Rambler's Top100
Статьи
12 февраля 2008

Российский телеком, итоги и задачи

11 февраля открылось расширенное заседание Коллегии Мининформсвязи России, где были подведены итоги работы за 2007 год и поставлены задачи на 2008 год и среднесрочную перспективу.

1. Отраслевые показатели
Общий объем сектора ИКТ за 2007 год по предварительным данным составил 1500 млрд. руб., что на 25,4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года; в том числе от услуг электросвязи - 983 млрд. руб. с ростом на 25,8%; от услуг почтовой связи - 67 млрд. руб., с ростом на 24,8 %; от информационных технологий - 450 млрд. руб., что на 24,5% выше по сравнению с 2006 годом. Объем рынка аппаратных средств составляет 252 млрд. руб., что на 18,5% больше по сравнению с 2006 годом, объем рынка программных средств - 80 млрд. руб., что на 40,4% выше соответствующего периода прошлого года, объем рынка услуг - 117,9 млрд. руб., с ростом на 28,4 %.
Рост доходов во многом обусловлен привлечением отечественных инвестиций в развитие средств связи: отечественные инвестиции в основной капитал за 2007 год составляют 206 млрд. руб., что на 20,8 % больше по сравнению с 2006 годом.
Работы по модернизации, расширению, реконструкции существующих электронных междугородных АТС, демонтажу аналоговых междугородных АТС, а также ввод в эксплуатацию новых современных цифровых АТС, кабельных и радиорелейных линий связи позволили увеличить телефонную плотность фиксированной связи до 32 телефонных аппаратов на 100 чел.
Количество абонентских устройств, подключенных к сетям подвижной связи, в 2007 году составит 180 млн, т.е. на одного жителя приходится более одного мобильного телефона с активной sim-картой. Доля населения Российской Федерации, имеющего не менее одной активной sim-карты, составляет более 75%.
Сегодня можно констатировать, что российский рынок услуг сотовой связи вступил в новый этап своего развития: все большее внимание уделяется расширению набора услуг, предоставляемых различным категориям абонентов. Широкий простор для этого открывают сети 3G, способствующие созданию и развитию в России нового бизнеса в сфере инфокоммуникационных услуг. Первые лицензии на оказание услуг связи третьего поколения были выданы в марте 2007 года трем крупнейшим российским операторам подвижной связи.
В 2007 году количество пользователей Интернет составило порядка 35 млн. человек, что почти на 40 % выше соответствующего периода прошлого года. Общее количество персональных компьютеров составило - 31,2 млн. шт., с ростом почти на 36 % выше соответствующего периода прошлого года.
В 2007 году наблюдается значительный рост услуг, оказываемых в сети передачи данных: объем информации, переданной по сети Интернет вырос в 2 раза.
Достижения отрасли ИКТ были продемонстрированы на международной выставке инфокоммуникационных технологий «Цебит-2007», в которой Россия впервые участвовала в статусе страны-партнера и добилась признания своего лидерского потенциала в сфере ИКТ на мировом уровне. Мининформсвязи России выступило организатором этой выставки.
В 2008 году и на среднесрочную перспективу одной из главных задач развития информационных технологий и связи является обеспечение доступа к телекоммуникационной инфраструктуре и информационным ресурсам хозяйствующих субъектов, органов государственного и муниципального управления и широких слоев населения, дальнейшее формирование конкурентной среды на рынке инфокоммуникационных услуг.

2. Подключение школ к Интернету в рамках национального приоритетного проекта «Образование»
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» Мининформсвязи России обеспечило доступ в Интернет более 52 тысяч образовательных учреждений страны, больше половины которых находится в сельской местности. Это самый масштабный инфокоммуникационный проект, который был реализован в рекордно короткие сроки - всего за год.
К особенностям проекта можно отнести сжатые сроки, трудности с транспортным сообщением в ряде населенных пунктов, а также большую территорию страны. В более чем 9 тысячах школ полностью отсутствовала телефонная связь, а в некоторых из них не было и электричества. Еще одна особенность проекта - подключение к сети Интернет 7 425 образовательных учреждений, находящихся в труднодоступных районах страны. Условия реализации проекта предполагают предоставление постоянно действующего и бесплатного для образовательного учреждения канала доступа в Интернет со скоростью не ниже 128к6/с.
Реализация проекта стимулировала развитие телекоммуникационной инфраструктуры во всех субъектах Российской Федерации, что открыто путь для дальнейшего распространения современных технологий на всей территории страны. Благодаря этому во многих регионах России у населения появится возможность доступа к сети Интернет по приемлемым ценам.

