Rambler's Top100
Статьи
26 марта 2013

А. БАХТИАРОВ: «Усилился интерес к облакам со стороны крупных компаний»

Облачные сервисы появились на ИТ-горизонте не так давно, а ситуация на новом рынке меняется довольно быстро, причем не только с точки зрения самих технологий, но и в их восприятии потребителями.

Петр ДИДЕНКО, СКБ КонтурПетр ДИДЕНКО, директор по стратегическому развитию, СКБ Контур

Виктория НОСОВА, Check Point Software Technologies Виктория НОСОВА, консультант по безопасности, Check Point Software Technologies

Сергей РЫЖИКОВ, «1С-Битрикс»Сергей РЫЖИКОВ, генеральный директор «1С-Битрикс»

Антон САЛОВ, MegaLabs Антон САЛОВ, директор по облачным сервисам и ИТ компании MegaLabs

Алексей СЕВАСТЬЯНОВ, DataLine Алексей СЕВАСТЬЯНОВ, заместитель генерального директора DataLine

Артем СОКОЛОВ, «Техносерв» Артем СОКОЛОВ, заместитель технического директора компании «Техносерв»

Тимофей ТОЛПЕЖНИКОВ, ВымпелКомТимофей ТОЛПЕЖНИКОВ, начальник отдела развития продуктов и услуг, «ВымпелКом»

Рустэм ХАЙРЕТДИНОВ, Appercut Security Рустэм ХАЙРЕТДИНОВ, исполнительный директор, Appercut Security

Сергей ХОМЯКОВ, Polycom

Сергей ХОМЯКОВ, вице-президент Polycom в России и СНГ

Сергей ЧЛЕК, Siemens Enterprise Communications Сергей ЧЛЕК, технический директор Siemens Enterprise Communications Россия и СНГ

Михаил ШТАРЕВ, ИНЛАЙН ГРУПМихаил ШТАРЕВ, руководитель отдела инфраструктурных решений, ИНЛАЙН ГРУП

Алексей ШУМИЛИН, «ТБинформ» Алексей ШУМИЛИН, старший менеджер, ООО «ТБинформ», ГК «ТНК-BP»

Полная версия Дискуссионного клуба «ИКС», №3`2013, «Сервис в облаке: предложение ищет спрос». Часть I. 

«ИКС»: Какие произошли сдвиги на рынке облачных сервисов за прошедший год? В каких сегментах они были наиболее заметны?

Петр ДИДЕНКО: Я бы не сказал, что в 2012 г. появились новые истории успеха или качественно новые сервисы, которые были хорошо восприняты клиентами. Опыт показал, что бесполезно без конца запускать все новые и новые сервисы. Стало ясно, что недостаточно просто копировать западные истории успеха. У нас нет такого рынка, как на Западе. Наш клиент хочет чего-то особенного. Это «что-то» участники рынка и пытались нащупать. В целом, хорошо развивается все, что связано с отношениями бизнеса с государством (бухгалтерия, отчетность, цифровая подпись, электронный документооборот), и не так хорошо - то, что влияет на производительность труда (task-менеджеры, CRM и т.д.). Думаю, рост приложений второго типа у нас еще впереди: когда вырастет уровень конкуренции, возникнет и потребность в инструментах для повышения производительности труда.

Виктория НОСОВА: Провайдеры стали посмелее. В 2012 г. некоторые из них начали разворачивать собственные облака. Естественно, первоначально каждый решал свою задачу, но не забывал и о том, что всегда можно расширить свою облачную ИТ-систему и привлечь заказчиков для размещения их сервисов или ресурсов. При этом провайдеры в первую очередь решали вопросы доступности и безопасности ресурсов. Свидетельством того, что российские облака хоть и медленно, но развиваются, стало учреждение премии SaaS-решений «Облака 2012».

