Rambler's Top100
Статьи ИКС № 03 2013
12 марта 2013

Облака сквозь рынок

Как показывает анализ рынка, интересы участников процесса – пользователей облачных сервисов, их разработчиков, поставщиков и провайдеров, а также государства – не во всем совпадают. Почему?

Д  о  с  т  и  ж  е  н  и  я    е с  т  ь  ,     н  о  . . .

«ИКС»: Какие произошли сдвиги на рынке облачных сервисов за прошедший год? В каких сегментах они были наиболее заметны?

 
 
 
 
 
 
 
Петр ДИДЕНКО, директор по стратегическому развитию, «СКБ Контур»: Я бы не сказал, что в 2012 г. появились новые истории успеха или качественно новые сервисы, которые были хорошо восприняты клиентами. Опыт показал, что бесполезно без конца запускать все новые и новые сервисы. Стало ясно, что недостаточно просто копировать западные истории успеха. У нас нет такого рынка, как на Западе. Наш клиент хочет чего-то особенного. Это «что-то» участники рынка и пытались нащупать. В целом, хорошо развивается все, что связано с отношениями бизнеса с государством (бухгалтерия, отчетность, цифровая подпись, электронный документооборот), и не так хорошо – то, что влияет на производительность труда (task-менеджеры, CRM и т.д.). Думаю, рост приложений второго типа у нас еще впереди: когда вырастет уровень конкуренции, возникнет и потребность в инструментах для повышения производительности труда.

 
 
 
 
 
 

Виктория НОСОВА, консультант по безопасности, Check Point Software Technologies: Провайдеры стали посмелее. В 2012 г. некоторые из них начали разворачивать собственные облака. Естественно, первоначально каждый решал свою задачу, но не забывал и о том, что всегда можно расширить свою облачную ИТ-систему и привлечь заказчиков для размещения их сервисов или ресурсов. При этом провайдеры в первую очередь решали вопросы доступности и безопасности ресурсов. Свидетельством того, что российские облака хоть и медленно, но развиваются, стало учреждение премии SaaS-решений «Облака 2012».

Тимофей ТОЛПЕЖНИКОВ, начальник отдела развития продуктов и услуг, «ВымпелКом»: В последнее время заметно увеличился спрос на IaaS-сервисы. Если в 2011 г. за ними обращались буквально считаные клиенты, то сегодня мы получаем множество таких запросов, причем как от небольших компаний, так и от крупного бизнеса. Активно растет интерес и к SaaS-сервисам, например, с июля по ноябрь 2012 г. число компаний, арендовавших Microsoft Office 365, росло со скоростью 45% в месяц. Подавляющее большинство клиентов этого сервиса (92%) – компании SMB, 6% пользователей – индивидуальные предприниматели и 2% – крупные представительства иностранных компаний.

Алексей БАХТИАРОВ, гендиректор, Infobox: За прошедший год усилился интерес к облакам со стороны крупных компаний, хотя совсем недавно именно эта категория клиентов относилась к размещению информации на сторонних серверных мощностях с наибольшей опаской. В первую очередь они строят частные облака, но все же это облака на ресурсах провайдеров, и организуются они с участием провайдеров. На растущем, точнее, зарождающемся рынке облачных сервисов пока рано говорить о превышении спроса над предложением. Очередь не стоит ни к одному из провайдеров, но некоторое усиление интереса мы наблюдаем.

Михаил ШТАРЕВ, руководитель отдела инфраструктурных решений, «Инлайн Груп»: Агрессивная маркетинговая политика производителей оборудования и ПО принесла свои плоды: большинство ИТ-специалистов в компаниях – потребителях ИТ-услуг и оборудования про облачные сервисы хотя бы услышали. Предложение превышает спрос в сегменте «облака-из-коробки», где представлены решения крупных производителей аппаратно-программных комплексов. Но заказчики смотрят на эти предложения с подозрением, справедливо считая их очередной попыткой продать побольше «железа» в новой упаковке. Предложение соответствует спросу в области ИТ-сервисов для небольших компаний (почта, файлообмен, управление базами данных, управление проектным учетом и т.п. от разных производителей по приемлемым ценам) и сильно отстает от спроса в сегменте SaaS для частных облаков. Производители пытаются продвигать свои системы виртуализации, подменяя понятие «предоставление сервиса» формулой «развертываем виртуальный сервер и устанавливаем на нем ПО».

