Rambler's Top100
Статьи ИКС № 2 2008
Евгения ВОЛЫНКИНА  12 февраля 2008

Из чего складывается цена последней интернет-мили?

У цены (и денежной, и организационной) последней интернет-мили несколько составляющих: технологическая, локальные условия, тарифная политика операторов, действия местных властей, уровень конкуренции в регионе (городе, районе). Какая из этих гирь перевесит на чаше весов последней мили?

Технологические приоритеты

«ИКС»: Какие технологические решения для доступа в Интернет самые популярные и перспективные на рынке?

ЧернышовЮ. ЧЕРНЫШОВ, руководитель службы технической поддержки продаж «ИскраУралТел»:

Большой интерес для операторов представляет технология оптического доступа FTTx с доведением оптического кабеля до внешнего уличного шкафа в микрорайоне, технологического помещения в доме или даже до квартиры абонента. Преимущество данной технологии в сокращении длины медной абонентской пары, что позволяет активнее использовать возможности технологий широкополосного доступа xDSL. Известно, например, что технология VDSL эффективна на расстояниях менее 500 м, поэтому оператору выгодно сокращать длину медного абонентского шлейфа, если абоненту требуется более широкая полоса пропускания. Варианты реализации подобных проектов: доведение оптического волокна до дома (узел доступа в технологическом помещении) и последующее его разведение по квартирам с использованием оптической или электрической Ethernet-сети (если дом новый и кабельная инфраструктура только создается) либо с использованием ADSL2+ или VDSL (если в доме уже есть медный кабель). В любом случае инвестиции в оптику – это инвестиции в будущее.

ГордеевВ. ГОРДЕЕВ, вице-президент «Сибинтек»:

Сейчас для организации доступа к сети Интернет в многоквартирных домах очень популярен оптический Ethernet и Ethernet на основе медной проводки. При этом стремительно растет интерес к архитектурам с использованием Wi-Fi/WiMAX (Optical Ethernet + Wi-Fi, Mesh Wi-Fi, pre-WiMAX, WiMAX 802.16d/802.16e).


КрыловП. КРЫЛОВ, зам. директора отдела фиксированных сетей Huawei Technologies Russia & CIS:

На данный момент лидирующим решением является создание сети доступа на базе устройств DSLAM. Также следует отметить большое количество проектов с использованием мультисервисных шлюзов абонентского доступа (MSAN). Последние имеют возможность плавной и полноценной миграции к абонентским шлюзам сетей NGN и далее к IMS.


УманскийИ. УМАНСКИЙ,  директор по продажам и маркетингу российского представительства ZyXEL:

Безусловно, самые востребованные технологии – это ADSL и ETTH. Особенностью 2007 г. стало широкое применение в сетях ETTH клиентских маршрутизаторов и интернет-центров. Год характеризовался также большим, хотя и предварительным, интересом к технологии WiMAX.


Цена вопроса


«ИКС»: Чего стоит последняя миля до клиента?

МорозовО. МОРОЗОВ, зам. директора по развитию направления наземных сетей связи КБ «Искра» (Красноярск):

Цена последней мили в нашей компании индивидуальна для каждого абонента, хотя часто мы берем бо’льшую часть стоимости организации последней мили на себя. Наши сети проходят все необходимые этапы проектирования, согласования и регистрации. Это несколько замедляет процесс развития, но зато служит гарантией от возникновения внештатных ситуаций в будущем.

Жилые дома мы подключаем обычно еще на этапе строительства, тесно сотрудничая с проектировщиками и застройщиками. Мы строим в здании комплекс инженерных сетей, куда включаются и сети, обеспечивающие доступ к нашим услугам связи. Таким образом, наши сети технологически интегрированы в инфраструктуру дома. Конечно, доля финансовой составляющей строительства возрастает, но мы оперируем параметрами долгосрочной окупаемости и готовы к инвестициям на перспективу.

