Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 2 2008
Евгений ЕВДОКИМЕНКО  17 марта 2008

Сколько стоит широкополосный доступ в России?

Еще недавно трудно было понять, чем руководствуются операторы за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, устанавливая цены на широкополосный доступ в Интернет. Последние два года принесли российскому рынку не только более 2,5 млн новых абонентов ШПД, но и явно прослеживаемый смысл в ценообразовании.

Евдокименко Евгений
В 2005 г. одинаково неподъемные для частного пользователя тарифы можно было обнаружить и в 200 км от столицы, и где-нибудь за полярным кругом. С другой стороны, довольно терпимые по тем временам расценки встречались в Приморье и, например, в Краснодарском крае. Понятно было одно: ценовая политика поставщиков ШПД определяется не объективными параметрами, а настроением и мироощущением лиц, за нее ответственных. Сегодня же величина тарифов на ШПД определяется в основном пятью факторами.

Во-первых, уровнем конкуренции в конкретном регионе (речь идет скорее о городах, так как вне их пределов ШПД пока большая редкость). Уровень конкуренции, как правило, напрямую зависит от количества поставщиков услуг ШПД, альтернативных ADSL. Чем их больше в городе, тем ниже, за редким исключением, цены на данный сервис. Эта зависимость четко прослеживается в пределах одного региона, но не играет роли в масштабах общероссийского рынка. Так, в каком-нибудь крупном сибирском городе с несколькими десятками операторов уровень цен может быть значительно выше, чем в небольшом приволжском городке (с двумя-тремя поставщиками ШПД), расположенном в непосредственной близости от одной из российских IP-магистралей, которых в Приволжском федеральном округе в несколько раз больше, чем в Сибирском.

Таким образом, вторым важнейшим фактором, влияющим на стоимость ШПД, является цена магистрального интернет-трафика в регионе. Она, в свою очередь, определяется количеством магистральных операторов в регионе и мощностью их сетей. Другими словами, чем выше общая емкость магистральных каналов в регионе, тем ниже цены на ШПД для конечных пользователей.

Третий фактор – политика существенных операторов связи. Если они не нацелены на развитие этого сервиса в конкретном регионе (городе) и не инвестируют значительные средства в необходимую инфраструктуру, то тарифы на ШПД в зоне их ответственности будут высокими. Можно констатировать, что сектор массового ШПД появился в нашей стране только после того, как его начали активно продвигать существенные операторы: МГТС с «Комстар-Директом» (тогда «МТУ-Интел») – в Москве (в 2004 г.), МРК «Связьинвеста» – в регионах (в 2006 г.).

Большое влияние на стоимость ШПД оказывает плотность населения. Чем она выше, тем ниже себестоимость услуги для поставщика и тем на более существенное снижение тарифов он готов пойти. Понятно, что плотность населения выше в городах, где сегодня в России сосредоточено свыше 90% абонентов широкополосных каналов доступа. Но и внутри городов степень проникновения этих каналов неравномерна. Она выше там, где выше скученность населения, т.е. в районах с многоэтажной застройкой. Многие операторы, строящие сети ШПД, альтернативные телефонной сети общего пользования, открыто заявляют, что охват домов менее чем с пятью-шестью этажами не входит в их ближайшие и даже среднесрочные планы. Сегодня борьба за жителей частных и малоэтажных домов практически не ведется и стоимость ШПД для них, за очень редким исключением, выше не менее чем на 25%.

Пятый фактор – благосостояние населения. Важность этого фактора наименьшая по сравнению с приведенными выше. Вместе с тем она – исключительная. При существующем уровне потребительских цен в РФ потенциальным абонентом ШПД не может быть семья с реальным месячным доходом на одного человека менее 5 тыс. руб. Как правило, такие семьи не имеют компьютеров и не могут позволить себе платить за сервис 500 руб. в месяц (средний ежемесячный доход российского оператора от массового пользователя ШПД, ARPU). Таким образом, чем больше в регионе семей с душевым доходом более 5 тыс. руб. в месяц, тем больше потенциальная и реальная абонентская база ШПД.

