Rambler's Top100
Статьи ИКС № 12 2013
09 декабря 2013

Мы не скрываем цели стать ведущим игроком

Компания DataPro появилась на российском рынке дата-центров совсем недавно, но к категории робких новичков явно не относится. Об амбициозных планах и довольно серьезном заделе для их реализации – генеральный директор DataPro Алексей СОЛДАТОВ.

Алексей СОЛДАТОВ, генеральный директор DataPro – С чего начиналась компания DataPro?

– Компания была официально зарегистрирована в январе 2013 г., т. е. она совсем молодая. Однако сразу хочу подчеркнуть, что специалисты, собравшиеся в DataPro, отнюдь не новички в индустрии дата-центров. Все мы имеем более чем пятилетний опыт работы в крупных компаниях, занимающихся строительством и эксплуатацией ЦОДов, и потому уже знаем, как и с чем их едят. Строительство любого дата-центра начинается с выбора площадки, а она у нас к моменту старта компании уже была – вполне добротное здание склада на территории бывшей ткацкой фабрики в Твери. Мы решили начинать работы там, а параллельно в плане дальнейшего развития подыскивать новые площадки для коммерческих ЦОДов, в первую очередь в Москве.

– Исходя из каких принципов разрабатывался проект дата-центра в Твери?

– Проектировать серверные комнаты на российском рынке умеют очень многие. Число специалистов, способных спроектировать корпоративный ЦОД, существенно меньше, а тех, которые могут проектировать крупные коммерческие дата-центры, совсем мало, на всю Россию наберется буквально три-четыре команды. Коммерческий ЦОД, по нашему убеждению, нужно строить сухо, дешево и надежно – в общем, это некое искусство.

Надо постоянно помнить, что коммерческий дата-центр строится не для удовлетворения пафосных амбиций учредителей, а для зарабатывания денег. Красивое инженерное решение, конечно, будет предметом профессиональной гордости проектировщиков, но коммерческий ЦОД нужно в первую очередь проектировать так, чтобы он был надежен, экономичен (причем не только в строительстве, но и в последующей эксплуатации в течение 5–7 лет), легко масштабируем и во всех отношениях привлекателен для клиентов. Последнее очень важно: коммерческий дата-центр должен иметь нормальную загрузку, иначе это сложно будет назвать полноценным бизнесом. И хотя наш тверской дата-центр по масштабам нельзя отнести к очень крупным (он рассчитан в общей сложности на 400 стоек и подведенную мощность 4,5 МВт), но на нем мы хотели получить определенный опыт строительства успешных в коммерческом отношении дата-центров, проверить возможности команды проектировщиков и нашу способность выдержать нами же установленные сроки работ, а также опробовать схемотехнические решения, которые мы в дальнейшем, возможно, будем применять на наших следующих объектах.

– Можно ли уже подводить итоги этого тестирования?

– Хотя с момента запуска всего проекта под названием DataPro прошло меньше года, уже можно говорить о вполне ощутимых результатах. Команда проектировщиков вполне оправдала наши ожидания. Более того, их квалификацию подтвердила такая известная организация, как Uptime Institute, – проект тверского дата-центра сейчас находится на финальной стадии получения сертификата Tier III Design. В сроки строительства мы тоже укладываемся: 1 октября была запущена в эксплуатацию вся инженерная инфраструктура первой очереди нашего ЦОДа (два машинных зала по 100 стоек в каждом), сейчас заканчиваются отделочные работы и благоустройство территории, так что в ближайшее время планируем начать размещать оборудование клиентов.

– А чем будете заманивать клиентов в Тверь?

