Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 1 2008
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  25 января 2008

Хотите IPTV? Начните с контента

От TDM к IP, от оборудования к сервисам, от сервисов к контенту, от технологий к бизнес-моделям, от вопроса, как деньги делать, к вопросу, как деньги делить, – из таких переходов сложился пазл 12-й конференции по IP-телефонии и IP-коммуникациям

Веселые похороны

Слоганом 12-й IP-конференции стал неразрушающий переход из мира TDM-технологий в мир IP. Предлагается простая на первый взгляд схема: внедрение телефонных узлов местной, зоновой и МГ/МН-связи на базе IP-технологий с их обязательной сертификацией в качестве телефонных узлов, поддерживающих и телефонные, и IP-протоколы и интерфейсы. При этом они должны быть дешевле TDM-узлов.

Красивые слова «неразрушающий переход» (поскольку позволяет сохранить вложения, поддерживать наряду с услугами традиционной телефонии VAS, FMC, «чистые» интернет-сервисы типа Skype, плавное, по мере роста оператора, наращивание мощностей) заставили напрячься многих: отрасль не впервые переживает подобную революцию, а поскольку в стране почти половина сетей аналоговые (!), актуален вопрос тотальной замены оборудования.

Конечно, сервисы класса FMC, виртуальный офис, их технологическое совмещение с традиционной телефонией и интернет-сервисами сулят высокие доходы – но где брать деньги и специалистов? Будет ломка всей системы эксплуатации, предупреждает С. Журавлев (ЦНИИС), по всем направлениям деятельности. В 2002–2005 гг. British Telecom и France Telecom разделили деятельность на функциональную и продажную – это разрушило компании в том виде, в каком мы их знаем, зато сохранило для бизнеса.

Кроме неразрушающего перехода возможны и другие сценарии развития взаимодействия прошлого (традиционная связь) и будущего (IP-технологии): 1) telco вообще исчезают и 2) операторы, чтобы выжить, строят IMS. Они и послужили интригой для дискуссии «IMS – это наше всё?». К этой стандартизованной архитектуре участники рынка относятся по-разному: традиционные операторы связывают с ней свое будущее, адепты IP называют их надежды последней конвульсией старого мира, а представители инфокома к концепции вообще равнодушны.

Как выживать оператору?

«Мы рассматриваем стратегию миграции к IMS, осознаем, что требуется трансформация всех видов деятельности, ведь происходит ломка стереотипов, – говорит К. Власюк («Уралсвязьинформ»). – Но утверждать, что IMS – это наше всё, мы не беремся. Мы рассматриваем IMS как надстройку над NGN, призванную помочь освоению новых услуг, сокращению эксплуатационных затрат. Начало положено: пилотный проект покажет, подтвердятся ли наши расчеты».

В ходе дискуссии неоднократно возникал вопрос: а зачем оператору это надо? Затем, чтобы переключаться между различными видами сервиса без повторного набора номера. Чтобы быть не просто «трубой», а предоставлять много сервисов – но нужны ли пользователю все эти мультисервисные услуги? Чтобы быть интерфейсом между услугой и стандартом связи – для этого, правда, нужно довести идеи IMS до стандартной архитектуры, пока же поставщики продвигают свои сиюминутные продукты. Скептики вспомнили, как в свое время в роли спасителя оператора выступали интеллектуальные сети – от них остался только будильник.

Масленников И.Тем не менее форум не превратился в похороны традиционной телефонии – как ни убеждал И. Масленников («МФИ Софт»), что, сделав вложения в IMS, традиционный оператор только подорвет свой бизнес. Такова диалектика развития рынка – идет борьба за новый доход. Почувствовав, что надо менять идеологию, оператор ухватился за идею IMS.

Вопрос выживания для традиционного оператора неразрывно связан с тем, как делать деньги на новых сервисах – и как их делить. На его решение направлена, в частности, концепция сервисной инфраструктуры общего пользования (СИОП), один из проектов АДЭ.


Интересную бизнес-модель предоставления сервисов абонентам реализует ассоциация ТИМ («Телеком. Интернет. Медиа»). ТИМ объединяет небольших канальных операторов, которым невыгодно разрабатывать собственные сервисы, контент-провайдеров (обладающих лицензиями на легальный контент) и ISP. Ассоциация создает дата-центр, аккумулирующий легальный контент, которым операторы могут обмениваться по пиринговым маршрутам, а не через Франкфурт, как предлагает, например, «Сибирьтелеком», и то в пределах одной области. С 1 января ТИМ получает право передачи на определенное время контента по сублицензии, в феврале в 20 городах Сибири начнется тестовая эксплуатация.

Д. Слободской, президент ТИМ, считает, что главное – понять, кто и за что берет деньги: «В нашей схеме поставщик контента получает деньги за контент, оператор – за доставку трафика и проценты с контента (per-pay-view), интернет-провайдер – те же per-pay-view. Такая схема гарантирует приток пользователей, а значит доходов, всем». Надо думать обо всех видах взаимодействия, говорит Г. Мызовский («Тарио»), и тогда откроется мир всевозможных сервисов – Вritish Тelecom это удалось.