Тимофей ТОЛПЕЖНИКОВ: В последнее время заметно увеличился спрос на IaaS-сервисы. Если в 2011 г. за ними обращались буквально считанные клиенты, то сегодня мы получаем множество таких запросов, причем как от небольших компаний, так и от крупного бизнеса. Активно растет интерес и к SaaS-сервисам, например, с июля по ноябрь 2012 г. число компаний, арендовавших Microsoft Office 365, росло со скоростью 45% в месяц. Подавляющее большинство клиентов этого сервиса (92%) - это компании SMB, 6% пользователей - индивидуальные предприниматели и 2% - крупные представительства иностранных компаний.

Алексей БАХТИАРОВ: За прошедший год усилился интерес к облакам со стороны крупных компаний, хотя совсем недавно именно эта категория клиентов относилась к размещению информации на сторонних серверных мощностях с наибольшей опаской. В первую очередь, они строят частные облака, но все же это облака на  ресурсах провайдеров, и организуются они с участием провайдеров. На растущем, точнее зарождающемся, рынке облачных сервисов пока рано говорить о превышении спроса над предложением. Очередь не стоит ни к одному из провайдеров, но некоторое усиление интереса мы наблюдаем. 

Михаил ШТАРЕВ: Агрессивная маркетинговая политика производителей оборудования и ПО принесла свои плоды: большинство ИТ-специалистов в компаниях - потребителях ИТ-услуг и оборудования про облачные сервисы хотя бы услышали. Предложение превышает спрос в сегменте «облака-из-коробки», где представлены решения крупных производителей аппаратно-программных комплексов. Но заказчики смотрят на эти предложения с подозрением, справедливо считая их очередной попыткой продать побольше «железа» в новой упаковке. Предложение соответствует спросу в области ИТ-сервисов для небольших компаний (почта, файлообмен, управление базами данных, управление проектным учетом и т.п. от разных производителей по приемлемым ценам) и сильно отстает от спроса в сегменте SaaS для частных облаков. Производители пытаются продвигать свои системы виртуализации, подменяя понятие «предоставление сервиса» формулой «развертываем виртуальный сервер и устанавливаем на нем ПО». 

Рустэм ХАЙРЕТДИНОВ: Предложение сформировалось практически во всех сегментах, которые есть на западных рынках. Все западные облачные решения уже доступны и у нас, наши производители также вышли «в облака». Но спрос пока не сформирован, а там, где он есть, чувствуется российская специфика - например, существует не востребованная на Западе услуга «вынести серверы с данными за пределы страны». Некоторые российские облачные провайдеры рапортуют о миллионах долларов доходов и тысячах подписчиков, так что прогресс налицо, однако пока он не стал массовым. Потенциальных подписчиков действительно миллионы.

Сергей РЫЖИКОВ: На рынке стало появляться больше сервисов, ориентированных на B2B. Интерес к облачным сервисам со стороны B2B-клиентов растет, и хотя он пока еще не перерос в сформированный спрос, но в ближайший год-два станет основным драйвером развития этого сегмента.

Очень важным преимуществом облачных сервисов становится наличие мобильных приложений. Это тенденция, и требования клиентов к наличию мобильных приложений у облачных сервисов будут расти. Основной проблемой остается надежность сервисов, в то время как вопрос доверия и безопасности уходит на второй план.

Алексей СЕВАСТЬЯНОВ: Рынок облачных сервисов постепенно набирает обороты. Заказчики стали лучше понимать, что такое облака и для чего их можно использовать. В облако приходят клиенты из разных индустрий. Среди наших заказчиков выделяются, в первую очередь, ритейловые сети, финансовые институты, системные интеграторы и разработчики ПО. С точки зрения моделей предоставления сервисов, наибольшим спросом в России сегодня пользуется IaaS. На мой взгляд, это связано с тем, что для клиентов это наиболее понятная модель как с технической точки зрения, так и с точки зрения ценообразования. На рынке уже сформировались типовые предложения со стороны провайдеров, и заказчик имеет возможность взвешенно выбирать поставщика услуг. Что касается модели SaaS, то на российском рынке предлагаемые поставщиками массовые сервисы можно пересчитать по пальцам, поэтому, доля SaaS в общем объеме остается не очень большой.

