Rambler's Top100
Статьи
18 февраля 2008

Интернет на последней миле: конкуренция с привкусом ЖКХСм. также ИКС №2`2008

Наличие конкуренции на рынке обычно идет на пользу клиенту. Операторы, работающие на рынке интернет-доступа, в принципе не против конкуренции, если она имеет цивилизованные формы. Но так получается не везде и не всегда.

«ИКС»: Как оценивают операторы регионов России конкурентную среду, в которой они работают?

О. ПОПОВ, зам. гендиректора - коммерческий директор ОАО «Северо-Западный Телеком»: Уровень конкуренции на телекоммуникационном рынке Северо-Западного ФО достаточно высок, в первую очередь это касается Санкт-Петербурга, во вторую - Калининграда, Мурманска, Архангельска, Сыктывкара и других крупных городов. Мы внимательно изучаем предложения основных игроков рынка, при необходимости вносим коррективы в свои маркетинговые планы. Рынок услуг ШПД в настоящее время находится в стадии интенсивного роста, для которой характерны наличие множества игроков и ценовая конкуренция. Полагаем, что через пару лет произойдет консолидация рынка и ситуация станет более стабильной.

А. ЯРМАК, директор Департамента сетей передачи данных ОАО "ЮТК": Нашими конкурентами на телекоммуникационном рынке ЮФО являются крупные операторы местной связи, подключающие абонентов по технологии xDSL, а также крупные провайдеры Интернет-услуг, использующие другие технологии ШПД. Особенно сильную конкуренцию мы испытываем в Ростовской области, Краснодарском крае, Волгоградской и Астраханской областях.

Р. ВАЛИШЕВ, зам. генерального директора - коммерческий директор ОАО «ЦентрТелеком»: В каждом из 17 регионов Центрального ФО, где мы работаем, исторически сформировались свои особенности телекоммуникационного рынка, в числе которых различный уровень конкуренции в частности в сегменте услуг широкополосного доступа в Интернет, своеобразие пользовательской культуры, уровень развития спроса и предложения услуг Интернет со стороны Интернет-провайдеров. Конкуренцию ОАО «ЦентрТелеком» составляют как национальные операторы связи, так и региональные компании, операторы кабельного телевидения, домовые сети в региональных областных центрах. В каждом регионе мы строим маркетинговую и тарифную политику, учитывая сложившуюся там рыночную ситуацию. Так, например, ориентируясь на данные маркетинговых исследований, в ряде филиалов для пользователей услуг «Домолинк» были введены безлимитные тарифные планы, льготная тарификация локального трафика, а в некоторых регионах неограниченный объем локального трафика включен в абонентскую плату.

И. БОНДАРЕВА, генеральный директор «Омск-Инфо»: Об уровне конкуренции говорит хотя бы то, что в нашем регионе лицензии на передачу данных имеют 150 операторов связи, работают три общероссийские сети, «Сибирьтелеком» предлагает свой ADSL-доступ с безлимитными тарифами Webstream. Кроме множества проводных, в Омске работают и 5 беспроводных сетей, в том числе сеть национального оператора «Энфорта».

И. КАМЫНИН, генеральный директор НПП «УНИКО» (Волгоград): Уровень конкуренции довольно высок, и очевидно, что он будет только расти, так как экспансию в регионы начали крупные компании. Мы стараемся развиваться за счет своей мобильности и знания местной специфики рынка. Наименее приятен в этой ситуации демпинговый путь конкуренции, навязываемый крупными операторами, но наши технологии позволяют развивать нам абонентскую базу там, где порой другие операторы не могут предоставить такой спектр услуг.

П. КУЗНЕЦОВ, генеральный директор ОАО «Центральный телеграф»: Конкуренция на рынке ШПД Московского региона очень высока. Для того, чтобы оставаться в лидирующей пятерке нам приходится постоянно стимулировать пользователей маркетинговыми акциями и поощрять их лояльность. Такая политика дает свои плоды: количество абонентов широкополосного доступа на базе сети QWERTY достигло уже превысило 120 тысяч человек.
Сегодня лидером рынка является ЗАО «Комстар-Директ» (торговая марка «Стрим»), предоставляющая доступ в Интернет по технологии ADSL. Но в ближайшие год–два возможностей этой технологии перестанет хватать для удовлетворения всех потребностей клиентов, и в лидеры рынка выйдут провайдеры Ethernet-сетей, к коим мы и принадлежим.

