Рубрикатор |
Статьи |
26 марта 2013 |
А. БАХТИАРОВ: «Усилился интерес к облакам со стороны крупных компаний»
Облачные сервисы появились на ИТ-горизонте не так давно, а ситуация на новом рынке меняется довольно быстро, причем не только с точки зрения самих технологий, но и в их восприятии потребителями.
|
|
|
|
|
|
|
|
Сергей РЫЖИКОВ, генеральный директор «1С-Битрикс»
|
Антон САЛОВ, директор по облачным сервисам и ИТ компании MegaLabs
|
Алексей СЕВАСТЬЯНОВ, заместитель генерального директора DataLine
|
Артем СОКОЛОВ, заместитель технического директора компании «Техносерв»
|
Тимофей ТОЛПЕЖНИКОВ, начальник отдела развития продуктов и услуг, «ВымпелКом»
|
|
Сергей ХОМЯКОВ, вице-президент Polycom в России и СНГ |
Сергей ЧЛЕК, технический директор Siemens Enterprise Communications Россия и СНГ
|
Михаил ШТАРЕВ, руководитель отдела инфраструктурных решений, ИНЛАЙН ГРУП
|
Алексей ШУМИЛИН, старший менеджер, ООО «ТБинформ», ГК «ТНК-BP»
|
Полная версия Дискуссионного клуба «ИКС», №3`2013, «Сервис в облаке: предложение ищет спрос». Часть I.
«ИКС»: Какие произошли сдвиги на рынке облачных сервисов за прошедший год? В каких сегментах они были наиболее заметны? |
Петр ДИДЕНКО: Я бы не сказал, что в 2012 г. появились новые истории успеха или качественно новые сервисы, которые были хорошо восприняты клиентами. Опыт показал, что бесполезно без конца запускать все новые и новые сервисы. Стало ясно, что недостаточно просто копировать западные истории успеха. У нас нет такого рынка, как на Западе. Наш клиент хочет чего-то особенного. Это «что-то» участники рынка и пытались нащупать. В целом, хорошо развивается все, что связано с отношениями бизнеса с государством (бухгалтерия, отчетность, цифровая подпись, электронный документооборот), и не так хорошо - то, что влияет на производительность труда (task-менеджеры, CRM и т.д.). Думаю, рост приложений второго типа у нас еще впереди: когда вырастет уровень конкуренции, возникнет и потребность в инструментах для повышения производительности труда.
Виктория НОСОВА: Провайдеры стали посмелее. В 2012 г. некоторые из них начали разворачивать собственные облака. Естественно, первоначально каждый решал свою задачу, но не забывал и о том, что всегда можно расширить свою облачную ИТ-систему и привлечь заказчиков для размещения их сервисов или ресурсов. При этом провайдеры в первую очередь решали вопросы доступности и безопасности ресурсов. Свидетельством того, что российские облака хоть и медленно, но развиваются, стало учреждение премии SaaS-решений «Облака 2012».
Тимофей ТОЛПЕЖНИКОВ: В последнее время заметно увеличился спрос на IaaS-сервисы. Если в 2011 г. за ними обращались буквально считанные клиенты, то сегодня мы получаем множество таких запросов, причем как от небольших компаний, так и от крупного бизнеса. Активно растет интерес и к SaaS-сервисам, например, с июля по ноябрь 2012 г. число компаний, арендовавших Microsoft Office 365, росло со скоростью 45% в месяц. Подавляющее большинство клиентов этого сервиса (92%) - это компании SMB, 6% пользователей - индивидуальные предприниматели и 2% - крупные представительства иностранных компаний.
Алексей БАХТИАРОВ: За прошедший год усилился интерес к облакам со стороны крупных компаний, хотя совсем недавно именно эта категория клиентов относилась к размещению информации на сторонних серверных мощностях с наибольшей опаской. В первую очередь, они строят частные облака, но все же это облака на ресурсах провайдеров, и организуются они с участием провайдеров. На растущем, точнее зарождающемся, рынке облачных сервисов пока рано говорить о превышении спроса над предложением. Очередь не стоит ни к одному из провайдеров, но некоторое усиление интереса мы наблюдаем.
Михаил ШТАРЕВ: Агрессивная маркетинговая политика производителей оборудования и ПО принесла свои плоды: большинство ИТ-специалистов в компаниях - потребителях ИТ-услуг и оборудования про облачные сервисы хотя бы услышали. Предложение превышает спрос в сегменте «облака-из-коробки», где представлены решения крупных производителей аппаратно-программных комплексов. Но заказчики смотрят на эти предложения с подозрением, справедливо считая их очередной попыткой продать побольше «железа» в новой упаковке. Предложение соответствует спросу в области ИТ-сервисов для небольших компаний (почта, файлообмен, управление базами данных, управление проектным учетом и т.п. от разных производителей по приемлемым ценам) и сильно отстает от спроса в сегменте SaaS для частных облаков. Производители пытаются продвигать свои системы виртуализации, подменяя понятие «предоставление сервиса» формулой «развертываем виртуальный сервер и устанавливаем на нем ПО».