БеловМ. БЕЛОВ, гендиректор компании «Мастертел-Север»:

Львиную долю стоимости последней мили составляет цена строительства линейно-кабельных сооружений от ближайшего узла сети непосредственно до здания, где находится офис заказчика. Оставшаяся часть – это затраты на оборудование. Поскольку оператор связи «Мастертел» и строительно-монтажная компания «Мастертел-Север» работают в рамках одного холдинга «Прайм Бизнес Групп», мы имеем возможность значительно сократить «строительные» затраты.

АлексинаА. АЛЕКСИНА, коммерческий директор компании «Караван»:

Стоимость организации последней мили по медным парам (xDSL) на территории Москвы для нашей компании начинается от 2500 руб. Подключение занимает от 5 дней. Стоимость строительства оптических трасс начинается от 150 тыс. руб.

ШмелевИ. ШМЕЛЕВ,  директор по стратегическому развитию ОАО «Инфосети»:

Технология WiMAX не привязывает оператора к определенному строению. Доступ предоставляется индивидуально каждому абоненту, который может перемещаться вместе с услугой в рамках сети. Таким образом, подключение к магистрали рассчитывается как отношение стоимости установки в районе базовой станции к числу подключенных абонентов. Сейчас подключение к магистрали обходится компании в среднем в $300.

«ИКС»: Сколько должно быть пользователей в доме, чтобы вы им «заинтересовались»?

ЯрмакА. ЯРМАК, директор департамента сетей передачи данных ЮТК:

Количество пользователей в доме не является главным критерием при принятии решения о предоставлении услуг. Основной фактор – маркетинговая целесообразность, обусловленная уровнем платежеспособного спроса и перспективностью развития объекта, а также возможными конкурентными угрозами.

Кузнецов П.П. КУЗНЕЦОВ, генеральный директор «Центрального телеграфа»:

Дома, где меньше пяти этажей, для нас нерентабельны. При развертывании сети мы также учитываем количество квартир в подъезде, поскольку оборудование размещается в каждом подъезде дома. Привлекательны с точки зрения минимизации затрат дома с большим числом квартир в одном подъезде и, наоборот, непривлекательны многоподъездные дома с малым количеством квартир. Выгоднее всего работать в домах, имеющих более 200 квартир. Понятия «минимальное количество жителей в доме» для нас не существует, а есть соотношение затрат на подъезд и количества возможных привлеченных клиентов.

Мамаев Л.Л. МАМАЕВ, главный инженер «ЭР-Телеком Холдинг»:

Для подключения дома к нашей сети необходимо минимум 95 заявок на КТВ и не менее 20 на Интернет.

О. МОРОЗОВ: Инвестируя в строительство сетей в доме, мы анализируем не текущее количество заинтересованных абонентов, а перспективы их появления в дальнейшем. Часто мы прокладываем сети в домах, которые только строятся, и абонентов там пока еще нет.

Федоров А.А. ФЕДОРОВ,  коммерческий директор ТК «Сотком» (Рязань):

Как правило, мы работаем с новостройками и процент подключения (вместе с телефонией) близок к 100%. О минимальном количестве заявок от дома вопрос не стоит: используя различные технологии доступа, мы находим оптимальные, экономически оправданные варианты и подключаем как отдельные коттеджи, так и жилые дома, от небольших до крупных.




«ИКС»: Какова тарифная политика по отношению к частным и корпоративным пользователям? Существует ли практика бесплатного предоставления пользователю абонентского оборудования?

А. ЯРМАК: Большинство наших пользователей Интернета – физические лица, поэтому основные тарифные предложения направлены именно на этот сегмент, а для корпоративных клиентов мы готовим специальные пакетные предложения. Для повышения привлекательности услуг для пользователей мы проводим рекламные акции и мероприятия с льготным подключением абонентов, предлагаем абонентское оборудование в аренду по специальным ценам или даже предоставляем его бесплатно.

