Rambler's Top100
Статьи ИКС № 06-07 2013
Александр МИРОНЕНКО  18 июня 2013

Горькое лекарство аудита

Случается, спустя непродолжительное время после ввода дата-центра в эксплуатацию работа его инфраструктуры становится далека от оптимальной. Как выявить источник проблем и устранить их, рассказывает руководитель подразделения профессиональных сервисов IT Business Schneider Electric Александр МИРОНЕНКО.

Александр МИРОНЕНКО руководитель подразделения профессиональных сервисов IT Business Schneider Electric– Какие проблемы чаще всего возникают в работе российских дата-центров?

– Большинство российских ЦОДов построено пять-десять лет назад и даже раньше, когда, в частности, тепловыделение ИТ-нагрузки было заметно ниже, и основные проблемы у них связаны с охлаждением. Причем самая печальная ситуация наблюдается в небольших корпоративных ЦОДах, где до сих пор нередко используется оборудование, для дата-центров не предназначенное (вплоть до бытовых кондиционеров). Кроме того, в дата-центрах зачастую отсутствует система мониторинга изменений (информация об установке нового оборудования, изменении схем и т.п. не вносится должным образом в документацию, а сама документация теряется), и из-за этого могут возникать серьезные угрозы работоспособности ЦОДа.

– Можно ли решить эти проблемы в работающем ЦОДе?

– Что бы ответить на этот вопрос, нужно прежде всего провести внешний аудит инфраструктуры дата-центра. В зарубежных дата-центрах эта процедура уже стала традиционной. Но и в России есть специалисты, способные вскрыть болевые точки и дать конкретные рекомендации владельцам ЦОДов по модернизации и оптимизации работы всех элементов инженерной инфраструктуры.

– В чем состоит процедура аудита дата-центра?

– Аудит, как правило, начинается с жалобы «больного»: например, у него происходят сбои электропитания, не получается охладить до нужной температуры те или иные стойки или оборудование отключается из-за перегрева. Чтобы оценить общий масштаб бедствия, аудитор предлагает цодовладельцу ответить на ряд общих вопросов о его дата-центре (площадь, количество стоек, средняя мощность на стойку и т.п.). Затем он отправляется на место для предварительного обследования, результатом которого становится список инженерных систем ЦОДа, которые нуждаются в обследовании. Сама процедура аудита состоит в том, что на объект выезжают инженеры по электропитанию, охлаждению и архитектуре, устанавливают разнообразное измерительное оборудование и в течение нескольких дней записывают информацию об энергопотреблении стоек, режимах работы кондиционеров и чиллеров, расходе воздуха, распределении температуры и влажности и т.д. Обработка полученных данных занимает около двух недель, и ее итогом является отчет с таблицами, графиками, объяснением источников проблем и, что самое важное, с конкретными рекомендациями по их устранению.

Рекомендации обычно делятся на три группы. В первой содержится список элементарных мер, реализация которых не требует отключения оборудования и может быть выполнена силами заказчика. Как показывает практика, эти простейшие меры позволяют снизить энергопотребление на величину до 10%. Для осуществления второй группы мер (передвинуть стойки, заменить один кондиционер, отрегулировать работу другого и т.п.) нужны частичная остановка работы ЦОДа и определенные инвестиции. Третья группа – это рекомендации по глобальной реконструкции дата-центра, если таковая необходима в данном случае.

– Наверняка аудит такого серьезного объекта, как дата-центр, не обходится без сложностей?

– Главная сложность в том, что в аудите дата-центра заинтересовано фактически только высшее руководство компании, причем в российских условиях этот интерес нередко проявляется лишь после аварии с остановкой ЦОДа. Очень часто службе эксплуатации, по большому счету, все равно, какое у ЦОДа энергопотребление, в оптимальном ли режиме работает инженерное оборудование. Главное, чтобы к службе не было претензий. ИТ-департамент тоже обычно не горит желанием проводить какие-либо модернизации, особенно если они грозят сверхурочными ночными работами. Бывает, что эти подразделения вообще не взаимодействуют друг с другом. и всегда они очень настороженно относятся к внешним аудиторам, от которых ждут всяких неприятностей, вплоть до обвинений в непрофессионализме.

Аудит – операция технологически сложная, небыстрая, но необходимая для понимания, что именно не в порядке в ЦОДе и как это исправить. Он нужен, как горькое лекарство, ведь только взгляд со стороны позволяет получить объективную картину происходящего. Нельзя не отметить, что сегодня все больше руководителей компаний начинают использовать аудит в качестве инструмента для повышения надежности своих ЦОДов.

Беседовала Евгения ВОЛЫНКИНА

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!