Сергей ХОМЯКОВ: За прошедший год произошли важные изменения на рынке облачных сервисов за счет расширения ассортимента облачных услуг и технологий, сокращающих капитальные инвестиции заказчиков. Рынок публичных и частных облачных услуг продолжает стремительно расти, несмотря на проблемы, связанные с управлением облачных сервисов, информационной безопасностью, портативностью данных и правом собственности на информацию.

Светлана ВРОНСКАЯ: Никаких критических изменений на рынке облачных технологий в 2012 году не произошло. Мировой рынок облачных технологий растет, российский сегмент растет еще быстрее, однако, в количественном измерении российский рынок еще очень мал.

Артем СОКОЛОВ: Действительно существенного сдвига на этом рынке пока не видно. Практически во всех сегментах предложение превышает спрос, т.к. большинство вендоров заявило и активно рекламирует свои облачные продукты, а большого количества «историй успеха» пока не наблюдается. Сейчас очевидно происходит «завоевание умов», а получение бюджетов еще впереди. Одним из наиболее заметных событий в этой области стало объявление компании IBM  об инвестициях в $10 млн. в московский дата-центр, на базе которого IBM планирует развивать облачные услуги в России. Отечественным заказчикам вендор кроме аренды инфраструктуры планирует предложить свое деловое ПО и ERP SAP. Также интересным мне кажется проект фармацевтического дистрибутора «СИА интернейшнл» по  использованию корпоративной информационной системы управления на основе ряда модулей SAP, предоставляемых компанией T-Systems с серверов в Австрии.

Ася ВЛАСОВА: Рынок “облачных” решений развивается очень динамично – с развитием частных и публичных “облаков”, с участием крупнейших мировых провайдеров технологий (Apple, Microsoft, Oracle, Amazon, IBM, HP и др.) в развитии “облачных” сервисов. Обычно частные пользователи более восприимчивы к новым технологиям. Мы видим, как активно люди используют публичные частные сервисы типа Dropbox, Google Docs, SaaS-решения для управления личными финансами или подачи документов в госоорганы. Вслед за частными пользователями обычно “подтягивается” малый и средний бизнес (для них актуальны технологии EDI – обмена электронными документами, «облачной» бухгалтерии, управления проектами, работы с документами – Google Docs или Office 365 - и т.д.). Многие небольшие компании сейчас для поддержки бизнеса используют ИТ-сервисы и виртуальную ИТ-инфраструктуру из «облака» провайдера. Понимая этот тренд, свои «облачные витрины» запускают крупные игроки в телекоме и финансовой сфере, например, Ростелеком и Сбербанк. Их виртуальные «супермаркеты» в перспективы станут площадками доступа ко всем необходимым сервисам на этапе запуска и развития бизнеса, с их помощью можно будет зарегистрировать ИП или юрлицо, отправив через интернет все необходимые для этого документы в соответствующие органы, оформить кредит, запросить справки в госструктурах, сдать налоговую отчетность, вести бухгалтерию и так далее. И наиболее осторожным, но и наиболее “весомым” сегментом являются крупные компании, которые постепенно переносят в “облака” серьезные информационные системы и критические бизнес-процессы, строят частные «облака» и собственные или арендованные у провайдеров ЦОДы.

В целом сегодня оба направления – и корпоративных клиентов, и частных пользователей - развиваются достаточно динамично.

