Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 12 2012 |
11 декабря 2012 |
Эксплутация снова на повестке дня!
Окончание. Начало см. «ИКС» № 11’2012, с. 53. Эксплуатация сетей в условиях снижения маржинальности бизнеса и роста стоимости самого процесса – проблема не для однократного обсуждения, которое состоялось за круглым столом «ИКС». Тем не менее в ходе дискуссии профи заложили кирпичи в фундамент решений, кардинально меняющих модели эксплуатации.
«ИКС»: Какова динамика цены вопроса эксплуатации? И как эксплуатировать сеть в условиях снижения маржинальности операторского бизнеса?
Сергей ФОМИЧЕВ, директор по развитию бизнеса, «Мастертел»: Если раньше при высокой маржинальности оператор мог позволить себе делать всё, что хочет: покупать любое, самое дорогостоящее оборудование, строить кабели любой емкости, – то сейчас для того, чтобы быть в рынке, ему приходится искать другие пути. С одной стороны, от этого может страдать эксплуатация. С другой, научиться жить с разумными ограничениями и эффективно использовать более сложные процессы – наверное, единственный вариант. Это как при приеме на работу выбирать между двумя кандидатами: между преданным, но посредственным, или талантливым, но сложно управляемым. Так вот, лучше научиться управлять талантливым человеком, чем работать с тупым.
Дмитрий УРЫВАЕВ, директор по эксплуатации сетей, заместитель технического директора, «ВымпелКом»: Рост расходов на эксплуатацию, безусловно, происходит, потому что сети и трафик передачи данных растут по экспоненте. В общем объеме затрат на эксплуатацию сегодня самая большая доля приходится на арендные платежи. Второе – это плата за частотный спектр. Третье – за электроэнергию. Четвертое – поставщикам основного оборудования за техподдержку. И только на пятом месте идут затраты на персонал, на договора с подрядными организациями и т.д. Работая с первыми четырьмя составляющими, мы можем себе позволить поддерживать рост затрат на эксплуатацию на адекватном уровне. При этом подчеркну: рост численности персонала, прямо пропорциональный росту размера сетей, не может быть обоснован!
Поэтому эксплуатационные расходы надо рассматривать с разных сторон. И с точки зрения инвестиций в развитие, которые позволяют в дальнейшем снизить удельные затраты на эксплуатацию. И в аспекте использования специальных мероприятий, которые дают возможность снизить затраты в пересчете на единицу оборудования (например, тендеры на укрупненные объемы или на более продолжительные сроки обслуживания). И с позиций внедрения новых технологических решений, которые в принципе за счет эволюции оборудования позволяют снизить затраты на эксплуатацию. Также оптимизации расходов на эксплуатацию способствуют общие с другими операторами контрагенты на техническое обслуживание и на аварийно-восстановительные работы. Иными словами, network sharing во всех его проявлениях.
Александр ВРОНЕЦ, гендиректор, «ПроектСвязьТелеком»: Эксплуатация – это часть большого инвестиционного и инновационного процесса. Я бы предложил простую формулу. Если ваши затраты растут не быстрее доходов, то вы нормально развивающаяся компания. Если вы хотите улучшить ваши показатели за счет оптимизации затрат – вы занимаетесь тюнингом, это путь к продаже компании и уходу из этого бизнеса.
Сергей ПАХОМОВ, руководитель отдела телекоммуникаций и связи, «Манго Телеком»: Задача снижения стоимости эксплуатации для нас приоритетна, так как от нее в значительной степени зависит себестоимость услуг. Однако на первом месте у нас – качество сервиса, что накладывает определенные ограничения на способы удешевления эксплуатации. В целом стоимость эксплуатации сети закладывается на этапе ее проектирования и зависит от выбранных технологий и отработанных решений. В частности, грамотное проектирование региональной сети позволяет заметно снизить эксплуатационные расходы.
Какие у нас здесь проблемы? Во-первых, отсутствие единого провайдера ЦОДов для размещения оборудования узла связи. В разных городах мы вынуждены размещаться в ЦОДах разных операторов – и на разных условиях. Во-вторых, ни у одного из операторов большой тройки мы не имеем одного общего менеджера, через которого могли бы взаимодействовать по всем нашим проектам. Это усложняет взаимодействие, увеличивает количество договоров. В третьих, зачастую приоритетный для нас провайдер не имеет точки присутствия в нужных нам сооружениях. Тогда каналы передачи данных по городу и каналы передачи данных с Москвой мы вынуждены заказывать у разных провайдеров или даже использовать составной канал через двух провайдеров внутри города. В случае аварии на таком канале восстановление сервисов может занимать довольно много времени. Поэтому мы вынуждены организовывать резервные каналы, что, естественно, сказывается на стоимости сети.
Юрий ДОМБРОВСКИЙ, президент, Ассоциация региональных операторов связи: Пока мобильный бизнес был сумасшедшим по прибыльности, операторы не стремились ограничивать себя в расходах. Сегодня времена изменились. Очевидна тенденция использования аутсорсинга. В аутсорсинг попадает то, что дальше от клиента, что меньше влияет на основной бизнес, на самочувствие клиента. Маркетинг на аутсорсинг не отдашь, а многие технические вопросы – вполне. Здесь надо справляться общими усилиями с новой болезнью беспроводного телекома, обусловленной несовершенством договорной системы аренды и Гражданского кодекса и выражающейся в проблемах размещения базовых станций, башен и т.д.