Вместе с тем прямой зависимости между уровнем благосостояния населения в регионе и проникновением линий ШПД в нем, и тем более стоимостью этого сервиса, нет. При вышеупомянутом минимальном уровне благосостояния большее влияние на тарифы операторов, а следовательно, и на рост абонентской базы ШПД оказывают четыре первых фактора. Поэтому на нынешнем этапе развития сектора ШПД в России цены, как правило, ниже в тех регионах (городах), где благосостояние населения выше, а не наоборот. Наиболее ярко эта тенденция проявляется в Москве и С.-Петербурге.

В последний день ноября 2007 г. самая низкая стоимость сервиса ШПД была в Москве (см. таблицу). Это неудивительно, так как все пять факторов, определяющих размер тарифов на ШПД, действуют в столице с максимальной эффективностью.

Кто самый доступный?

За пределами МКАД лидерами по доступности ШПД для населения являются Центральный, Северо-Западный и Южный федеральные округа. Стоит подчеркнуть, что СЗФО занимает вторую позицию исключительно благодаря Санкт-Петербургу. После того как в феврале 2006 г. Петербургский филиал «Северо-Западного Телекома» начал активно продвигать ШПД, в Северной столице на полную мощность заработали все пять факторов, определяющих размер тарифов на этот сервис. В результате к середине 2007 г. на долю города приходилось приблизительно 84,3% из более чем 450 тыс. широкополосных каналов, эксплуатировавшихся в то время в СЗФО.

В остальных регионах этого округа тарифы заметно выше, особенно в его северной и северо-восточной частях, где они сопоставимы с ценами самых «дорогих» федеральных округов – Дальневосточного и Сибирского. К северу и северо-востоку от С.-Петербурга, а также в большей части Калининградской области слабо играют все упомянутые факторы, включая политику существенного оператора связи – СЗТ. Эта компания сосредоточила свои главные усилия в С.-Петербурге и в определенной степени в Ленинградской, Новгородской и Псковской областях, где уже существуют условия, необходимые для развития сервиса ШПД, включая постоянно растущую конкуренцию со стороны альтернативных операторов (в Пскове в этой роли выступает сам СЗТ).

Первое место ЦФО среди федеральных округов РФ по доступности ШПД для населения обусловлено объективными обстоятельствами. В этом округе после Москвы самая высокая плотность населения – 41 чел./км2. (Для сравнения: в Южном и Приволжском ФО – 36,8 и 30,9 чел./км2 соответственно, в остальных четырех ФО – менее 10 чел./км2.) На территории ЦФО 300 городов, хотя наиболее лакомых для операторов (с населением свыше 500 тыс. человек) всего четыре – Воронеж (848,7 тыс.), Ярославль (613,2 тыс.), Рязань (521,7 тыс.) и Липецк (506,0 тыс.).

В ЦФО после Москвы и Приволжского ФО самая большая потенциальная база подписчиков на ШПД. По данным фонда «Общественное мнение», летом 2007 г. в ЦФО проживало 4,7 млн пользователей Интернета, или 17% от их общего числа в России. По числу киберпутешественников на 100 жителей позиции ЦФО несколько хуже: с 21% он уступал Москве (55%), СЗФО (30%) и ДВО (23%).

Таким образом, в ЦФО есть основания для снижения цен на ШПД, но и много факторов, которые этому мешают. Поэтому надо подчеркнуть, что ЦФО вырвался на первую позицию по доступности ШПД только в III квартале 2007 г., когда «ЦентрТелеком» (существенный оператор в этом округе) резко снизил расценки на интернет-трафик и ввел в большинстве областей относительно недорогие безлимитные тарифы.