Рустэм ХАЙРЕТДИНОВ: Предложение сформировалось практически во всех сегментах, которые есть на западных рынках. Все западные облачные решения уже доступны и у нас, наши производители также вышли «в облака». Но спрос пока не сформирован, а там, где он есть, чувствуется российская специфика - например, существует не востребованная на Западе услуга «вынести серверы с данными за пределы страны». Некоторые российские облачные провайдеры рапортуют о миллионах долларов доходов и тысячах подписчиков, так что прогресс налицо, однако пока он не стал массовым. Потенциальных подписчиков действительно миллионы.
Сергей РЫЖИКОВ: На рынке стало появляться больше сервисов, ориентированных на B2B. Интерес к облачным сервисам со стороны B2B-клиентов растет, и хотя он пока еще не перерос в сформированный спрос, но в ближайший год-два станет основным драйвером развития этого сегмента.
Очень важным преимуществом облачных сервисов становится наличие мобильных приложений. Это тенденция, и требования клиентов к наличию мобильных приложений у облачных сервисов будут расти. Основной проблемой остается надежность сервисов, в то время как вопрос доверия и безопасности уходит на второй план.
Алексей СЕВАСТЬЯНОВ: Рынок облачных сервисов постепенно набирает обороты. Заказчики стали лучше понимать, что такое облака и для чего их можно использовать. В облако приходят клиенты из разных индустрий. Среди наших заказчиков выделяются, в первую очередь, ритейловые сети, финансовые институты, системные интеграторы и разработчики ПО. С точки зрения моделей предоставления сервисов, наибольшим спросом в России сегодня пользуется IaaS. На мой взгляд, это связано с тем, что для клиентов это наиболее понятная модель как с технической точки зрения, так и с точки зрения ценообразования. На рынке уже сформировались типовые предложения со стороны провайдеров, и заказчик имеет возможность взвешенно выбирать поставщика услуг. Что касается модели SaaS, то на российском рынке предлагаемые поставщиками массовые сервисы можно пересчитать по пальцам, поэтому, доля SaaS в общем объеме остается не очень большой.
Сергей ХОМЯКОВ: За прошедший год произошли важные изменения на рынке облачных сервисов за счет расширения ассортимента облачных услуг и технологий, сокращающих капитальные инвестиции заказчиков. Рынок публичных и частных облачных услуг продолжает стремительно расти, несмотря на проблемы, связанные с управлением облачных сервисов, информационной безопасностью, портативностью данных и правом собственности на информацию.
Светлана ВРОНСКАЯ: Никаких критических изменений на рынке облачных технологий в 2012 году не произошло. Мировой рынок облачных технологий растет, российский сегмент растет еще быстрее, однако, в количественном измерении российский рынок еще очень мал.
Артем СОКОЛОВ: Действительно существенного сдвига на этом рынке пока не видно. Практически во всех сегментах предложение превышает спрос, т.к. большинство вендоров заявило и активно рекламирует свои облачные продукты, а большого количества «историй успеха» пока не наблюдается. Сейчас очевидно происходит «завоевание умов», а получение бюджетов еще впереди. Одним из наиболее заметных событий в этой области стало объявление компании IBM об инвестициях в $10 млн. в московский дата-центр, на базе которого IBM планирует развивать облачные услуги в России. Отечественным заказчикам вендор кроме аренды инфраструктуры планирует предложить свое деловое ПО и ERP SAP. Также интересным мне кажется проект фармацевтического дистрибутора «СИА интернейшнл» по использованию корпоративной информационной системы управления на основе ряда модулей SAP, предоставляемых компанией T-Systems с серверов в Австрии.
Ася ВЛАСОВА: Рынок “облачных” решений развивается очень динамично – с развитием частных и публичных “облаков”, с участием крупнейших мировых провайдеров технологий (Apple, Microsoft, Oracle, Amazon, IBM, HP и др.) в развитии “облачных” сервисов. Обычно частные пользователи более восприимчивы к новым технологиям. Мы видим, как активно люди используют публичные частные сервисы типа Dropbox, Google Docs, SaaS-решения для управления личными финансами или подачи документов в госоорганы. Вслед за частными пользователями обычно “подтягивается” малый и средний бизнес (для них актуальны технологии EDI – обмена электронными документами, «облачной» бухгалтерии, управления проектами, работы с документами – Google Docs или Office 365 - и т.д.). Многие небольшие компании сейчас для поддержки бизнеса используют ИТ-сервисы и виртуальную ИТ-инфраструктуру из «облака» провайдера. Понимая этот тренд, свои «облачные витрины» запускают крупные игроки в телекоме и финансовой сфере, например, Ростелеком и Сбербанк. Их виртуальные «супермаркеты» в перспективы станут площадками доступа ко всем необходимым сервисам на этапе запуска и развития бизнеса, с их помощью можно будет зарегистрировать ИП или юрлицо, отправив через интернет все необходимые для этого документы в соответствующие органы, оформить кредит, запросить справки в госструктурах, сдать налоговую отчетность, вести бухгалтерию и так далее. И наиболее осторожным, но и наиболее “весомым” сегментом являются крупные компании, которые постепенно переносят в “облака” серьезные информационные системы и критические бизнес-процессы, строят частные «облака» и собственные или арендованные у провайдеров ЦОДы.
