировать лишь после 2010 г. In-Stat прогнозирует, что количество FMC-абонентов в корпоративном сегменте увеличится с 0,4 млн в 2005 г. до 5,6 млн в 2010 г.

Но FMC означает не только конвергенцию услуг и сетей, но и реструктуризацию операторских компаний и их управленческого аппарата. Например, четыре крупнейших китайских оператора сходятся в том, что конфликты между департаментами внутри их компаний при развитии FMC-проектов практически неизбежны.

Как и в других странах мира, в Индии основные проблемы понимания FMC кроются в недостаточной зрелости технологии, сложной регуляторной ситуации и в неготовности самих абонентов принять эти услуги. В свою очередь, индийские сервис-провайдеры считают (и не без оснований), что новые сервисы могут привести к каннибализации и существующих услуг, и доходов. Тем не менее ведущие игроки рынка Индии заявили, что коммерческий запуск первых конвергентных услуг произойдет до конца 2008 г. Сегодня некоторые из них приступили к тестированию IMS-технологии.

Один из крупнейших операторов Индии Bharti Airtel Limited присоединился к Альянсу FMC еще в ноябре 2006 г. В настоящий момент он анализирует FMC-технологии и услуги на их основе в контексте индийского рынка связи, чтобы, изучив пользовательский опыт, совместно с сервис-провайдерами создать интересный для рынка продукт. Некоторые инициативы Airtel включают продвижение Wi-Fi-маршрутизаторов для клиентов, пользующихся широкополосной связью, запуск точек Wi-Fi в аэропортах и торговых центрах. Два других крупных оператора Индии – Reliance и BSNL – также «творят, выдумывают и пробуют», однако свои намерения широко не афишируют.

Аналитики считают, что FMC в Индии станет развиваться при наличии альтернативных инфраструктурных сетей доступа, например WiMAX, которые будут в основном использоваться для интернет-доступа. Пока уровень ARPU по услугам передачи данных у всех операторов Индии очень низок, а проникновение мобильного Интернета крайне незначительно. Поэтому весьма вероятно, что развитие FMC в сегменте домашних пользователей займет как минимум несколько лет.

По оценке аналитиков Texas Instruments, сервис-провайдеры в Индии начнут развертывание проектов конвергентных сервисов со стадии Pre-IMS (мгновенные сообщения и фотофайлы) или даже сразу с создания IMS-инфраструктуры. Кроме того, успешное продвижение конвергентных проектов будет зависеть от запуска 3G и Wi-Fi. Еще одно важное условие развития FMC-проектов – расширение дополнительных услуг связи и увеличение прибыли от них. Необходимо также обеспечить широкий выбор FMC-телефонов.
Несмотря на то что основной задачей индийских операторов все еще остаются базовые услуги связи, процент абонентов, использующих новые сервисы, постепенно повышается. Растущие доходы населения и увеличение доли среднего класса в общей структуре населения, снижение цен на телефоны и популяризация дополнительных услуг среди молодежи работают на FMC.

Регулятор = стимулятор?

Для успешного развития FMC необходимы три базовых условия: наличие абонентских терминалов, стратегическое видение операторов и четкая регуляторная политика.

Наличие конвергентных абонентских терминалов – один из важнейших факторов развития рынка. Готовность операторов увидеть потенциал FMC, а вендоров поддержать их начинания – еще одна составляющая роста. Тем не менее трудно сдвинуть фиксированно-мобильный воз без стратегического содействия со стороны регулятора.

Какую роль должен играть регулятор в обеспечении FMC? Защитить интересы потребителя? Убрать искусственные препятствия на пути реальной конкуренции? Снизить барьеры входа на рынок для новых игроков, особенно тех, кто использует инновационные подходы? По мнению МСЭ, важнейшая цель регулятора – стимулирование конкуренции, что в конечном итоге принесет пользу потребителям.

Любой оператор отдает себе отчет, что без положительной «отмашки» государства конвергентное небо могут еще долго закрывать тучи. Особенно это заметно в глубоко зарегулированной Азии. Здесь, в отличие от Европы, нет ни общерегионального нормативно-правового поля, ни какого-либо намека на прозрачное законодательство (за исключением Гонконга и Сингапура), а вопросы регулирования настолько запутанны и противоречивы, что нужны как минимум «тысяча и одна ночь» для решения каждой проблемы.