Цены могли бы быть еще ниже, но состояние инфраструктуры в ЦФО препятствует этому. В мае 2007 г. тогдашний глава «ЦентрТелекома» С. Приданцев довольно адекватно обрисовал ситуацию: «Стоит снизить цену на подключение, и 600 тыс. пользователей dial-up скоро перейдут на ADSL, а это, в свою очередь, создаст другую проблему – с емкостью каналов для транзита трафика». В результате, по оценке компании «Информэкспертиза», на конец III квартала 2007 г. в ЦФО эксплуатировалось чуть более 390 тыс. постоянных каналов доступа в Интернет с полосой пропускания 64 кбит/с и выше. Однако темпы роста абонентской базы ШПД были очень высокими: за год, с 30 сентября 2006 г., она увеличилась более чем на 240 тыс., или приблизительно на 160%. Тем не менее проникновение ШПД в ЦФО к концу III квартала оставалось на очень низком уровне – 1,4 канала на 100 жителей. По этому показателю округ значительно уступал не только Москве, но и другим ФО, за исключением Сибирского и Южного. Главная причина – слабое развитие магистральной инфраструктуры.

Проблемы развития ШПД в ЦФО хорошо видны на примере самого благополучного региона – Московской области, где только в 2006 г. началось строительство мощной транспортной сети. «Старая» транспортная сеть, введенная в эксплуатацию в конце 2002 г., была построена на базе уже тогда морально устаревшей технологии ATM, имела пропускную способность всего 155 Мбит/с и охватывала в основном лишь крупные города ближнего Подмосковья.

Вторая важная проблема – отсутствие серьезной конкуренции на рынке частных пользователей. И это несмотря на то, что, кроме местных многочисленных, но мелких конкурентов «ЦентрТелекома», в Подмосковье активно работает, предлагая в том числе и услуги ШПД, мощный отряд столичных операторов. Это «Комстар», «Комкор», «Корбина» с материнской компанией «Голден Телеком», «РМ Телеком» и «Энфорта» в лице ArtCommunications. Однако как москвичи, так и местные альтернативные поставщики ШПД буквально до осени 2007 г. были нацелены преимущественно на корпоративных пользователей и жителей загородных элитных поселков.

В других регионах ЦФО ситуация еще хуже. Там даже на рынке корпоративных пользователей практически нет конкуренции. Московские варяги уже в 200 км от столицы встречаются редко (к осени 2007 г. более-менее заметны стали лишь операторы ШБД и новые магистральщики в лице «Старт Телекома» и «Голден Телекома»). Местные альтернативные операторы еще слабее подмосковных, а «ЦентрТелеком» никак не может достроить свою межрегиональную широкополосную транспортную сеть.

Новый глава «ЦентрТелекома» В. Мартиросян в сентябре 2007 г. надеялся, что через месяц-другой межрегиональная сеть будет запущена в полноценную эксплуатацию и тогда у МРК появятся технологические возможности для внедрения новых услуг. По-видимому, его надежды сбылись (хотя официального подтверждения этому не было), так как уже в ноябре 2007 г. он поставил перед коллективом компании амбициозную цель – увеличить в 2008 г. число подписчиков на услугу ШПД по технологии ADSL2+ до 700 тыс. В этом году оператор планирует вложить в развитие и продвижение ADSL-проекта Domolink 1,169 млрд руб. при общей сумме инвестиций 6,4 млрд руб.

В тройку лидеров довольно неожиданно попал ЮФО. Но если внимательнее присмотреться к ситуации в округе, то можно найти и некоторые объяснения этому факту. Так, ЮФО – самый маленький в РФ. Его площадь составляет 3,5% от территории России, население (на 1 января 2005 г.) – 22,8 млн человек (15,8% населения страны), плотность населения – 36,8 чел./кв. км, доля городского населения – 57,5%.

По числу жителей ЮФО уступает лишь Центральному и Приволжскому ФО, а по плотности населения – только Москве и ЦФО. Несмотря на то что ЮФО – самый бедный округ в РФ, среднедушевой ежемесячный доход в 6 884 руб. (по итогам 2006 г.) вполне позволяет развивать ШПД.

В округе два города (Ростов-на-Дону и Волгоград) с населением более 1 млн человек, а в Краснодаре – свыше полумиллиона человек. Именно за счет этих трех городов, где к тому же создана довольно развитая инфраструктура связи и имеются мощные выходы в общероссийские интернет-магистрали, округ и занимает третье место (с учетом Москвы – четвертое) по доступности ШПД. Следует подчеркнуть и такой факт: ЮТК наряду с «Дальсвязью» раньше других МРК осознала перспективность ШПД и начала активно развивать этот сервис еще в конце 2004 г.