ВалишевР. ВАЛИШЕВ, зам. генерального директора – коммерческий директор ОАО «ЦентрТелеком»:

Мы предоставляем услуги доступа в Интернет для корпоративных и частных клиентов с использованием различных брендов и разнообразных тарифных планов. Услуги юридическим лицам предоставляются под брендом ОАО «ЦентрТелеком», а тарифы разработаны с учетом потребностей корпоративных пользователей. Физическим лицам адресована тарифная линейка Domolink, созданная с учетом региональной специфики – конкурентной среды, реальных доходов населения, стоимости закупаемого у магистрального провайдера интернет-трафика и т.д. В рамках единой линейки тарифных планов филиалы «ЦентрТелекома» могут самостоятельно определять целесообразность введения тех или иных тарифов с учетом текущей рыночной конъюнктуры.

В конце 2007 г. в ряде филиалов компании проходила акция «Интернет-движение: присоединяйся и получи модем!». Абонентам, подключившимся в ходе акции, модем продавался в рассрочку с одновременным предоставлением скидок к тарифам на услуги.

П. КУЗНЕЦОВ: На рынке ШПД политика компании направлена на удержание ARPU за счет увеличения скорости доступа и расширения спектра дополнительных услуг. Реализуя эту цель, в 2007 г. мы вывели на рынок новое поколение ТУРБО-тарифов, сочетающих высокоскоростной доступ в Интернет с возможностью увеличения скорости при возникающей потребности абонента. Значительно снижать или повышать цены мы не планируем.

На рынке корпоративных пользователей компания намерена сосредоточить усилия на сегменте малого и среднего бизнеса, для которого разработан пакет triple play-сервисов QWERTY.BUSINESS, позволяющий подключить все услуги связи (высокоскоростной Интернет, цифровую телефонию, цифровое интерактивное ТВ) от одного оператора и по одной выделенной линии.

Попов О.О. ПОПОВ,  зам. гендиректора – коммерческий директор ОАО «Северо-Западный Телеком»:

Тарифная политика компании направлена на повышение потребительской ценности услуг ШПД при сохранении существующего ARPU. СЗТ не сторонник постоянного снижения стоимости услуг. Мы стараемся увеличивать скорости доступа, удерживая тарифы на прежнем уровне. На рынке физических лиц целенаправленно снижаем стоимость «входного билета» для более динамичного роста абонент-ской базы, широко используем опцию бесплатного предоставления оконечного оборудования, вводим новые тарифы – как эконом-, так и премиум-класса. Компания активно использует пакетирование услуг: наиболее выгодные тарифы услуги ШПД «Авангард» действуют для тех абонентов, кто пользуется безлимитным тарифным планом на услуги местной связи.

Для корпоративного сегмента мы продвигаем пакетные предложения (линейка «АльянсPRO»), в том числе для бизнес-клиентов с разными потребностями в телекоммуникационных услугах – от простого одновременного подключения в офисе клиента услуги телефонной связи и ШПД до объединения удаленных офисов клиента на базе виртуальной частной сети, организации общей телефонной нумерации и создания единого центра управления услугами. Тарифы на данные услуги устанавливаются в целом за пакет, при этом пользователям предоставляется существенная скидка.

М. БЕЛОВ: Мы придерживаемся рыночных тарифов, исходя из того, что демпинг – это моветон, а для продажи услуг по завышенной цене также нужно иметь веские основания. К практике бесплатного предоставления пользователю абонентского оборудования мы относимся положительно. Еще несколько лет назад застройщик или владелец бизнес-центра должен был заплатить за проектирование и строительство линейно-кабельных сооружений, телекоммуникационное оборудование, и только тогда оператор связи начинал предоставлять свои услуги. А сейчас ситуация меняется: оборудование уже предоставляется на безвозмездной основе, оператор сам вкладывает средства в построение телеком-инфраструктуры объектов коммерческой недвижимости. И недалек тот день, когда абонент-ское оборудование также будет предоставляться пользователю бесплатно.

А. АЛЕКСИНА: Наши целевые сегменты – SMB и SOHO. Абоненты платят нам не за последнюю милю и оборудование, а за предоставляемые услуги связи и широкий выбор сервисов надлежащего качества. Мы никогда не перекладывали наши строительные издержки на плечи заказчика.