Расширяется и углубляется тенденция интеграции сетей разных операторов, она распространяется и на эксплуатацию, и на владение сетями, даже на общее оптоволокно. На развивающихся рынках уже работает модель совместного использования активной инфраструктуры, при которой одна компания строит все (антенны, сеть и пр.) и предлагает оператору: «давайте свои частоты, мы запустим сеть, и она будет работать на вас».
Владимир ВАЛЬКОВИЧ, руководитель Департамента технического развития и эксплуатации, Orange Business Services: Мое личное мнение: для эксплуатации, для людей технических, которые создают какое-то решение или предлагают что-то оптимизировать, губительны большие бюджеты. При наличии неограниченных средств у них теряется творческое начало, вряд ли бы в таких условиях конструктор Калашников создал столь простой и надежный автомат. Это важно, потому что, помимо качества, есть соотношения цена/качество и цена/производительность. О цене не нужно забывать.
Кроме того, мы иногда слишком много внимания уделяем неким высокоуровневым вещам (активации приложений, различным системам автоконфигурации, автоматизации) и забываем про базовые принципы эксплуатации: про инженерную инфраструктуру, энергетику, климатику, про технику безопасности и охрану труда, если хотите, – это тоже часть эксплуатационного процесса.
«ИКС»: Какие нормативные правовые вопросы эксплуатации сетей связи волнуют участников рынка и регулятора?
Алексей БЕГИШЕВ, менеджер по развитию партнерской сети в России, Беларуси и Казахстане, Agilent Technologies: Наверное, все понимают, что противопоставление бизнеса и эксплуатации вынужденное: эксплуатация попадает под сокращение расходов в силу экономических причин. Может быть, надо что-то в консерватории подправить?
Я не предлагаю однозначного решения, я о поступательном движении. Нам нужна помощь регулятора, который создаст некоторый вектор развития, позволяющий нашим компаниям вкладывать в эксплуатацию.
Давайте отстранимся от текущей концепции Минкомсвязи, которое говорит: качество – дело рынка, заказчик голосует ногами, это его выбор, мы не можем его регулировать. Давайте подумаем о создании системы, на базе которой сможем предоставить операторам, обладающим определенным уровнем качества услуг, преференции при участии в тендерах, при раздаче частот, при определении уровня оплаты и т.п. И тогда сформируется вектор движения компаний по пути не срезания, а вкладывания средств, в том числе и в эксплуатацию.
Олег СВИРСКИЙ, технический директор, МТС: Рынок меняется очень динамично, и правовая база должна отражать эту динамику. Например, в ряде стран Европы, Америки существуют дотационные программы по «зеленым» технологиям, которые могут сильно влиять на затраты в части энергообеспечения и эксплуатации объектов связи, но благоприятны для экологии страны. Также актуален вопрос публичного сервитута – специальной системы, в соответствии с которой оператор имеет право зайти на любой объект, и держатель этого объекта обязан выдать технические условия. Они могут быть дорогими, они могут быть трудновыполнимыми, но они должны быть реальными. В данный момент у нас обсуждается только коммунальный сервитут, который не всегда соответствует потребностям пользователей в развитии сетей, покрытия.
В части регуляторики актуальна разработка реальных, действующих условий для развертывания сетей по специальным программам, имеющим большое социальное значение. Например, покрытие федеральных трасс, развитие систем оповещения и т.п.
А. ВРОНЕЦ: Мы живем в пору создания негосударственной экспертизы проектных решений. На территории страны действуют уже 150 негосударственных экспертиз. Наш тезис таков: экспертиза должна быть достаточно короткой, понятной и прозрачной. Для этого нужно регулятору серьезно поработать, чтобы выявить вопросы, подлежащие регулированию, и те, которые будут решаться заявительным порядком. Считаю, многие вопросы нужно отдать инженерному сообществу для решения, создав систему жестких нормативов, методик, последующего контроля со стороны надзорных органов.
Алексей РОКОТЯН, директор по работе с госорганами, «ВымпелКом»: Сегодняшняя нормативная база к изменениям в сфере эксплуатации, внедрению моделей аутсорсинга, совместного использования сетей не готова никак. Я так понимаю, что методики работы надзора к этому тоже, мягко говоря, не готовы. Но разговор с новой администрацией связи об этом начался.
К сожалению, механизм рабочих групп участников рынка однозначной эффективности не продемонстрировал. Вопрос взаиморасчетов, например, никогда такая рабочая группа не решит. А вот вопросы технические и эксплуатационные, общие требования к эксплуатации – может, и это неплохо работает.
Нормативную базу надо готовить, в том числе путем ее решительного упрощения. У нас во всех документах обозначена достаточно спорная ситуация: есть оператор, значит, у него должна быть своя сеть, которую он сам ввел в эксплуатацию, получил кучу бумажек и т.д.и т.п. Приходит надзор и говорит: а почему у тебя вот здесь не так? Это мешает жить и развиваться даже в рамках существующих моделей, не говоря уже о таких новых, как активный sharing. Неудачная регуляторика и упрямый инспектор – два фактора, которые могут всё то красивое и перспективное, о чем мы сегодня говорили, остановить на корню. Новый регулятор обещает, что быстро поправит нормативную базу. Дай бог.
Подготовила Наталия КИЙ
О том, что представляет собой эксплуатация 21-го века, «ИКС» продолжит разговор в новом году, в теме номера 4'2013.