Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 08-09 2013 |
Евгения ВОЛЫНКИНА  | 03 сентября 2013 |
Зеленый облачный виноград зреет
Сегмент облачных сервисов в России растет в разы быстрее, чем рынок ИТ-услуг в целом, но пока это эффект низкой стартовой базы.
Хотя российские облачные провайдеры уже говорят об определенном уровне зрелости рынка.
По прогнозам компании IDC, которая в третий раз провела в Москве свою ежегодную конференцию IDC Cloud Leadership Forum 2013, к концу 2016 г. объем всего российского рынка облачных услуг, оказываемых ИТ-компаниями, превысит $460 млн, т.е. он будет расти со средней скоростью порядка 50% в год. Такие темпы развития должны менять не только отношения между игроками рынка, продавцами и покупателями, но и сам способ ведения ИТ-бизнеса. Поэтому облачные технологии, как отметил Александр Прохоров, аналитик IDC Russia/CIS, следует рассматривать как одну из главных составляющих кардинального преобразования ИТ-индустрии. И эти преобразования уже идут: постоянно растет число провайдеров облачных сервисов, эволюционируют формы доставки сервисов, появляются новые виды услуг по их созданию и поддержанию.
Хотя российские облачные провайдеры и говорят об определенной зрелости нашего cloud-рынка, зрелость эта, конечно же, весьма относительна – что видно хотя бы по составу приложений, которые переносят в публичные облака у нас и в США (на американский рынок облачных услуг приходится более половины мирового, тогда как Россия занимает на нем сотые доли процента). Если у нас в 2011 г., по данным IDC, среди приложений, потребляемых по модели SaaS, 48% составляли приложения для совместной работы, 37% приходилось на CRM-приложения, 6% – на системы управления рисками ERM, 5% – на системы управления корпоративной информацией ЕСМ и по 2% – на системы управления цепочками поставок и на инженерные приложения, то в США приложения для совместной работы занимали лишь 24% рынка, впереди были системы CRM (33%) и ERM (27%), а на инженерные приложения приходилось всего 7%. Иными словами, американский рынок уже дозрел до массового использования в облаках бизнес-критичных приложений.
Стимулов для внедрения облачных сервисов у российских ИТ-компаний немало: это поиск новых точек роста для бизнеса в условиях замедления развития традиционных рынков; потребность в новых технологиях; массовое распространение смартфонов и планшетов, которые выступают как тонкие клиенты, требующие хранения данных в облаке; примеры облачных первопроходцев (Google, Amazon, Salesforce и т.д.) и общий запрос бизнеса на более быстрый и экономичный способ доставки ИТ-сервисов. Облачные провайдеры обещают потенциальным потребителям общее снижение затрат на ИТ-поддержку бизнеса, более быстрое предоставление новых продуктов и сервисов, сокращение капитальных и операционных затрат, уменьшение зависимости от ИТ-персонала и т.д.
В России традиционно считается, что за облачными сервисами к провайдерам обращаются главным образом небольшие компании, а крупные решают свои ИТ-проблемы собственными силами. Однако ситуация довольно быстро меняется.
Конечно, крупные компании предпочитают частные облака, но теперь они далеко не всегда создают их в собственном дата-центре, а вместо этого тоже идут к провайдерам. Как рассказал руководитель виртуального дата-центра КРОК Максим Березин, среди 45 нынешних клиентов облака КРОК есть довольно крупные компании с числом сотрудников более 1000 человек, которые уже полностью перевели свой бизнес в облако.
Барьер недоверия к облачным сервисам на рынке пока высок, но технических преград для полного аутсорсинга ИТ-инфраструктуры уже нет. Экономические барьеры для перехода в облака с каждым годом естественным образом снижаются в силу старения ИТ-инфраструктуры компаний. Уровень услуг ИТ-аутсорсинга, несмотря на все особенности его российской версии, за последние годы заметно вырос. Хотя провайдеры признают, что облачная платформа сама по себе не решает всех проблем, но они уже готовы предоставить заказчику дополнительные сервисы, чтобы подстроить облачные решения под его конкретную задачу. Дополнительными стимулами для заказчика должны стать перспективы работы с провайдером в рамках SLA, снижение собственной ответственности за работу ИТ-систем, а также уменьшение финансовых рисков и цены ошибок при реализации ИТ-проектов бизнеса.
Что же касается пресловутого вопроса информационной безопасности, который по-прежнему поднимается при всяком упоминании cloud computing, то решат его не только разработчики систем ИБ (они уже давно говорят о готовности всех необходимых средств защиты данных в облачных средах), но и сама жизнь. Как показывает история, человечество постоянно внедряет опасные технологии – иначе оно до сих пор ходило бы исключительно пешком. Когда выгоды от технологии очевидны, мы готовы рисковать.