О. МОРОЗОВ: Предоставление абонентского оборудования для пользования в рамках оказываемой услуги – для нас обычная практика. В рамках действующих тарифных планов мы передаем в безвозмездную ответственную эксплуатацию даже дорогостоящие дуплексные спутниковые станции.

Маркович М.М. МАРКОВИЧ, руководитель дивизиона Северо-Запад «Простор Телеком»:

В регионах на начальном этапе мы работаем только с корпоративными клиентами и лишь по прошествии определенного времени предлагаем услуги частным пользователям. Средним и крупным клиентам абонентское оборудование радиодоступа предоставляется бесплатно – оператор зарабатывает в первую очередь на ежемесячных абонентских платежах.

И. ШМЕЛЕВ: Для оператора WiMAX разница между корпоративным и частным пользователем лишь в объеме потребляемого трафика. Оборудование нашим абонентам предоставляется бесплатно.

Камынин И.И. КАМЫНИН, гендиректор НПП «УНИКО» (Волгоград):

Так как для нас все же высока «эффективная стоимость подключения», то тарифов с низкой абонентской платой у нас практически нет. Разумеется, с увеличением абонентской платы (и ростом объема включенного в нее трафика) стоимость подключения снижается. Например, на тарифный план с предоплаченными 4 Гбайт трафика мы подключаем бесплатно. К сожалению, для рядового частного пользователя индивидуальное подключение в данном случае становится слишком дорогим.


Дела коммунальные

«ИКС»: Как у тружеников последней мили складываются отношения с местными властями, ДЕЗами и другими заинтересованными организациями?

П. КУЗНЕЦОВ: Чтобы подключить к сети абонента, нужно в его доме установить специальное оборудование и проложить кабель. Для получения разрешения на «вход в дом» приходится общаться с администрацией города, районными управами, ДЕЗами, ТСЖ и т.д. Здесь особое значение имеет репутация компании и положение на рынке. Поэтому у нас, как у крупного игрока рынка, организационных проблем, как правило, не возникает, но бывает, что ситуация складывается иначе. Так, например, в августе 2005 г. при входе в Южное Бутово управа района, не ссылаясь на какие-либо правовые и нормативные документы, запретила «Центральному теле-графу» строительство сети и оказание услуг доступа в Интернет. Муниципальные власти заявили, что сеть QWERTY создаст дополнительную нагрузку на инженерную инфраструктуру жилых домов. Таким образом, из-за их неправовых действий наша компания долгое время не имела возможности предоставлять полный комплекс услуг связи жителям района. Такое положение вещей нас не устраивало, и были проведены судебные разбирательства. В июле 2007 г. «Центральный телеграф» направил в Федеральную антимонопольную службу жалобу, которая была удовлетворена 3 октября 2007 г. управлением ФАС по Москве и Московской области. Хочется отметить, что наша победа в противостоянии с управой Южного Бутова стала первым прецедентом подобного рода в юридической практике московских интернет-провайдеров.

А. АЛЕКСИНА: Телекоммуникационный рынок постоянно сталкивается с отставанием развития нормативной правовой базы от меняющихся каждый день потребностей клиентов. Сотрудники контролирующих и надзорных органов обычно оперативно оценивают ситуацию, и отношения с данными ведомствами можно назвать конструктивными. Трудности иногда возникают при взаимодействии с проектно-строительными организациями, с организациями, предоставляющими услуги по размещению прокладываемого кабеля (узлы МГТС, ГУП «Москоллектор», Гормост и пр.) и с контролирующими органами (ФСО, УПДК, УАТИ).

Взаимодействие с регуляторными органами, местными властями и другими организациями – это нормальный рабочий процесс при строительстве оптических трасс, но он требует постоянного контроля и высокой компетенции специалистов компании.

