Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 1 2008 |
Лилия ПАВЛОВА  | 25 января 2008 |
ЛЕГО для банкиров
В последние два-три года обозначился главный тренд ИТ в финансовой сфере: стало очевидно, что вести все бизнес-процессы в рамках одной «монолитной» системы невозможно и при развитии банковских информационных систем основной упор следует делать на их открытость. Как идеология построения ИТ-инфраструктуры предприятия на авансцену выходит сервис-ориентированная архитектура – SOA.
В банковской сфере информационные технологии давно стали не только подручным средством финансистов, но и важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности бизнеса. При этом тенденции развития банковских информационных систем напрямую зависят от отраслевых трендов. Как отмечали участники III Всероссийского форума «IT в финансовом секторе» (Москва, декабрь 2007 г.), в банковской сфере можно выделить такие основные тенденции, как ее консолидация, открытие новых филиалов, увеличение клиентской базы, штата банков и числа их продуктовых предложений, усложнение бизнес-процессов, повышение требований к качеству документооборота и отчетности (в связи с выходом на мировые финансовые рынки).Естественно, все это сказывается на ИТ. По словам О. Баранова, управляющего партнера компании «Неофлекс», при формировании ИТ-инфраструктуры финансовых организаций сейчас необходим выбор лучших специализированных приложений и их включение в ИТ-ландшафт.
Как связывать приложения между собой и распределять выполнение сложных бизнес-процессов между несколькими приложениями? Как создавать отчетность по данным, формируемым разными приложениями, и организовывать удобную работу конечных пользователей с несколькими приложениями? Ответы на такие вопросы, по мнению О. Баранова, определяют ключевые тенденции создания современного ИТ-ландшафта финансовой организации. Его основные составляющие – лучшие в своих классах специализированные решения разных поставщиков, средства интеграции приложений на основе SOA-архитектуры (платформы ESB) и управления сквозными бизнес-процессами (ВРМ-приложения), инструменты построения хранилищ данных и организации на их основе аналитических систем; наконец, средства, обеспечивающие интеграцию пользовательских интерфейсов всего спектра приложений.
По мнению А. Катрича, управляющего директора по информационным технологиям инвестиционного банка «Траст», лет через пять-семь SOA восторжествует во всех финансовых институтах. Тогда по принципу ЛЕГО можно будет создавать информационные системы, одинаково эффективные для обеспечения разных бизнес-процессов.
Однако у апологетов принципа LEGO есть оппоненты. Например, А. Педоренко, директор департамента ИТ группы «АльфаСтрахование», считает, что не так-то просто найти «универсальную таблетку» для многопланового, постоянно меняющегося бизнеса. «Если мне предложат «конструктор», который позволит строить информационные системы банка, такие как ЛЕГО, я позволю себе усомниться в гарантированном результате, – говорит он. – К сожалению, ни одна страховая система в мире (а я хорошо знаю рынок) не закроет весь функционал. И придется либо переписывать эту систему, либо перестраивать бизнес».
Как бы то ни было, SOA-подход уже активно используется целым рядом банков. Так, проекты внедрения информационных систем на основе SOA реализовали Русфинанс Банк (группа Societe Generale), Внешторгбанк и «Ренессанс Кредит». Подробнее об этих и других проектах – в теме номера «ИКС» № 4'2008 г.
Лилия
ПАВЛОВА
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!