Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Олег СИМАКОВ  18 ноября 2013

Тектонические сдвиги будут заметны не сразу

За последние несколько лет в деле внедрения информационных технологий в здравоохранение РФ произошли очень серьезные изменения, но сделан пока только почти невидимый широкой публике "нулевой цикл" строительства будущего здания.

Олег Симаков, директор по ИТ, Медицинский информационно-аналитический центр РАМНС 1991 и до 2008 года внедрение ИТ-средств и систем в медицинских организациях (МО) происходило только по инициативе тех их руководителей, которые понимали, что для эффективного управления учреждением необходимо переходить к электронному документообороту в лечебно-диагностическом процессе. При этом основы персонифицированного учета оказанной медицинской помощи внедрялись системно с середины 90-х годов прошлого века силами федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), так как эти сугубо финансовые учреждения просто не могли работать без автоматизированного учета оказанной пациентам медицинской помощи. Поэтому территориальные фонды устанавливали в МО рабочие места и собирали реестры счетов по оказанным услугам. Однако это имело довольно малое отношение к лечебно-диагностическому процессу, никак не влияло на повышение его эффективности со стороны медицинского персонала и не было заметно пациентам.

Поэтому начавшийся в 2008 г. процесс перехода к информатизации отрасли на основе поручений Президента РФ, принятых по итогам заседания президиума Государственного совета РФ 17 июля 2008 г., привел к разработке большого объема соответствующих документов и реализации нескольких первоочередных прикладных информационных систем непосредственно в интересах тогдашнего Минздравсоцразвития России и к разработке в 2010-2011 гг. Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), утвержденной приказом министерства от 28 апреля 2011 г. №364 (первая редакция этого документа появилась на сайте министерства в январе 2010 г.). Принятие Концепции дало возможность регионам приступить к детальному планированию шагов по внедрению технических средств и информационных систем. Защита региональных программ информатизации в Минздравсоцразвитии России и их согласование с Минкомсвязи и Федеральным фондом ОМС началась в октябре 2011 г. и продолжалась почти год, до осени 2012 г. К середине 2013 года в основном (по оценке экспертов - на 85-90%) были выполнены планы по первому этапу оснащения МО техническими средствами и частично реализовано внедрение информационных систем, запланированных в рамках региональных программ.

Необходимо учитывать, что выделенные в рамках программы развития здравоохранения средства на информатизацию, даже с учетом регионального софинансирования, составляют не более 30-33% от необходимых на создание первой очереди ЕГИСЗ. Поэтому можно сказать, что «лед тронулся», но, если учитывать качество реализации первых проектов и реальные итоги их запуска, то можно говорить о том, что пройдено только 20-25% длинного пути полномасштабного создания этой социально значимой глобальной системы. Главная проблема восприятия результатов заключается в том, что эксперты и пользователи системы, а к ним можно отнести пациентов, медицинский персонал и управленцев, пришли к пониманию, что система только на конечном этапе своего построения сможет удовлетворить всех участников процесса. Ведь функции направленные на повышение эффективности лечебно-диагностического процесса и управления медицинскими организациями реализуются разными элементами информационной системы с использованием разных подходов, хотя в основе всего функционала и лежит электронная медицинская карта пациента (ЭМК), которая обеспечивает ведение информации о медицинских манипуляциях, процедурах и назначениях пациенту с фиксацией анамнеза жизни пациента и соответствующих медицинских записей и документов в электронном виде. С одной стороны ее наличие и ведение позволит обеспечить преемственность оказания медицинской помощи, что должно способствовать повышению качества лечения и снижению количества врачебных ошибок, а с другой стороны на ее основе в идеале должна была бы формироваться вся медицинская документация.

Автоматизированное формирование медицинской документации (и ее хранение в электронном виде) при однократном вводе информации должно снизить непроизводительную нагрузку на медицинский персонал на оформление медицинской документации и отчетности и одновременно существенно повысить качество отчетности, поскольку она будет формироваться на основе первичных документов при минимальных ошибках и искажениях. Но сегодня электронный медицинский документооборот не имеет равных юридических прав с бумажным, а формализация единой нормативно-справочной информации на федеральном уровне не реализована в полном объеме. Эти два основных фактора существенно препятствуют промышленной эксплуатации информационных систем, да и в соответствии с региональными программами на этом первом этапе такие системы  внедрены только в небольшой части учреждений, что не позволяет ощутить эффект от этого этапа и медицинскому персоналу, и пациентам.

Однако ряд сервисов внедрен на федеральном уровне и соответственно получил широкое распространение в первичном звене. Уже сегодня виден эффект от довольно часто критикуемой «записи к врачу» через интернет. К сожалению, в проекте мало внимания уделяется разъяснению его деталей широкой общественности, в том числе медицинской. Например, эта самая «запись к врачу» – всего лишь первый шаг к решению глобальной задачи управления ресурсами сети медицинских организаций, что в итоге должно привести к прозрачности планирования и использования этих ресурсов и, соответственно, к практическому доведению объема государственных гарантий до пациентов, исключению случаев создания искусственных очередей и неэффективного использования оборудования и коечного фонда, а также различных видов вымогательств по отношению к пациентам. Поэтому могу констатировать – сделано много, но так как это только первый шаг, а хочется «всего и сразу», то много критики (но как можно оценить «слона по его хоботу»?!).

Поэтому сейчас главное не остановиться, а продолжить работу по внедрению системы в полном объеме, а это значит запланировать следующий шаг на ближайшие три года и понимать, что в лучшем случае мы пройдем только полпути, а всю систему при сохранении нынешнего уровня финансирования и эффективности работ удастся создать не ранее чем к 2022 году. Если мы хотим ускорить этот процесс, то нужно увеличивать финансирование и улучшать управление проектом, и прежде всего на региональном уровне.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!