И. ШМЕЛЕВ: В беспроводной технологии WiMAX цена последний мили – величина постоянная и не зависит от отношений ни с ДЕЗом, ни с местными чиновниками. Мы подключаем наших абонентов в течение недели, где бы они не находились.

И. КАМЫНИН: К сожалению, в последнее время все большее значение в конкурентной борьбе приобретает не качество или другие важные потребительские стороны услуги, а близость к административному ресурсу, властям, ДЕЗам и т.д. Технически мы можем подключить абонента за один день, но иногда проблемой (и порой неразрешимой) становится согласование установки оборудования на объекте, и если клиент не является собственником объекта, то приходится привлекать его к этому процессу. Сама процедура регистрации беспроводных сетей тоже далеко не проста. Это большая бумажная волокита и множество специфических подводных камней. Но в целом отношения с регулирующими органами в нашем регионе весьма конструктивные.

Градус конкуренции

«ИКС»: Как оценивают операторы регионов России конкурентную среду, в которой они работают?

О. ПОПОВ: Уровень конкуренции на телекоммуникационном рынке Северо-Западного ФО достаточно высок, в первую очередь это касается Санкт-Петербурга, во вторую – Калининграда, Мурманска, Архангельска, Сыктывкара и других крупных городов. Мы внимательно изучаем предложения основных игроков рынка, при необходимости вносим коррективы в свои маркетинговые планы. Рынок услуг ШПД в настоящее время находится в стадии интенсивного роста, для которой характерны наличие множества игроков и ценовая конкуренция. Полагаем, что через пару лет произойдет консолидация рынка и ситуация станет более стабильной.

БондареваИ. БОНДАРЕВА, гендиректор «Омск-Инфо»

Об уровне конкуренции говорит хотя бы то, что в нашем регионе лицензии на передачу данных имеют 150 операторов связи, работают три общероссийские сети, «Сибирьтелеком» предлагает свой ADSL-доступ с безлимитными тарифами Webstream. Кроме множества проводных, в Омске работают и пять беспроводных сетей, в том числе сеть национального оператора «Энфорта».

И. КАМЫНИН: Уровень конкуренции довольно высок, и очевидно, что он будет только расти, так как экспансию в регионы начали крупные компании. Мы стараемся развиваться за счет своей мобильности и знания местной специфики рынка. Наименее приятен в этой ситуации демпинговый путь конкуренции, навязываемый крупными операторами, но наши технологии позволяют развивать нам абонентскую базу там, где порой другие операторы не могут предоставить такой спектр услуг.

«ИКС»: Производители оборудования для последней мили и системные интеграторы, выполняющие проекты в разных регионах страны тоже, конечно, заинтересованные участники этого рынка, но их взгляд на конкуренцию, более объективен.

В. ГОРДЕЕВ: Еще пару лет назад уровень конкуренции в сфере организации интернет-доступа в регионах сильно различался, но сейчас ситуация заметно выровнялась и можно уже говорить о том, что конкуренция на этом рынке во всех регионах достаточно жесткая. Мы расцениваем такую тенденцию как положительную, поскольку в этой ситуации операторы просто вынуждены повышать качество предоставляемых услуг и снижать тарифы.

ЛуканинС. ЛУКАНИН, ведущий инженер отдела сетей доступа
департаментателекоммуникационных проектов «АМТ-ГРУП»
:

Если раньше широкополосный доступ в Интернет в регионах предоставляли в основном классические операторы связи, то сейчас им начали переходить дорогу быстро развивающиеся альтернативные операторы, часто выросшие из мелких домовых. Таким образом, в последние годы конкуренция заметно возросла. Основная проблема региональных провайдеров – это высокая стоимость интернет-трафика. Если в Москве и области практически все операторы предлагают безлимитные тарифные планы, то в регионах все еще преобладает помегабайтная тарификация. Поэтому появление у регионального оператора безлимитного тарифного плана может стать ключевым конкурентным преимуществом. Вообще, динамику и формы конкуренции в регионах можно спрогнозировать по столичному опыту. Москва давно уже перешла на безлимитные тарифные планы, и основным конкурентным преимуществом является предоставление дополнительных услуг. Аналогичные услуги уже начали предоставлять и региональные операторы. Правда, проблемой для них может быть относительно низкий уровень проникновения и небольшой размер клиентской базы, ведь для окупаемости услуг типа IPTV необходимо иметь несколько десятков тысяч абонентов.

