Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 11 2012
Игорь ТЕМИРОВ  13 ноября 2012

Квартал транспорта. Универсальность транспортного интеллекта

Одни города регулярно испытывают на себе природные катаклизмы, другие страдают от перебоев с водой, третьи – от недостатка энергоресурсов... Но транспортные проблемы, для кого-то критически острые, для кого-то пока терпимые, универсальны для всех.

Игорь ТЕМИРОВ, генеральный директор, «Интеллект Телеком»Поэтому любой достаточно большой город обречен на внедрение интеллектуальной транспортной системы (ИТС) той или иной степени сложности и интеллектуальности. Причем зачастую именно попытки решения транспортной проблемы становятся драйвером развития города и запуска проектов других компонентов умного города.

В мире ИТС занимаются уже около 30 лет, и за это время был выработан набор стандартных решений, которые не раз успешно применялись в разных городах мира. В первую очередь это меры, направленные на повышение роли общественного транспорта: ведь средний автобус по пассажировместимости эквивалентен 50 автомобилям. Поэтому в городах выделяют специальные полосы для общественного транспорта и вводят ограничения на минимальное число пассажиров автомобиля.

В России к масштабному внедрению ИТС приступили лишь несколько лет назад, когда спрос на собственный автомобиль и транспортные услуги столкнулся с ограничением предложения в виде количества, длины и ширины городских улиц и дорог. Самую яркую иллюстрацию этого несоответствия спроса и предложения мы видим в Москве. До законодательных притеснений водителей-одиночек дело у нас пока не дошло, но на целом ряде улиц выделены полосы для общественного транспорта. Правда, многие эксперты и простые автомобилисты говорят о том, что где-то эти выделенные полосы только усугубили пробки, и часть полос уже решено вернуть в общее пользование, но это лишний раз говорит о необходимости построения транспортной модели города, работы над которой начались совсем недавно.

Сейчас на московских улицах идет установка детекторов транспорта, позволяющих поминутно определять плотность потока машин, их распределение по полосам и среднюю скорость движения и получать достаточно точную информацию о загрузке дорог в зависимости от времени суток и дня недели. Эти данные необходимы не только для моделирования транспортной ситуации и управления ею, но и для информирования водителей о том, что происходит на дорогах, чтобы они могли выбирать оптимальные маршруты движения и не увеличивать пробки в проблемных местах. На некоторых перекрестках установлены адаптивно управляемые светофоры, которые в автоматическом режиме изменяют длительность включения зеленого или красного сигналов, исходя из информации о загруженности близлежащих улиц. Первые результаты внедрения, например в районе станции метро «Щукинская», показали, что скорость движения автомобилей увеличивается на 25–30% и уже ставшие традиционными пробки заметно уменьшаются.

Кроме того, на многих улицах Москвы установлено оборудование для автоматической фотофиксации нарушителей скоростного режима. Квитанции на уплату штрафа тоже выписываются автоматически и передаются на портал госуслуг. Первые результаты этих мер уже есть: снизилось количество дорожных происшествий, удалось разгрузить многие проблемные участки, повысить скорость движения общественного транспорта и, конечно же, сохранить немало человеческих жизней. О каких-то глобальных результатах говорить пока рано, поскольку эта система сейчас охватывает лишь некоторые районы Москвы, а завершить ее создание планируется к концу 2013 г.

Конечно, в основе взаимодействия всех этих датчиков, видеокамер, интеллектуальных светофоров и систем информирования водителей лежат современные телекоммуникации, в том числе беспроводные, работающие в разных частотных диапазонах на базе разных технологий. Поэтому очень остро стоит задача гармонизации всего оборудования, чтобы все датчики, камеры и светофоры взаимодействовали друг с другом по определенным протоколам. Ну а ключевой проблемой является интеграция всех используемых в ИТС технических решений, поскольку универсальных интеллектуальных камер и датчиков, способных выдавать всю необходимую информацию о транспортных процессах, пока нет. И конечно, сама ИТС должна быть интегрирована в единую систему управления городским пространством – только в этом случае все компоненты умного города будут работать эффективно.  

 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!