Рустэм ХАЙРЕТДИНОВ, исполнительный директор, Appercut Security: Предложение сформировалось практически во всех сегментах, которые есть на западных рынках. Все западные облачные решения уже доступны и у нас, наши производители также вышли «в облака». Но спрос пока не сформирован, а там, где он есть, чувствуется российская специфика – например, существует не востребованная на Западе услуга «вынести серверы с данными за пределы страны». Некоторые российские облачные провайдеры рапортуют о миллионах долларов доходов и тысячах подписчиков, так что прогресс налицо, однако пока он не стал массовым. Потенциальных подписчиков действительно миллионы.

 

«ИКС»: Сформировался ли квалифицированный спрос на облачные сервисы? Можно ли  говорить, что рынком выработаны критерии качества облачных решений?

Алексей СЕВАСТЬЯНОВ, заместитель гендиректора, DataLine: Квалифицированный спрос находится в стадии формирования, но за 2012 г. произошел позитивный сдвиг в этом направлении. В первую очередь это касается IaaS-сервисов. Продолжают формироваться и критерии качества решений, которые включают уровень доступности услуги, достаточность выделяемых виртуальных мощностей в зависимости от изменения требований во времени, качество работы службы поддержки.

Андрей МЕЛУЗОВ, руководитель направления ИT-аутсортинга, ГК «КОРУС Консалтинг»: Интерес к облакам и предложение находятся на одном уровне. На мой взгляд, рынок созрел. Заказчики активно интересуются облачными решениями. У поставщиков тоже есть что предложить. Сейчас идет этап притирки: поставщики не всегда имеют то решение, которое нужно заказчику, но это чаще всего касается деталей.

Вячеслав МЕДВЕДЕВ, системный архитектор, «Инфосистемы Джет»: Критерии качества облачных решений, на мой взгляд, – это SLA и соответствие функциональным требованиям. И в том, и в другом пока, к сожалению, есть нарекания к предложениям вендоров. Существующие SLA зачастую не соответствуют требованиям бизнес-критичных приложений. А в области функциональности наиболее сложные технические проблемы возникают при интеграции облачных приложений с уже имеющейся инфраструктурой.

Дмитрий ХОРОШИХ, менеджер по развитию бизнеса в секторе ЦОДов, Cisco: Рынок еще находится в стадии формирования. Есть всего несколько поставщиков сервисов разного типа и разного качества. Потенциальным заказчикам часто приходится выбирать, чем они готовы пожертвовать, вместо того чтобы оценивать преимущества для бизнеса. Наиболее популярны два типа сервисов: аутсорсинг бухгалтерских программ и офисных приложений и услуги IaaS в виде аренды виртуальных серверов или виртуальной инфраструктуры. Первые позволяют заказчикам решить проблемы с лицензированием и поддержкой, но в этом секторе нет каких-либо критериев сравнения, настолько сильно различаются существующие предложения. Вторые популярны потому, что более или менее понятно, как эти сервисы измерять и сравнивать, хотя и здесь предложения разных компаний сильно разнятся.

«ИКС»: Нужны ли стандарты для облачных решений? Какова их роль в развитии рынка?

В. МЕДВЕДЕВ: Стандарты для облачных решений необходимы. Особенно они нужны для обеспечения миграции из облака в облако. Пока же извлечение данных из облака, если клиент решил его покинуть, представляет собой технически очень сложную проблему, что явно не способствует миграции в облака.

Д. ХОРОШИХ: Стандарты определенно нужны, но для их формирования требуется достаточная база для стандартизации. Это процесс сейчас идет и в России, и в мире. Скорее всего, в ближайшие год-два появятся документы по стандартизации IaaS-сервисов, в том числе с проработкой вопросов информационной безопасности. Облачные сервисы, которые интересны SMB, как правило, не подходят для корпоративного сектора и наоборот. Поэтому в дальнейшем, вероятно, будут разработаны отдельные стандарты для каждой отдельной отрасли.