П. КРЫЛОВ: Сейчас безусловными лидерами во всех регионах являются традиционные операторы, имеющие собственную медную инфраструктуру последней мили. Но нельзя не отметить растущий уровень проникновения у альтернативных операторов – от крупных операторов, создающих собственные сети городского масштаба, до малых операторов домовых сетей. Опыт других стран показывает, что, если традиционные операторы не станут внедрять в массовом порядке высокоэффективные в техническом и коммерческом отношении технологии доступа по последней миле, их доля рынка будет сокращаться.

Рыбалко  С. РЫБАЛКО, руководитель отдела беспроводных технологий CompTek: Самая острая конкуренция развернулась сегодня в городах-миллионниках. Всевозможных операторов масса, но действительно «удобных», к которым можно быстро подключиться и недорого работать, – единицы. Мы полагаем, что в 2008 г. на рынке операторов связи продолжится процесс консолидации, в результате которого останется несколько универсальных операторов, присутствующих во многих городах и располагающих профессиональной командой.






По ходу дела


Омская баталия на поле связи

Активные «боевые действия» между московскими провайдерами велись 4–5 лет назад. Они друг другу по ночам резали кабели и создавали разные другие проблемы. Сейчас рынок в основном поделен и междоусобные войны утихли. Остались, правда, проблемы с районными управами, ДЕЗами, ТСЖ и т.п. Об этом говорит хотя бы судебный опыт «Центрального телеграфа» и то, что у всех крупных провайдеров есть целые подразделения для работы с указанными организациями (по словам А. Малиса, гендиректора «Корбины Телеком», в его компании этим занимаются 60 человек).

В Омске картина несколько иная. В этом городе-миллионнике (1 142,8 тыс. жителей) передел рынка интернет-доступа идет при непосредственном участии мэрии. В последние годы в разных районах Омска работали несколько небольших провайдеров, которые редко пересекались друг с другом и не претендовали на охват своими сетями всего города. В 2005 г. в Омск пришел федеральный оператор «Мультирегион» и учредил там свою компанию «МультиКабельные сети» (МКС). Затем в городе появилось подразделение еще одной крупной компании – «ЭР-Телеком», базирующейся в Перми.

Поначалу мэрия собиралась поделить город между пятью интернет-провайдерами (кроме МКС и «ЭР-Телекома» в списке были еще три ом-ские компании) и на базе их оптоволоконных сетей создать общегородскую сеть. Однако летом 2007 г. городские власти, сославшись на «недобросовестность» ISP, объявили, что общегородскую оптоволоконную сеть будет строить совершенно другая компания – «Омские кабельные сети» и именно ей мэрия намерена оказывать всяческую поддержку. Причем сеть будет протянута до каждого дома и на ее базе начнет работать создающийся в городе Единый информационно-расчетный центр, куда будут передаваться показания всех электро-, газо- и прочих счетчиков для оплаты коммунальных услуг.

Руководство «Омских кабельных сетей» отрицает, что мэрия имеет долю в их бизнесе. Мэрия Омска тоже в этом не признается, однако ее явная поддержка данной компании заставляет думать, что слухи имеют под собой основания, поскольку с появлением нового игрока для всех старых участников рынка настали нелегкие времена: многочисленные проверки со стороны всевозможных контролирующих органов, судебные иски, демонтаж проложенных кабелей. Конечно, мы далеки от мысли, что МКС, «ЭР-Телеком» и другие кабельные провайдеры такие уж «белые и пушистые», но в данном случае действия властей явно не способствуют добросовестной конкуренции на телекоммуникационном рынке. Очень уж соблазнительным он оказался.

По материалам местных СМИ<;/strong> <blockquote
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!