IPTV: ищите деньги

Накануне конференции разговорились с топ-менеджером SME-компании, реализующей услуги доступа в Интернет, кабельного ТВ и передачи голоса. Спрашиваю: а IPTV не планируете? Думаем, говорит, загвоздка лишь в том, что выбрать – мировой бренд или отечественное решение, тоже, между прочим, не дешевое. И вообще, компания вышла из «компьютерной шинели», так почему бы самим не написать софт?.. «Пусть попробуют, – отвечает на это И. Устинов («МФИ Софт»). – У нас были такие клиенты: потом, вместо того чтобы иметь двух–четырех инженеров в штате на поддержку, им приходилось содержать гораздо более дорогую команду программистов. И как бы просто ни казалось создать программный продукт, способный обслуживать приличное количество абонентов (иначе он себя не окупит!), это должно быть решение определенного качества».

На прошлогодней конференции тему IPTV обсуждали целый день на двух секциях. Программа 12-й конференции сначала показалась небогатой на IPTV – всего два доклада. Ведущий секции М. Воробьев (CTI) обрисовал ситуацию: с одной стороны, операторы связи приняли решение – «пора внедрять». С другой – надо увидеть, где деньги. Сегодня ответ на этот вопрос ищут 600 IPTV-операторов в мире, у которых 13,5 млн абонентов (прогноз на 2011 г. – 70 млн).

В России конкуренция в этом сегменте пока невысока: «Система масс-медиа» («Стрим ТВ»), «Дальсвязь», «Центральный телеграф», «Норильск Телеком», «Корбина Телеком», ЮТК, «Сибирьтелеком» – всего примерно 113 тыс. абонентов.

Беленкович В.В то же время тема IPTV звучала практически на всех заседаниях. С чисто технологических аспектов обсуждение перешло на маркетинг: как из инструмента продвижения сделать IPTV полноценным бизнесом.

Сервисов кабельного, эфирного, спутникового ТВ становится все больше, количество ТВ-каналов растет, а 90% зрителей по-прежнему смотрят только 10% предлагаемого им контента. Не спасает и цифровое ТВ: в Нидерландах зрители смотрят всё те же 10% каналов. Как результат – аудитория перемещается в Интернет. И все равно в прайм-тайм пользователи интернет-вещания включают новости на традиционном ТВ: большинство IPTV-каналов (это не относится к AppleTV) дублируют классические ТВ-сервисы, идея профанирована тем, говорит П. Ребров, что операторы начали вписывать IPTV в старую концепцию.



Присоединяйтесь к ENUM!

Этим призывом завершилась последняя, 17-я, секция. (О протоколе трансляции телефонных номеров в доменные имена tElephone NUmber Mapping см. «ИКС» № 11'2007, с. 26.) Не все встретили этот проект АДЭ, поддержанный регулятором, с энтузиазмом: совместное использование телефонных номеров и IP-адресов требует изменения нормативной базы, международного сотрудничества; для бизнеса крупного оператора это может ухудшить операторский баланс, вендору придется подгонять свое оборудование под этот протокол – не все к этому готовы. К тому же на Россию и Казахстан выделен общий код доступа «7» – на что Е. Васильев (Минсвязи) сообщил о первичном согласии Казахстана на создание в России тестовой зоны.

И тем не менее сегодня МСЭ, объединяющий более 200 государств, предлагает именно этот путь для того, чтобы всем на равных владеть веб-сервисами: мировой регулятор (а вслед за ним и отечественный) рассматривает ENUM как возможность сопрячь разные миры (TDM- и IP-телефонии, мобильной и фиксированной связи), разные правила, по которым играют участники глобального ИКТ-рынка. Итак, старт ENUM дан, надо браться за развертывание опытной зоны, самая общая задача которой формулируется так: посмотреть, как это будет работать. А пользователь (сегодня – полноправный участник рынка) «проголосует рублем».

* * *

Оператору, «обдумывающему житье» в IP-среде, возможно, пригодится совет А. Рокотяна («Норильск-Телеком»): поскольку инфраструктура уходит с первых позиций на положенное ей место (инфраструктуры, где и живут сервисы), а пользователь платит не за инфраструктуру, а за сервисы, то прежде чем решать вопрос с программно-аппаратным обеспечением, нужно хорошенько продумать бизнес-модель. Особенно в условиях ограниченных ресурсов.

«ИКС» об IP-коммуникациях:12’2007, с. 40–57; № 3’2006, с. 40–57; № 8’2005, с. 22–54, а также 2007: № 11, с. 60; № 10, с. 20; № 3, с. 18, 30; № 1, c. 29; 2006: № 7, с. 70; № 5, с.82; 2005: № 10, с. 15; № 5, с. 76, 106; 2004: № 1, с. 15; № 12, с. 18; 2003: № 4, с. 68; 2002: № 1, с. 48; № 2, с. 36, 48
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!