Если же рассматривать ЮФО в целом, то рынок ШПД развит в нем слабо. Всего в округе в эксплуатации на конец III кв. 2007 г., по оценке «Информэкспертизы», находилось порядка 170 тыс. каналов ШПД. По этому показателю от ЮФО незначительно отставал лишь ДФО.

Как уже упоминалось, рынок ШПД в ЮФО развит чрезвычайно неравномерно. Более 61% широкополосных каналов доступа эксплуатируется в двух из 13 его регионов – Ростовской области и Краснодарском крае. А вот в Калмыкии, Чечне, Ингушетии и Адыгее рынка ШПД фактически нет. Количество эксплуатируемых широкополосных каналов в каждом из этих регионов измеряется двумя-тремя сотнями, причем абсолютное большинство из них установлено в ходе ПНП «Образование» для подключения образовательных учреждений.

ARPU превыше всего, или Кто задирает цены?

Самый дорогой сервис ШПД, как и следовало ожидать, в Дальневосточном и Сибирском ФО
. Здесь у четырех из пяти основных факторов – знак «минус». Это и низкий уровень конкуренции, и высокая цена магистрального интернет-трафика, и низкая плотность населения. Даже уровень благосостояния населения здесь имеет более высокую значимость и отрицательно сказывается на развитии ШПД. Хотя в обоих округах среднедушевой доход выше 5 тыс. руб. в месяц, но из-за более высоких цен на ШПД потенциальная база его пользователей значительно меньше, чем в других федеральных округах.

Единственный фактор, который работает на снижение цен, – это политика существенных операторов связи. Руководители «Дальсвязи» в конце 2004 г., а «Сибирьтелекома» в 2006 г. твердо взяли курс на развитие ШПД и инвестируют значительные средства в необходимую инфраструктуру. Например, «Сибирьтелеком» намерен потратить в 2007–2008 гг. на строительство широкополосной межрегиональной сети более 1 млрд руб. (в 2007 г. – свыше 155 млн руб.). Конечно, это относительно небольшие деньги по сравнению с теми, что вкладывают в свою инфраструктуру крупнейшие московские операторы, да и протяженность межрегиональной сети будет всего 3,7 тыс. км (в Московском регионе только у «Комкора» оптическая транспортная сеть простирается более чем на 16 тыс. км), а пропускная способность – 2,5 Гбит/с (в Москве стандарт для магистрали – 10 Гбит/с). Тем не менее и эта сеть позволит в разы увеличить количество абонентов ШПД (план на конец 2008 г. – 400 тыс., 2010 г. – 600 тыс., 2012 г. – более 1 млн), а значит, и снизить цены. Тем более что при росте потребляемого интернет-трафика снижается и его цена для местного оператора. По словам руководителя компании «Ринет» (дочерний контент-провайдер «Сибирьтелекома») Д. Левина, еще два года назад цена 1 Гбайт магистрального трафика составляла в Сибири $40, а сегодня снизилась до $6. При этом, как утверждает коммерческий директор «Сибирьтелекома» Д. Курилов, магистральные операторы, которых по-прежнему фактически только два (РТКОММ и «ТрансТелеКом»), почти ничего не потеряли в прибыли. «Снижение цен выражается в том, что больший объем трафика предоставляется за те же деньги», – говорит Д. Курилов. «Сибирьтелеком» не спешит такими же темпами снижать тарифы для своих абонентов. Проникновение каналов ШПД еще так мало, что спрос на них растет и при существующих ценах. «Соответственно, в падении ARPU для нас пока смысла нет», – достаточно цинично резюмирует Д. Курилов.

«Сибирьтелеком» за счет создания собственной межрегиональной транспортной сети надеется еще больше снизить себестоимость магистрального трафика. «Для нас сейчас главное – удержать абонента в пределах своих сетей, – говорят менеджеры компании. – Доходы от трафика, конечно, будут снижаться, но ARPU будет держаться на приемлемом уровне за счет предоставления компаний собственных услуг».