3. Обеспечение российских школ стандартным базовым пакетом лицензионного ПО в рамках приоритетного национального проекта «Образование»
29 января 2008 года первые российские школы получили базовый пакет лицензионного программного обеспечения. Реализация проекта по обеспечению всех российских школ стандартным базовым пакетом лицензионного ПО является новым этапом информатизации общеобразовательных учреждений. Проект, рассчитанный на три года, осуществляется по инициативе Мининформсвязи России в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Еще в начале прошлого года Министерство запросило в каждом регионе информацию о том, какие программы и в каком количестве необходимы школам. По результатам анализа, а также с учетом требований Госстандарта по информатике были сформированы требования к базовому пакету ПО для установки на школьных персональных компьютерах.
Летом 2007 года Комиссия по защите интеллектуальной собственности и президиум Совета по нацпроектам, возглавляемые Д.А. Медведевым, одобрили предложения Мининформсвязи по лицензированию ПО для школ. Таким образом, проект получил государственную поддержку. Решением Правительства РФ за счет федерального бюджета было приобретено право использования стандартного пакета ПО на всех школьных компьютерах в течение трех лет с оформлением лицензии на государственного заказчика. Так заработала уникальная схема лицензирования школьного программного обеспечения.
Общий объем выделяемых средств из федерального бюджета составляет 2,7 млрд. рублей. Из них около 2 млрд. рублей предназначено для приобретения лицензий и на обеспечение обновлений закупленных программ. В пересчете на одну школу стоимость пакета лицензионного программного обеспечения на три года составит около 30 тысяч рублей или 2 тыс. рублей на 1 школьный компьютер. Остальные средства выделены на обеспечение функционирования службы поддержки пользователей. Планируется, что до 31 марта лицензионное ПО получат все российские школы.
Государством приобретено право установки программного обеспечения не только на школьных компьютерах, но и на компьютерах учителей. Это решение позволит стимулировать учителей уже при подготовке к занятиям активно использовать средства ИКТ.
Кроме того, создана система технической поддержки и обучения. Разработан специализированный портал, на котором можно получить информацию по установке и использованию программного обеспечения, пройти обучающие курсы, а также скачать обновленные версии программ. Создан колл-центр, где учителя смогут получить необходимые консультации у специалистов. Для школ, внедряющих инновационные образовательные программы, приобретается специализированное программное обеспечение. Это позволит талантливым ученикам получить необходимые дополнительные навыки в области физико-математических и гуманитарных наук.
Следующим шагом на пути легализации программного обеспечения для школ будет программа по переходу на использование отечественного пакета свободного программного обеспечения. В 2007 году этот пакет был разработан отечественными производителями, а в 2008 он будет апробирован в пилотных регионах - Томской области, Пермском крае и Республике Татарстан. До конца 2009 года пакет свободного программного обеспечения будет установлен на всех школьных компьютерах как альтернатива коммерческому ПО. Таким образом, по истечении 3-х лет школы смогут сделать выбор: использовать платные лицензионные программные продукты, приобретая их за свой счет, или перейти на бесплатное отечественное свободное программное обеспечение. Этот опыт Мининформсвязи России планирует в дальнейшем распространить и на другие бюджетные учреждения, в том числе органы государственной власти.

4. Создание Системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения

В 2007 году Министерство провело 7 открытых конкурсов по опытной эксплуатации пилотной зоны и развитию межведомственных сегментов в рамках создания Системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения и заключило государственные контракты на общую сумму 3 081 080 619,24 руб., в соответствии с которыми:

  • дооснащается Центр персонализации государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения оборудованием для персонализации ПВД НП для достижения Центром персонализации производительности не менее 5 000 000 паспортов в год;
  • проводится модернизация программно-технического комплекса информационной системы обеспечения функционирования Центра персонализации, обусловленное результатами опытной эксплуатации государственной системы изготовления оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения, для обеспечения максимальной устойчивости Системы, обеспечения защиты информации от несанкционированного доступа и попыток нарушения политики безопасности комплекса;
  • предусматривается развитие функциональных возможностей межведомственных сегментов Системы;
  • подключаются 562 ведомственных объекта к информационно-телекоммуникационной инфраструктуре Системы;
  • осуществляется поставка специализированного оборудования, необходимого для создания производственного участка по верификации и контролю специальных параметров интегральных микросхем, применяемых в паспортно-визовых документах;
  • осуществляется развитие Стенда главного конструктора для отработки в процессе промышленной эксплуатации функциональных возможностей государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения.
В 2008 году работы в рамках создания Системы будут проводиться в соответствии с проектом Плана мероприятий по созданию в Российской Федерации государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения в 2007-2010 годах.


5. Создание благоприятных условий для развития российских ИТ-компаний
1 января 2007 года вступил в силу подготовленный при участии Мининформсвязи России федеральный закон о предоставлении налоговых льгот для ИТ-компаний. Пока это касается только компаний, развивающих экспортную составляющую, но предполагается внести дополнительные предложения по созданию специального отраслевого режима. Его смогут применить и те компании отрасли, которые работают на внутреннем рынке.
6 ноября 2007 года Председателем Правительства Российской Федерации В. А. Зубковым было подписано постановление № 758 о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
Государственная аккредитация организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, проводится с целью эффективной государственной поддержки предприятий отрасли информационных технологий в Российской Федерации, а также обеспечения мониторинга ее развития.
Положение устанавливает порядок подачи документов для проведения государственной аккредитации, их рассмотрения и выдачи свидетельств о государственной аккредитации.

6. Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий (ОАО «Росинфокоминвест»)
Также одним из важных шагов является решение Правительства Российской Федерации об учреждении Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий (ОАО «Росинфокоминвест») 11 октября 2007 года.
Это - специализированный фонд прямых инвестиций, который будет финансировать конкретные инновационные проекты. Фонд сфокусирован на отрасли информационно-коммуникационных технологий и нацелен на работу с партнерами, хорошо понимающими глобальные тенденции развития рынка ИКТ.
В настоящее время завершен первый этап организационного формирования фонда. На счета фонда поступили средства из инвестиционного фонда Российской Федерации в объеме 1млрд. 450 млн. рублей. Еще столько же должно быть привлечено путем проведения дополнительной эмиссии акций фонда. Финансирование проектов будет осуществляться только после снижения доли находящихся в федеральной собственности обыкновенных именных акций до 51 процента. После этого фонд сможет начать финансирование проектов. По нашим прогнозам это произойдет в первом полугодии.
Согласно Федеральному Закону «Об инвестиционных фондах» стратегическое управление фондом осуществляется Советом директоров, а оперативное управление инвестиционными активами фонда - управляющей компанией, на основании договора о доверительном управлении. Отбор проектов будет проводить управляющая компания. Выбор управляющей компании будет осуществлен на основании конкурса, проведение которого планируется в апреле этого года.

7. Телефонизация всех населенных пунктов страны
В 2007 году была продолжена работа по телефонизации всех населенных пунктов страны.
В нетелефонизированных населенных пунктах устанавливаются таксофоны универсального обслуживания, а в поселениях с численностью жителей от 500 человек помимо этого организуются пункты коллективного доступа в Интернет.
Основной результат этой работы был определен Президентом России В.В. Путиным - к концу 2008 года в стране не должно остаться ни одного нетелефонизированного населенного пункта.
Сегодня в рамках программы универсального обслуживания установлено почти 75 тыс. таксофонов и около 17 тыс. пунктов коллективного доступа (ПКД) к сети Интернет. Всего в настоящее время в стране установлено 145 тыс. таксофонов и около 30 тыс. пунктов коллективного доступа к сети Интернет.
Россвязью завершается работа по созданию информационной системы федерального уровня для сбора и обработки данных об оказании универсальных услуг связи. Система обеспечит прозрачность при реализации механизма расчета и обоснования размера возмещения убытков. Кроме того, планируется расширить номенклатуру универсальных услуг связи, включив в их состав услуги внутризоновой, междугородной и международной связи.
Правительством Российской Федерации принято подготовленное Мининформсвязи России Постановление № 815, которым впервые вводится требование к скорости доступа к сети Интернет на пунктах коллективного доступа. С 1 июля 2008 года он должна составлять не менее 256 кбит/с.

8. Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112»
Мининформсвязи России совместно с МЧС России разработан проект концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112»
Планируется, что система будет реализована на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.
Проведен конкурс и определен исполнитель на разработку унифицированного программно-технического комплекса для оснащения единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.
С целью проверки принятых решений и процедур взаимодействия при введении единого номера определены субъекты Российской Федерации для возможного участия в создании пилотных зон.
В 2008 году планируется:

  • завершить разработку унифицированного программно-технического комплекса для оснащения единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
  • провести опытную эксплуатацию комплекса в пилотных зонах;
  • провести государственные испытания унифицированного программно-технического комплекса.

9. Переход на цифровое телерадиовещание
Правительством Российской Федерации одобрена Концепция развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 годы. Концепция была разработана Мининформсвязи России совместно с Минкультуры России, а также представителями медиа-сообщества и операторов связи. Документ предполагает обеспечение всех российских граждан, вне зависимости от места проживания, качественным и доступным телерадиовещанием в цифровом формате.
В настоящее время 63% населения страны могут смотреть не более 4 программ, а около 1,5 миллионов граждан не охвачены телевещанием. При этом качество аналогового сигнала порой оставляет желать лучшего.
С переходом на цифровое телерадиовещание будет осуществлено конституционное право каждого гражданина страны на получение информации. Одновременно с этим, существенно улучшится качество звука и изображения, телевидение станет более доступным и разнообразным. Например, жители тех сел, где сейчас можно смотреть только один канал, получат возможность принимать не менее шести каналов.
В Концепции предусматривается наличие обязательных каналов свободного доступа. Их будет 5-6: новостной, спортивный, детский, культурный, информационно-развлекательный, но окончательное решение будет отдельно рассматриваться комиссией и утверждаться постановлением правительства. Всем жителям России гарантируется доступ к информации, участники рынка вовлекаются в процесс перехода на цифровое вещание и построение сетей на базе государственно-частного партнерства.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!