Rambler's Top100
Статьи
Александра КРЫЛОВА  09 сентября 2013

Компетентность россиян в области платежных сервисов растет, но медленно

По данным Национального агентства финансовых исследований, 60% жителей нашей страны хорошо знают, что такое кредитная карта, 37% хорошо знаком мобильный банк и 34% - электронный кошелек.

В исследовании НАФИ, проведенном в форме личных формализованных интервью с целью выяснить отношение россиян к дистанционным платежным инструментам, а также оценить уровень их осведомленности о тех или иных способах оплаты, приняли участие 1600 человек в возрасте старше 18 лет из 150 российских городов. Для этого респондентам было предложено ответить на вопрос: «Знаете ли вы или слышите впервые о…?» - выбрав один из трех вариантов: «хорошо знаю об этом», «что-то слышал», «слышу впервые».

Как и следовало ожидать, лучше всего наши соотечественники осведомлены о кредитных картах. Об этом платежном инструменте хорошо знают 60% участников опроса и только 9% признали, что слышат о нем впервые. Заметим, что доля ничего не знающих о кредитных картах респондентов оказалась существенно ниже, чем доля тех, кому не приходилось ничего слышать о картах дебетовых – 21%. Что касается мобильного банка, электронного кошелька, интернет-банка и предоплаченных карт, то в этих случаях ответ «что-то слышал» выбирался чаще. Так, на вопрос о мобильном банке, к  нему прибегли 39% участников опроса, на вопрос об электронном кошельке - 40% и еще 44% признались, что «что-то слышали» об интернет-банке. Доли тех, кто впервые услышал об этих дистанционных платежных сервисах, оказалась в диапазоне от 23% (интернет-банк») до 26% (электронный кошелек).А самым неизвестным россиянам инструментом оплаты оказалась предоплаченная карта. О ней до момента интервью ничего не знали 47% респондентов. 

Гузелия Имаева, генеральный директор НАФИ, отмечает, что знания обо всех существующих способах внести оплату, а тем более понимание их сути, у российских потребителей только формируются и что, в большинстве своем они так и не избавились от «культа наличности». Исключение составляют только молодые потребители в возрасте от 18 до 24 лет, которые не считают наличные самым удобным, безопасным и контролируемым с точки зрения расходов платежным инструментом.

Для изучения спроса на другие способы платежа участникам предложили выбрать из перечня платежных инструментов те, которыми они пользуются. На первом месте по популярности оказалась зарплатная карта, выданная работодателем. Ее используют  43% респондентов, людей в возрасте 25-44 года, проживающие в крупных городах, имеющие высшее образование и занятые в коммерческом секторе. Сходными социально-демографическими характеристиками обладает и группа участников опроса – 26%, использующих кредитную карту. Дебетовая карта, оформленная по личной инициативе, - атрибут жителей Москвы - мужчин с доходами выше средних – 19%.   

К услугам интернет-банка прибегают 17% респондентов – жителей крупных городов в возрасте 25-34 года с доходами выше среднего. Более молодые потребители (18-24 года) у сервиса электронного кошелька – 10%, среди них опять-таки преобладают мужчины с высоким уровнем дохода. Понятно, что интернет-банк и электронные кошельки – инструменты для продвинутых пользователей Сети. Несмотря на то, что крупные банки сегодня предлагают своим клиентам услугу мобильного банкинга, она пока не стала популярной. В ее использовании признались только 3% респондентов. По 2% опрошенных пришлось на пользователей виртуальных карт и предоплаченных карт. И еще 28 (!)% признали, что не пользуются ни одной из всех вышеперечисленных услуг. 

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на высокое проникновение банковских услуг (ими охвачены  77% жителей РФ) и на осведомленность о разнообразных дистанционных платежных сервисах, россияне в возрасте 24 года и старше по-прежнему предпочитают использовать для оплаты наличные и пока еще очень осторожно относятся к таким высокотехнологичным финансовым инструментам, как интернет-банк, мобильный банк, а также к электронным кошелькам и виртуальным картам. А значит, игрокам рынка, которые хотят изменить такое положение дел, можно посоветовать активней заняться продвижением.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!