В рамках построения межрегиональной транспортной сети «Сибирьтелеком» уже проложил более 1 тыс. км кабеля, объединившего Новосибирск, Кемерово, Томск и Барнаул. Вторая очередь проекта должна охватить в 2008 г. остальные административные центры регионов СФО, за исключением Тывы.

Что касается темпов снижения тарифов, то тут, признаются руководители «Сибирьтелекома», все зависит от активности подключения к ADSL-сервису Webstream новых абонентов и конкурентной борьбы. Опыт питерского «Вэб Пласа» и московского «Комстар-Директа» свидетельствует о том, что при жестком удержании ARPU и увлечении собственными сервисами темпы новых подключений будут стремительно падать. А вот конкурентная борьба неминуемо обострится. Ведь цена на магистральный трафик уменьшается и для конкурентов. Кроме того, солидные инвесторы уже начали переходить через Урал. Конечный результат известен: рыночные доли бывших лидеров рынка ШПД резко сузятся.

Уровень цен в регионах определяют существенные операторы

Пока же исследование тарифов на сервис ШПД в РФ показывает, что их уровень во всех регионах, за исключением Москвы и Томска, определяют существенные операторы, предлагающие ШПД на базе ADSL. Даже в городах-миллионниках, где у них много конкурентов, большинство из которых предлагают ШПД путем создания в многоквартирных домах локальных сетей Ethernet, уровень цен телефонных монополистов является той основой, отталкиваясь от которой остальные поставщики ШПД строят свою тарифную политику. Причин тому несколько:

1. За счет почти полной монополии на телефонную абонентскую линию, которая с помощью xDSL относительно дешево (по сравнению со строительством альтернативных сетей) превращается в инфраструктуру ШПД, существенные операторы имеют возможность предложить свой сервис большинству населения региона или города, в котором они работают. На сегодняшний день ни один альтернативный оператор в России не может конкурировать с телефонными монополистами по величине зоны покрытия инфраструктурой ШПД.

2. За счет более низкой себестоимости xDSL-инфраструктуры и перекрестного субсидирования существенные операторы могут предлагать как минимум конкурентоспособные тарифы (как правило, они ниже, чем у альтернативных операторов).

3. За счет масштаба бизнеса существенные операторы получают более крупные скидки на магистральный трафик и оборудование ШПД.

Ничто не вечно под луной

В Москве ситуация уже другая. Здесь существенный оператор «Комстар-ОТС» в результате почти двухгодичного удержания ARPU (до середины 2007 г.) и увлечения сервисом IPTV вынужден сегодня довольствоваться в секторах как корпоративных клиентов, так и физических лиц приблизительно третьей частью рынка (по количеству эксплуатируемых каналов ШПД). Это не позволяет ему диктовать моду в области тарифной политики. Более того, в секторе услуг для населения оператор, пытаясь остановить падение своей рыночной доли, вынужден идти на чрезвычайные жертвы в области тарифов. Его конкуренты, успевшие за период бездействия «Комстара» на маркетинговом, тарифном и техническом фронтах построить более современные Ethernet-сети, способны за счет увеличения скорости доступа во многом сдерживать падение абсолютных значений ARPU. У существенного же оператора, упустившего время для модернизации своей ADSL-сети, такой возможности нет.

Акционеры «Комстара» проспали не только инвестиционный и строительный бум в альтернативном секторе ШПД, но и не сумели спрогнозировать темпы падения цен в Москве на полосу пропускания свыше 8 Мбит/с (предел в сетях ADSL). «Комстар» только прошлой осенью начал модернизацию инфраструктуры своих ADSL-провайдеров – МГТС и «Комстар-Директ». В это время его конкуренты уже вовсю предлагали доступные для массового подписчика безлимитные тарифы на каналы 10, 20 и даже 30 Мбит/с. Несложно предугадать, что еще до того, как «Комстар» в результате перехода на ADSL2+ обеспечит поддержку в своих сетях скоростей до 24 Мбит/с, альтернативщики начнут предлагать безлимитные тарифы на каналы свыше 30 Мбит/с.