О. МОРОЗОВ, зам. директора по развитию направления наземных сетей связи КБ «Искра» (Красноярск): В большинстве секторов рынка, в которых работает компания, конкуренция очень высока. Однако в основном эта конкуренция базируется на ценовой войне, без оглядки на качество предоставляемой услуги. Мы же строим свою конкурентную позицию на комплексном подходе к обеспечению связи, гарантируя клиенту высокий уровень качества и достойный сервис.

А. ФЕДОРОВ, коммерческий директор ТК «Сотком» (Рязань): Конкуренция высокая, особенно в сегменте SOHO. В относительно небольшом регионе действует более десятка активных операторов, и их число растет с каждым годом, хотя очень немногие предоставляют услуги высокого качества.

«ИКС»: Производители оборудования для последней мили и системные интеграторы, выполняющие проекты в разных регионах страны, конечно, являются заинтересованными участниками этого рынка, но их взгляд на конкуренцию, наверное, более объективен.

В. ГОРДЕЕВ, вице-президент «Сибинтек»: Еще пару лет назад уровень конкуренции в сфере организации интернет-доступа в регионах сильно различался, но сейчас ситуация заметно выравнялась и можно уже говорить о том, что конкуренция на этом рынке во всех регионах достаточно жесткая. Мы расцениваем эту тенденцию как положительную, поскольку в этой ситуации операторы просто вынуждены повышать качество предоставляемых услуг и снижать тарифы.

С. ЛУКАНИН, ведущий инженер отдела сетей доступа департамента телекоммуникационных проектов «АМТ-ГРУП»: Если раньше широкополосный доступ в Интернет в регионах предоставляли в основном классические операторы связи, то сейчас им начали переходить дорогу быстроразвивающиеся альтернативные операторы, часто выросшие из мелких домовых. Таким образом, в последние годы конкуренция заметно возросла. Основная проблема региональных провайдеров - это высокая стоимость интернет-трафика. Если в Москве и области практически все операторы предлагают безлимитные тарифные планы, то в регионах все еще преобладает помегабайтная тарификация. Поэтому появление у регионального оператора безлимитного тарифного плана может стать ключевым конкурентным преимуществом. Вообще, динамику и формы конкуренции в регионах можно спрогнозировать по столичному опыту. Москва давно уже перешла на безлимитные тарифные планы и основным конкурентным преимуществом является предоставление дополнительных услуг. Аналогичные услуги уже начали предоставлять и региональные операторы. Правда, проблемой для них может быть относительно низкий уровень проникновения и небольшой размер клиентской базы, ведь для окупаемости услуг типа IPTV необходимо иметь несколько десятков тысяч абонентов.

П. КРЫЛОВ, зам. директора отдела фиксированных сетей Huawei Technologies Russia & CIS: Сейчас безусловными лидерами во всех регионах являются традиционные операторы, имеющие собственную медную инфраструктуру последней мили. Но нельзя не отметить растущий уровень проникновения у альтернативных операторов - от крупных операторов, создающих собственные сети городского масштаба, до малых операторов домовых сетей. Опыт других стран показывает, что если традиционные операторы не станут внедрять в массовом порядке высокоэффективные в техническом и коммерческом отношении технологии доступа по последней миле, их доля рынка будет сокращаться.

С. РЫБАЛКО, руководитель отдела беспроводных технологий CompTek: Самая острая конкуренция развернулась сегодня в городах-миллионерах. Всевозможных операторов масса, но действительно «удобных», к которым можно быстро подключиться и недорого работать - единицы. Мы полагаем, что в 2008 г. на рынке операторов связи продолжится процесс консолидации, в результате которого останется несколько универсальных операторов, присутствующих во многих городах и располагающих профессиональной командой.

«ИКС»: Как у тружеников последней мили складываются отношения с местными властями, ДЕЗами и другими «заинтересованными» организациями, действия которых могут повлиять на расстановку сил на рынке?