Регулирование оказывает немалое влияние на экономику FMC-сервиса (табл. 2), что иллюстрирует простое сравнение проектов ВТ Fusion и КТ Onephone. В отличие от британского коллеги, KT не разрешено предлагать абонентам дешевые тарифы, и оператор обязан устанавливать стандартные мобильные и фиксированные тарифы без каких-либо скидок за оказание единой услуги. Поэтому для успешной продажи услуги Onephone, KT вынужден предлагать абонентам другие плюсы (например, удобство и широкое покрытие), а также иные инновационные сервисы, такие как единый обмен сообщениями и адресная книжка.

Тем не менее и в Азии есть свои преимущества. Отражая «политику партии» по завоеванию лидерства на мировом рынке высоких технологий, регуляторы Японии, Южной Кореи, Китая (включая Гонконг), Индии и Сингапура очень активно продвигают новые инфокоммуникационные услуги. По сути, эта активность и помогла большинству «азиатских тигров» выйти на первые позиции в мире (мобильная, широкополосная связь, услуги передачи мобильных данных).

Например, в Гонконге абоненты имеют широкие возможности для выбора «своей» широкополосной сети. По информации администрации связи Гонконга (OFTA), на ноябрь 2007 г. из 2,5 млн домохозяйств 79% имеют доступ к сетям двух операторов, а 55% – к сетям трех операторов. Причем эти сети построены самостоятельно фиксированными операторами.

OFTA оперативно реагирует на новейшие тенденции рынка телекоммуникаций, в частности FMC. Так, уже в 1995 г. было объявлено о выдаче в 2006 г. единой операторской лицензии на предоставление услуг фиксированной и мобильной связи. До 1 января 2008 г. лицензия ограничивалась фиксированной связью (включая обычный WLL), но после этой даты будет включать и полную мобильность. По мнению OFTA, основная роль регулятора – обеспечение условий оперативной адаптации новых технологий, продуктов и услуг. Операторы должны иметь возможность быстро реагировать на запросы потребителей в отношении услуг FMC, не сталкиваясь с какими бы то ни было проволочками со стороны регулятора.

По существующему соглашению об оплате межсоединения между мобильными и фиксированными сетями, введенному в Гонконге еще в 80-х годах, операторы мобильных сетей вынуждены платить за соединение в обоих направлениях (и мобильная – фиксированная сеть, и фиксированная – мобильная сеть). После многочисленных протестов мобильных операторов и обращений к регулятору последний, исследовав вопрос со-вместно с внешним консультантом, пришел к выводу о необходимости отмены устаревшего соглашения и установил двухлетний срок для перехода на новую систему оплаты межсоединения. OFTA также серьезно рассматривает предложение ввести переносимый фиксированно-мобильный номер и изучает потребительский интерес к данному сервису.

В Индии крупнейший телеком-рынок Азии спокойно движется к конвергентности. Изначально там стоимость лицензии на услуги связи зависела от конкретной услуги. Но в течение нескольких лет положение менялось. На первой стадии в лицензии перестали указывать, какой тип доступа будет использоваться для предоставления базовых проводных и мобильных услуг связи. На второй были выработаны условия для полноценного единого режима лицензирования всех услуг связи. Основная цель такой либерализации – стимулирование роста новых приложений и услуг и использования новых технологических разработок.

Тем не менее регулирование будущих услуг связи весьма далеко от идеала. Предстоит выработать окончательную политику в отношении развития 3G, что чрезвычайно важно для полной адаптации FMC-проектов в стране. Кроме того, на пути у FMC стоят очень доступные и популярные среди индийцев услуги VoIP. Несмотря на то что до сих пор статус VoIP в Индии сильно ограничен «Актом об IP-телефонии», эта услуга активно продвигается десятками компаний по различным схемам в обход решения регулятора.

Еще один серьезный барьер для запуска FMC в Индии – недостаточное количество высокоскоростных широкополосных сетей.

* * *

Появится ли в результате всех этих деяний на сцене телекома мощный кентавр, или эксперимент не выйдет за пределы лабораторных опытов лидеров отрасли? По данным аналитиков, это мы узнаем уже к концу этого, 2008 г.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!