В целом сегодня оба направления – и корпоративных клиентов, и частных пользователей - развиваются достаточно динамично.
Константин АНИСИМОВ: 2012 год ознаменовался бурным развитием облачных приложений. Согласно исследованию Parallels, размер сегмент SaaS в денежном выражении составил 5,8 млрд. рублей – столько же, сколько составляет сегмент аренды инфраструктуры, который на нашем рынке исторически был крупнейшим. В области SaaS наконец появились компании, которые показывают не только значительный относительный рост (на 200-300% в год), но и зарабатывают довольно много денег в абсолютном выражении, чего раньше не замечалось. Сейчас порядка 10 компаний зарабатывают по $10 млн. в год, некоторые гранды – по $100 млн. и более. Они становятся заметны на рынке, они привлекают внимание небольших бизнесов, которые начинают пользоваться их услугами.
Артем ГАРУСЕВ: В прошлом году на российском рынке появился новый крупный облачный провайдер – Microsoft Azure. И сделал он это очень громко – провел трансляции олимпийских игр в Лондоне. При этом Microsoft, используя всю мощь своей партнерской сети, разворачивает своих партнеров на использование своей облачной платформы. Локальным игрокам нужно будет найти какой-то ответ на сложившуюся ситуацию. Например, мы придерживаемся отраслевой специализации – наше облако предназначено для организации различных видов Интернет-вещания и выполнение сопутствующих операций с видеоконтентом: хранения, редактирования, перекодирования, формирования своей сетки вещания и т.д. Причем все это с интуитивно понятным интерфейсом, широким набором сервисов и богатым API. Такая стратегия позволяет нам успешно реализовывать сложные проекты в области Интернет-вещания, максимально ослабив конкуренцию с провайдерами универсальных сервисов.
Олег ГАШНИКОВ: Одной из наиболее важных и перспективных тенденций, наметившихся в прошедшем году, на мой взгляд, является тот факт, что руководители и ИТ-специалисты органов власти, федеральных и региональных организаций начали менять своё отношение к облачным сервисам. Безусловно, существовало понимание, что собой представляют облака и какую пользу они могут привнести в ИТ-ландшафт бюджетных организаций. Но отношение к облачным решениям довольно длительное время было осторожным: органы власти весьма консервативны при внедрении новых ИТ-технологий. Сегодня мы можем наблюдать определенный перелом: специалисты и руководители в значительной степени определили роль облачных сервисов, сформировали процедуры работы с ними. Могу предположить, что 2013 год станет годом внедрения SaaS-приложений в самых разных отраслях государственного управления.
Сергей ЧЛЕК: Главной тенденцией последнего времени стало создание как публичных, так и частных «облаков», а также специфичных для российского рынка лизинговых схем, подразумевающих временное предоставление прав на использование тех или иных компонентов коммуникаций. Хотелось бы отметить, что для России более интересны частные «облака», тогда как в мире большим спросом пользуются публичные. Это связано, в первую очередь, с особенностями отечественного законодательства. Большое значение имеет и то, что заказчики - крупные компании не готовы отдавать критичную для бизнеса информацию на аутсорсинг, а компании из сектора малого бизнеса – не достаточно морально и технически готовы пользоваться сервисами из публичных облаков провайдеров.
Алексей ШУМИЛИН: По моему мнению, в 2012 году увеличилось предложение провайдеров облачных сервисов для корпоративных заказчиков. Рынок, продолжая расти в направление малого и среднего бизнеса, предлагает развитые услуги для крупного бизнеса, с учетом их требований по безопасности и финансовым политикам. Среди провайдеров облачных услуг для корпоративных заказчиков стали заметнее крупные мировые производители оборудования и ПО: IBM, Microsoft, HP, Google. Среди их заказчиков можно увидеть как частный бизнес, так и государственные организации в России и за рубежом.
Антон САЛОВ: Из знаковых событий прошедшего года я бы отметил публикацию ряда кейсов крупных облачных внедрений - самым крупным из них, бесспорно, является кейс корпоративной социальной сети DaOffice в ритейле. Клиенты все больше и больше проникаются доверием к новой форме предоставления услуг. Стоит также отметить появление профессиональных облачных объединений, таких как RCCPA, и вручения отраслевых наград за достижения в продвижении облаков.
Подготовила Евгения ВОЛЫНКИНА