Р. ХАЙРЕТДИНОВ: Без стандартов отрасль так и останется набором инновационных решений, которыми будут пользоваться только «пионерские» клиенты. Развитие рынка невозможно без тиражирования положительного опыта и принятия его в качестве стандарта де-факто, который затем превращается в стандарт де-юре. Однако пока компании, нашедшие удачные решения (технические, маркетинговые, юридические), считают их своим конкурентным преимуществом и не спешат ими делиться. Даже облачные ассоциации пока не способны консолидировать и начать тиражировать опыт своих участников.

Олег ГАШНИКОВ, руководитель практики «Облачные решения», AT Consulting: Стандарты для облачных решений крайне важны, особенно я бы выделил стандарты в области информационной безопасности, наличие и практическая реализация которых позволят снять барьер для внедрения облаков в сфере среднего и крупного бизнеса.

Р  о  с  т     б  л  а  г  о  д  а  р  я     и     в  о  п  р  е  к  и

«ИКС»: Способствует ли российское законодательство развитию облачных сервисов?  Какова роль государства в распространении облаков в России?

А. СЕВАСТЬЯНОВ: Сумятицу на рынок облачных услуг вносит закон о персональных данных. К сожалению, ни в нем, ни в подзаконных актах нет четкого описания алгоритма действий, а это приводит к различным вариантам толкования закона.

П. ДИДЕНКО: Серьезная проблема – раздутость вопроса защиты персональных данных. Из-за этого многие сервисы или не возникают вовсе, или не могут реализовать те или иные нужные клиентам функции. Серьезные ограничения накладывает на сервисы использование отечественной криптографии, без которой сложно обеспечить, в частности, юридическую значимость документа. Кроме того, государство как крупнейший заказчик могло бы больше услуг покупать у частных провайдеров, а не реализовывать их своими силами.

Артем СОКОЛОВ, заместитель технического директора, «Техносерв»: В принципе облачную модель информатизации можно построить с выполнением всех требований законодательства, но это наложит массу ограничений, выхолащивающих многие ключевые идеи облаков. Так, сегодняшние нормативы и методики предлагают ограниченный набор мер, не учитывающий современные технологии, например мобильные устройства, беспроводную связь, технологии хранения данных. Получается, регуляторы «не успевают» или «не замечают» появления новых технологий, что не позволяет их применять с соблюдением достаточного набора мер защиты.

«ИКС»: Каковы ваши прогнозы в отношении развития в России облачных решений?

Михаил ЛУКОВНИКОВ, заместитель директора сервисного подразделения, ГК «Ай-Теко»: Рост продолжится, это подтверждают и интерес бизнес-сообщества, и развитие технологий, и прогнозы аналитиков в России и за рубежом. Один из важных факторов роста – стремление организаций максимально быстро выводить на рынок свои новые бизнес-сервисы. Другой стимул – необходимость оптимизации издержек и направления финансовых потоков на развитие основного бизнеса.

Артем ГАРУСЕВ, исполнительный директор, CDNvideo: Переход на облачные технологии продолжится без громких революций. Будет расти квалификация разработчиков, будет расширяться поток инвестиций, увеличится число и разнообразие сервисов, использующих облака, и усилится их конкуренция. Греметь будут названия наиболее успешных сервисов, а сами облачные провайдеры останутся неизвестны широкому кругу пользователей.

Федор ЕЛЬЦОВ, руководитель проектов, Digital Design: Быстрее всего будут появляться провайдеры и расти спрос на платформы и приложения вроде «1C» или Microsoft Office. Повысится доверие к облакам среди компаний сектора SMB. Сформируются стандарты на инфраструктурные сервисы. Станут известны истории успеха размещения масштабных инфраструктур в облаках, а в самых крупных компаниях появятся собственные подразделения, предоставляющие облачные сервисы.

Р. ХАЙРЕТДИНОВ: Облака неизбежны, как неизбежен был переход к центральному отоплению от котельных в каждом доме. Частные пользователи уже все там, от трети до половины SMB-компаний ведут свои операции в облаках. Крупный бизнес принял облака как архитектуру, но по понятным причинам строит частные облака. В нашей компании, которую мы создали три года назад, нет ни одного необлачного программного продукта, ни одной единицы аппаратного обеспечения – серверы арендуются в облаках, а клиентские устройства сотрудники приносят свои. Скоро таких компаний среди стартапов будет большинство.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!