П. КУЗНЕЦОВ: Чтобы подключить к сети абонента, нужно в его доме установить специальное оборудование и проложить кабель. Для получения разрешения на «вход в дом» приходится общаться с администрацией города, районными управами, ДЕЗами, ТСЖ и т.д. Здесь имеет особое значение репутация компании и положение на рынке. Поэтому у нас, как у крупного игрока рынка, организационных проблем как правило не возникает, но бывает, что ситуация складывается иначе. Так, например, в августе 2005 г. при входе в Южное Бутово управа района, не ссылаясь на какие-либо правовые и нормативные документы, запретила «Центральному телеграфу» строительство сети и оказание услуг доступа в Интернет. Муниципальные власти заявили, что сеть QWERTY создаст дополнительную нагрузку на инженерную инфраструктуру жилых домов. Таким образом, из-за их неправовых действий наша компания долгое время не имела возможности предоставлять полный комплекс услуг связи жителям района. Такое положение вещей нас не устраивало, и были проведены судебные разбирательства. В июле 2007 г. «Центральный телеграф» направил в Федеральную антимонопольную службу жалобу, которая была удовлетворена 3 октября 2007 г. управлением ФАС по Москве и Московской области. Хочется отметить, что наша победа в противостоянии с управой Южного Бутова стала первым прецедентом подобного рода в юридической практике московских интернет-провайдеров.

А. АЛЕКСИНА, коммерческий директор компании «Караван»: Телекоммуникационный рынок постоянно сталкивается с отставанием развития нормативно-правовой базы от меняющихся каждый день потребностей клиентов. Сотрудники контролирующих и надзорных органов обычно оперативно оценивают ситуацию, и отношения с данными ведомствами можно назвать конструктивными. Трудности иногда возникают при взаимодействии с проектно-строительными организациями, с организациями, предоставляющими услуги по размещению прокладываемого кабеля (узлы МГТС, ГУП «Москоллектор», Гормост и пр.) и с контролирующими органами (ФСО, УПДК, УАТИ).
Взаимодействие с регуляторными органами, местными властями и другими организациями - это стандартный рабочий процесс при строительстве оптических трасс, но он требует постоянного контроля и высокой компетенции специалистов компании.

И. ШМЕЛЕВ, директор по стратегическому развитию ОАО «Инфосети»: В беспроводной технологии WiMAX цена последний мили - величина постоянная и не зависит от отношений ни с ДЕЗом, ни с местными чиновниками. Мы подключаем наших абонентов в течение недели, где бы они не находились.

А. ФЕДОРОВ: Все наши магистрали проходят по собственным подземным коммуникациям, поэтому проблем с входом в кабельную канализацию у нас нет. Отношения с госорганами – конструктивные, хотя и не обходится без необходимости решения отдельных локальных проблем. Как правило, они находят решение, устраивающие обе стороны.

И. БОНДАРЕВА: Так как мы работаем не только с беспроводными, но и с традиционными домашними сетями, то нам приходится общаться с собственниками зданий, их арендаторами, ТСЖ, управляющими компаниями жилищного фонда, мэрией, окружными администрациями и операторами связи, имеющими в этих зданиях свое оборудование, чтобы согласовать с ними наши действия. У нашей компании традиционно очень хорошие отношения с регуляторами (РЧЦ и РСН), поэтому согласование доступа с ними проблем не вызывает. А вот с местными властями все сложнее. В прошлом году решением мэрии в Омске была создана телекоммуникационная компания "Омские кабельные сети", контрольный пакет акций которой принадлежит все той же мэрии. Дальнейшие шаги руководства предсказать было нетрудно: районным администрациям города было запрещено пускать других операторов в технические помещения домов. Кроме того, на многие компании обрушились бесконечные проверки. Нашу компанию проверяли все лето. К счастью, до судебного преследования и предписаний о запрете деятельности дело не дошло, но некоторым другим компаниям повезло меньше. В общем, теперь для строительства сетей провайдерам приходится составлять настоящие планы захвата территории и использовать все свои связи и разные хитрости.

И. КАМЫНИН: К сожалению, в последнее время все большее значение в конкурентной борьбе приобретает не качество или другие важные потребительские стороны услуги, а «близость» к административному ресурсу, властям, ДЕЗам и т.д. Технически мы можем подключить абонента за один день, но иногда проблемой (и порой непреодолимой) становится согласование установки оборудования на объекте, и если клиент не является собственником объекта, то приходится привлекать его к этому процессу. Сама процедура регистрации беспроводных сетей тоже далеко не проста. Это большая бумажная волокита и множество специфических подводных камней. Но в целом отношения с регулирующими органами в нашем регионе весьма конструктивные.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!