Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Дмитрий СЕМЁНОВ  13 августа 2020

Синдром ИТ. Тонкости управления медицинским проектом

Информатизация здравоохранения – сфера, требующая от ИТ-команды значительной непрофильной экспертизы и опыта взаимодействия с госструктурами. Что помогает разрабатывать и внедрять сложные аналитические информационные системы и каковы критерии успешности таких проектов?

Информатизация медицинской отрасли развивается в России на глобальном уровне. Например, в рамках федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» предусмотрено создание региональных информационных систем, которые предоставляют врачам агрегированные данные о пациентах со злокачественными новообразованиями. Наша компания разработала такое решение для Санкт-Петербурга и Ленинградской области: оно проводит мониторинг данных, поступающих из всех информационных систем, и выбирает из них только те, что относятся к онкологии. Система показывает актуальную картину маршрутизации пациента – от первого посещения врача до постановки окончательного диагноза и далее.

Agile по контракту

Очевидно, что подавляющее большинство наших заказчиков – государственные учреждения, формат работы с которыми – госзакупки. Важный этап взаимодействия после заключения контракта – выяснение окончательных требований, предоставление уточненного технического задания. Это здравая практика, поскольку в размещенном в системе госзакупок техзадании не всегда учтены все нюансы, а с момента размещения закупки проходит время, за которое требования могут измениться. Конечно, для этого прежде всего необходимо установить контакт с рабочей группой заказчика – в нее входят как ИТ-специалисты, так и врачи: выяснить полные требования, сделать скрининг текущего техзадания, провести установочный разговор с рабочей группой и в итоге сформировать внутренний паспорт проекта.

Несмотря на многочисленные разговоры об Agile, в России мне встречалось не так много команд, в которых гибкая методология разработки использовалась бы в полном объеме. Все дело в том, что Agile – это не панацея, а достаточно требовательный подход к проектному управлению, требовательный в первую очередь к коллективу. Один из его принципов гласит, что над проектом должны работать мотивированные профессионалы. Именно поэтому в нашей команде каждый человек – неотъемлемая составляющая механизма, благодаря чему гибкая методология приносит результат.

Особенности процесса разработки в «ТехЛАБ» во многом связаны со спецификой исполнения государственных контрактов: например, до даты сдачи этапов контракта мы можем планировать релизы, операционные выпуски изменений в продукте по своему усмотрению. Для этого можно использовать систему двухнедельного релизного планирования, но подходить к ней более гибко, чем требует Scrum. Если выясняется, что в ходе спринта заказчику требуются какие-то новые сверхсрочные изменения, то можно не останавливать спринт, а просто внедрить в него новую задачу – нормально, если он продлится дольше, чем было запланировано.

Более того: многие крупные компании затрачивают много ресурсов на соблюдение бюрократических процедур в госконтрактах, поддержку каждого релиза документами, презентациями, звонками. Для нас же важен в первую очередь работающий продукт, мы можем пренебречь некими формальностями, если это необходимо для достижения результата. Однако, как я сказал, жесткие сроки, которые всегда необходимо соблюдать, – это этапы сдачи госконтракта: уточненное техзадание, технический проект, предварительные испытания, финальные приемочные испытания. Каждый из них сопровождается огромным количеством документации, созданием которой занимаются наши технические писатели: они переводят язык разработчиков на язык ГОСТа. Рекомендую всегда внимательно следить за нормативной документацией, законами, оказывающими влияние на игроков в сфере здравоохранения, и в зависимости от их изменения превентивно обновлять функции своих систем.

С коммерческими заказчиками работать, как правило, проще: значительно меньше документации и не всегда требуется готовить ее по ГОСТам. Кроме того, в государственной структуре обычно сложная, запутанная иерархия, и решение актуального вопроса, например, по развертыванию системы, может занять много времени. В бизнес-организациях такого нет, взаимодействие с ними происходит более оперативно.

Команда tech/med-savvy

Грамотное гибкое планирование разработки помогает завершать большинство проектов заранее. В нашей команде, помимо собственно разработчиков, тестировщиков и DevOps-специалистов, есть системные аналитики, UX/UI-дизайнеры и технические писатели. В отдельных ситуациях можем привлекать внештатных специалистов. И, конечно, есть менеджеры медицинских данных – врачи по образованию. Наше преимущество и профессиональная компетенция – медицинская экспертиза, поэтому мы не можем обойтись без специалистов, которые занимались бы проверкой клинических рекомендаций, корректности отображения электронных медицинских карт, вычиткой информационных текстов. Да и все мы, поскольку давно работаем в области информатизации медицины, не боимся говорить на профессиональные медицинские темы. Есть выражение tech-savvy – «технически подкованы», а про нас было бы уместно сказать еще и med-savvy.

В качестве ИТ-инструментов для оптимизации процесса разработки можно использовать JIRA и Confluence. В JIRA удобно контролировать ход задач, реализовывать их непрерывное движение по доске Kanban. Задача изначально попадает к аналитику, либо напрямую – в backlog разработки. После того, как разработчики выполнили ее, идет ревью, и задача возвращается отправителю, который ее принимает или не принимает. Непринятая задача возвращается к разработчикам, принятая проходит этап тестирования, подготовки документации, в том числе release notes, и ждет выполнения других задач, которые в назначенный день попадут в релиз.

В Confluence можно обсуждать область (scope) задач, которые войдут в релиз, на совещаниях-планерках с ИТ-командой и специалистами заказчика: оценивать задачи по количеству часов, которые должны уйти на их реализацию, согласовывать это время с группой разработки. Здесь же мы, например, создаем рабочее пространство со всей необходимой документацией.

Главный критерий успеха

Успешность проекта в нашей области – очень индивидуальная характеристика. Ведь в ней ИТ-компания работает одновременно и с медиками, врачами, лечащими людей, и с чиновниками, которые занимаются организацией процессов здравоохранения. Самая важная задача – найти баланс между ними и добиться, чтобы проект удовлетворял запросы обеих сторон. Для этого необходимо полное погружение в него, тесное общение с рабочей группой, выяснение всех нюансов, умение найти компромисс.

Успешным мы называем тот проект, в результате которого заказчик и пользователи наших сервисов получили действительно полезный продукт и применяют его в своей деятельности. Отдельно можно отметить совместные научные публикации с заказчиками – научно-исследовательскими центрами, которые стали итогом использования разработанного и внедренного программного обеспечения.

Дмитрий Семёнов, руководитель проектов, «ТехЛАБ»

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!