Rambler's Top100
Статьи ИКС № 10 2013
Александра КРЫЛОВА  14 октября 2013

Ритейлеры расставили ИТ-приоритеты

Обострившаяся конкуренция и конвергенция офлайн- и онлайн-каналов в ритейле требуют новых ИТ-инструментов. Какие из них наиболее востребованы теми, кто отвечает за информатизацию бизнеса розничных сетей?

Далеко не все технологии, которые уже используются ритейлерами за рубежом, перейдут в России из разряда «пилотируемых» в «широко применяющиеся». Так, пока не оправдываются надежды на то, что технология радиочастотной идентификации (RFID) коренным образом изменит бизнес-процессы в розничных сетях и поведение покупателей. За десять лет своего развития она, конечно, стала более совершенной, однако пока не настолько зрелой, чтобы российские розничные сети запланировали ее внедрение для идентификации упаковки на кассе хотя бы в трехлетней перспективе.

Как показала II отраслевая конференция «ИТ в ритейле: новые возможности для успешного бизнеса», причин тому несколько: это проблемы и с точностью определения, и с жизнестойкостью меток RFID, и с их по-прежнему высокой ценой. К тому же, отмечает Герман Алексеев, ИТ-директор «Спортмастера», невозможно полностью исключить ошибки при оклейке товаров метками, они могут отклеиться во время транспортировки или расстановки на полках. «Все равно данные отсканированной радиометки нужно будет сверять», – считает он, а значит, отказаться от услуг человека, внедрив RFID, скорее всего не удастся.

«На мой взгляд, эта технология в большей степени подходит для решения задач логистики: идентификации коробок и палет», – считает Тимур Косенко, CIO розничной сети «Оливье». «Пока метки на товары не начнут клеить сами производители, как они делают сегодня со штрихкодами, – убежден Юрий Сафронов, директор по ИТ компании «Белый ветер цифровой», – применение этой технологии будет экономически нецелесообразным». А поскольку по цене радиометки не выдерживают конкуренции со штрихкодами, пилотные проекты по внедрению RFID в торговых точках (один – в сети «МедиаМаркт», другой – «Магазин будущего», организованный X5 Retail и «Роснано») пока повторять никто не собирается.

Однако при этом все ИТ-руководители согласны с тем, что к внедрению технологии RFID в процесс продаж их склоняет наметившаяся конвергенция офлайн- и онлайн-продаж и растущее проникновение смартфонов, для владельцев которых она позволяет организовать маркетинговые акции.

Эта конвергенция и неизбежный переход к интегрированным (omni-channel) продажам – серьезный вызов для CIO розничных сетей. Согласно результатам опросов потребителей в США и других развитых странах, которые привел Алексей Пронин, менеджер по развитию бизнеса в России и СНГ компании Hybris, более 60% из них убеждены, что ритейлер должен использовать сразу несколько каналов продаж. При этом важно, чтобы предложение в офлайн-магазине, на сайте, в соцсетях и для мобильного приложения было унифицированным, т.е. повсюду продавались одни и те же товары и услуги с одним и тем же качеством. Понятно, что такой подход невозможно реализовать, не имея единого информационного пространства между всеми подразделениями, сквозных бизнес-процессов и возможности анализировать достигнутые результаты.

Компания «Белый ветер цифровой» решила эту задачу путем внедрения ERP-системы и «подчинения» ей всех информационных систем, ранее поддерживавших различные каналы. Появление центрального хранилища данных, к которому через интранет-портал обращаются и сотрудники магазинов, и специалисты бэк-офиса сети, позволило ритейлеру, например, свести расхождение в данных между ними с миллионов до нуля, признается Юрий Сафронов.

Теперь центральный склад, склад интернет-магазина, контакт-центр работают в единой ERP-системе, так что покупатель, придя в салон розничной сети, может выбрать товар не из 3 тыс. наименований в наличии, а из 7–8 тыс. представленных в каталоге точки интернет-продаж и договориться о доставке. Еще можно в рамках программы trade-in с помощью размещенного в интернет-магазине калькулятора оценить свое старое цифровое оборудование, а потом по номеру оценки получить за него деньги в любой торговой точке сети. В многоканальном режиме пока работают 14 магазинов «Белый ветер цифровой», и их количество будет расти.

ERP-приложения остаются на сегодняшний день важнейшим технологическим приоритетом ИТ-ритейла, считает Антон Левиков, директор по ИТ ГК «Новард». По крайней мере, во входящей в группу компаний розничной сети «Эконика» именно программные продукты для формирования учетного и финансового контура – на первом месте в ряду технологических приоритетов. На втором месте – системы автоматизации розничных точек, бюджетного и ассортиментного планирования, на третьем – бизнес-аналитика. Возможность быстро получать отчеты из одного источника и «крутить» данные, по словам А. Левикова, тоже очень важна сегодня для розничных сетей.

Активная работа в сегменте ритейла целого ряда поставщиков BI сделала свое дело. Это подтверждает и составленный Gartner рейтинг технологических приоритетов CIO, в котором BI-системы занимают первую строчку. Как признался один из ИТ-директоров, от этих систем сегодня ждут чуда. Возможно ли оно? По крайней мере, компании, внедрившие у себя подобные решения, отмечают, что спрос бизнес-пользователей на разнообразные отчеты постепенно растет, что они смогли отладить бизнес-процессы и установить прозрачные КPI, а значит, видимая польза от бизнес-аналитики все-таки есть.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!