Конечно, это будет чисто маркетинговый ход, так как абсолютному большинству абонентов еще долго (как минимум до 2015 г.) будет хватать от 5 до 15 Мбит/с. Тем не менее реклама 100-Мбит/с сетей (заявляемая скорость доступа в современных Ethernet-сетях город-ского масштаба) находит отклик у массы технически неискушенных интернет-пользователей. Поэтому московские Ethernet-провайдеры уже сегодня в совокупности подключают значительно больше новых клиентов, чем операторы, входящие в ГК «Комстар». Можно констатировать, что эпоха xDSL в Москве уже прошла высшую точку своего расцвета и доля пользователей этих сетей в среднесрочной перспективе будет постепенно сокращаться.

В России есть несколько городов, где ADSL-провайдинг еще на подъеме, но угроза приближения к апогею вполне реальна. В их числе Пермь, Казань, Нижний Новгород, Волгоград, Екатеринбург, Новосибирск, Томск. В этих городах степень активности существенных операторов заметно ниже, чем их конкурентов. Более того, в каждом из них уже есть альтернативный Ethernet-провайдер, который по величине абонентской базы ШПД и темпам ее прироста сопоставим с существенным оператором. Если ADSL-провайдеры не активизируются в маркетинге, технической и тарифной политике, то в ближайшие пару лет они утратят звание законодателей мод в области тарифов. Эту эволюцию уже совершили питерский «Вэб Плас» и московский «Комстар».

Российские региональные ADSL-провайдеры, как и их коллеги в Западной и Центральной Европе, могут еще долго лидировать и даже господствовать на рынке ШПД, если решат три задачи:

- обеспечат скорость доступа в своих сетях не менее 24 Мбит/с (для этого необходимо с помощью оптики приблизить xDSL-мультиплексоры к абонентам в зависимости от качества медных абонентских линий на расстояние от 1200 до 300 м и полностью перейти на технологии ADSL2+ или VDSL2).

- словом и делом докажут, что модернизированные сети могут обеспечить предоставление всех известных на сегодня услуг, включая видео по запросу в формате высокой четкости (HDTV).

- как минимум не будут отставать по темпам абсолютного и относительного снижения цен на свои услуги.

Естественно, решение этих задач невозможно без построения мощных транспортных сетей с полосой пропускания не менее 10 Гбит/с. Все МРК «Связьинвеста», а также национальные существенные операторы «Таттелеком» и «Башинформсвязь» сообщили, что такие сети они строят, а руководство «Уралсвязьинформа» уже отчиталось о вводе в эксплуатацию такой сети во всей зоне ответственности, за исключением Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Ethernet-провайдеры наступают

Конечно, ведущие Ethernet-провайдеры межрегионального и городского масштаба не будут спокойно ждать установления гегемонии телефонных монополистов еще в одном секторе телекоммуникационного рынка – ШПД. Сегодня возведение альтернативных инфраструктур обходится значительно дешевле, чем три года назад. Кроме того, на этот рынок пришли мощные инвесторы, готовые вкладывать солидные деньги в перспективные технологии сетевого строительства. Среди них наиболее известны «Ренова», «Нафта Москва» и Пермская финансово-производственная группа.

Уже сейчас на долю Ethernet-провайдеров приходится около половины абонентов ШПД в России, и их роль в разжигании конкурентной борьбы, а следовательно, и в доведении цен на этот сервис до уровня, приемлемого для массового пользователя, трудно переоценить. Сегодня Ethernet-провайдеры «при поддержке» операторов КТВ представляют реальную угрозу гегемонии существенных операторов, и прежде всего в городах-миллионниках. Однако такие компании, как «Голден Телеком» с «дочкой» «Корбиной» и «ЭР-Телеком», бросают вызов монополистам и в менее населенных городах. А это значит, что в 2008 г. будет происходить дальнейшее падение цен на ШПД. Причем наиболее серьезных изменений следует ждать в Приволжском и Уральском ФО. Здесь заметное снижение как абсолютных, так и относительных тарифов (в последнем случае за счет увеличения скорости доступа) началось уже в декабре 2007 г.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!