Константин АНИСИМОВ: 2012 год ознаменовался бурным развитием облачных приложений. Согласно исследованию Parallels, размер сегмент SaaS в денежном выражении составил 5,8 млрд. рублей – столько же, сколько составляет сегмент аренды инфраструктуры, который на нашем рынке исторически был крупнейшим. В области SaaS наконец появились компании, которые показывают не только значительный относительный рост (на 200-300% в год), но и зарабатывают довольно много денег в абсолютном выражении, чего раньше не замечалось. Сейчас порядка 10 компаний зарабатывают по $10 млн. в год, некоторые гранды – по $100 млн. и более. Они становятся заметны на рынке, они привлекают внимание небольших бизнесов, которые начинают пользоваться их услугами.

Артем ГАРУСЕВ: В прошлом году на российском рынке появился новый крупный облачный провайдер – Microsoft Azure. И сделал он это очень громко – провел трансляции олимпийских игр в Лондоне. При этом Microsoft, используя всю мощь своей партнерской сети, разворачивает своих партнеров на использование своей облачной платформы. Локальным игрокам нужно будет найти какой-то ответ на сложившуюся ситуацию. Например, мы придерживаемся отраслевой специализации – наше облако предназначено для организации различных видов Интернет-вещания и выполнение сопутствующих операций с видеоконтентом: хранения, редактирования, перекодирования, формирования своей сетки вещания и т.д. Причем все это с интуитивно понятным интерфейсом, широким набором сервисов и богатым API. Такая стратегия позволяет нам успешно реализовывать сложные проекты в области Интернет-вещания, максимально ослабив конкуренцию с провайдерами универсальных сервисов.

Олег ГАШНИКОВ: Одной из наиболее важных и перспективных тенденций, наметившихся в прошедшем году, на мой взгляд, является тот факт, что руководители и ИТ-специалисты органов власти, федеральных и региональных организаций начали менять своё отношение к облачным сервисам. Безусловно, существовало понимание, что собой представляют облака и какую пользу они могут привнести в ИТ-ландшафт бюджетных организаций. Но отношение к облачным решениям довольно длительное время было осторожным: органы власти весьма консервативны при внедрении новых ИТ-технологий. Сегодня мы можем наблюдать определенный перелом: специалисты и руководители в значительной степени определили роль облачных сервисов, сформировали процедуры работы с ними. Могу предположить, что 2013 год станет годом внедрения SaaS-приложений в самых разных отраслях государственного управления.

Сергей ЧЛЕК: Главной тенденцией последнего времени стало создание как публичных, так и частных «облаков», а также специфичных для российского рынка лизинговых схем, подразумевающих временное предоставление прав на использование тех или иных компонентов коммуникаций. Хотелось бы отметить, что для России более интересны частные «облака», тогда как в мире большим спросом пользуются публичные. Это связано, в первую очередь, с особенностями отечественного законодательства. Большое значение имеет и то, что заказчики - крупные компании не готовы отдавать критичную для бизнеса информацию на аутсорсинг, а компании из сектора малого бизнеса – не достаточно морально и технически готовы пользоваться сервисами из публичных облаков провайдеров.

Алексей ШУМИЛИН: По моему мнению, в 2012 году увеличилось предложение провайдеров облачных сервисов для корпоративных заказчиков. Рынок, продолжая расти в направление малого и среднего бизнеса, предлагает развитые услуги для крупного бизнеса, с учетом их требований по безопасности и финансовым политикам. Среди провайдеров облачных услуг для корпоративных заказчиков стали заметнее крупные мировые производители оборудования и ПО: IBM, Microsoft, HP, Google. Среди их заказчиков можно увидеть как частный бизнес, так и государственные организации в России и за рубежом.

Антон САЛОВ: Из знаковых событий прошедшего года я бы отметил публикацию ряда кейсов крупных облачных внедрений - самым крупным из них, бесспорно, является кейс корпоративной социальной сети DaOffice в ритейле. Клиенты все больше и больше проникаются доверием к новой форме предоставления услуг. Стоит также отметить появление профессиональных облачных объединений, таких как RCCPA, и вручения отраслевых наград за достижения в продвижении облаков.

Подготовила Евгения ВОЛЫНКИНА

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!