– Адекватными ценами и гарантией надежной работы. Немалый вклад в цену услуг вносит стоимость электроэнергии, но для нашего ЦОДа, благодаря собственной газогенераторной станции, тариф на электроэнергию в 2,5 раза ниже, чем в Москве. С инженерным персоналом и ИТ-специалистами, которые должны обеспечивать бесперебойную работу дата-центра, в Твери проблем нет – в городе несколько технических вузов, о квалификации их выпускников говорит хотя бы то, что в Твери базируются не только колл-центры, но и полноценные службы технической поддержки целого ряда крупных серьезных компаний. Добраться из Москвы до Твери – тоже не проблема, поездка на «Сапсане» занимает час плюс 10–15 минут от вокзала до дата-центра. Многие москвичи на дорогу от дома до работы больше времени тратят. Но в первую очередь мы рассчитываем на тверских клиентов (в том числе розничных), на довольно многочисленные федеральные компании, которым по большому счету все равно, где размещать свои ИТ-мощности, а также на заказчиков, которым нужна резервная площадка. Так как мы очень молодая компания и за нашими плечами нет репутации, созданной многолетней надежной работой, то доказывать нашу состоятельность на первых порах будут сертификаты Uptime Insti-tute: сертификат Tier III Design уже на подходе, в 2014 г. начнем процесс сертификации готовой площадки, ну а следующим этапом будет сертификация на операционную устойчивость (Operational Sustainability). Эти бумаги существенно сокращают время непродуктивного общения с потенциальными клиентами.

– Но вы же еще планировали строить дата-центр в Москве?

– И уже реализуем эти планы. Вторую площадку мы официально купили в сентябре этого года. Можно сказать, нам очень повезло: одна крупная компания продавала целый комплекс, где располагались ее офис, склад и учебный центр, т. е. объект находится в очень хорошем состоянии, он не требует глобальной реконструкции, нужно только сделать ремонт крыши. Причем располагается он в очень цивилизованной промышленной зоне (для декораций фильма на тему постапокалипсиса, в отличие от многих других промзон, она явно не подходит), вдали от жилой застройки и к тому же в пешей доступности от метро «Авиамоторная». Сделка шла непросто, у нас были серьезные конкуренты, но мы оказались убедительнее, и сейчас на этом объекте уже идут строительно-монтажные работы. Надеемся, что летом 2014 г. мы запустим серверные залы на первые 400 стоек, а вторая очередь, еще 400 стоек, начнет работу осенью. Проектная подведенная мощность этого ЦОДа – более 20 МВт, в нем на площади в 16 тыс. кв. м планируется установить в общей сложности около 3000 стоек. И проект этого дата-центра, и его реализацию мы тоже будем сертифицировать в Uptime Institute.

– Вы будете использовать в московском ЦОДе технические решения, опробованные на тверском объекте?

– У этих дата-центров одна и та же концепция надежности и один и тот же принцип выбора оборудования и инженерных решений: они должны обеспечивать минимальную совокупную стоимость владения и окупаемость ЦОДа в течение 5–7 лет. Но между ними немало различий. Прежде всего в размерах – московская площадка в семь раз больше тверской. Соответственно, при проектировании московского ЦОДа должен работать эффект масштаба, позволяющий строить более экономичные решения в расчете на одну стойку. Поэтому на новой площадке мы используем не только экономически эффективные, но и энергоэффективные технологии, стимулом к применению которых является более высокая стоимость электроэнергии в Москве по сравнению с ценой электричества для тверского дата-центра.

Вполне допускаю, что наш второй ЦОД может оказаться самым энергоэффективным и «зеленым» российским дата-центром. Например, в нем будет установлена первая в России система воздушного охлаждения EcoBreeze от Schneider Electric. Возможно, что в ней в процессе адиабатического охлаждения будет даже задействована дождевая вода, которая потом будет направляться на полив газонов на территории ЦОДа. Правда, для полного обеспечения системы охлаждения дождевой водой климат в Москве недостаточно влажный, так что без централизованного водоснабжения не обойтись.

– Какие услуги вы будете предлагать заказчикам в своих дата-центрах?

– 70% российского рынка услуг ЦОДов дает традиционный сервис colocation, и для нас он тоже будет основным. Будем предоставлять и услуги telehouse, особенно они актуальны для тверской площадки. По завершении строительства первой очереди московского дата-центра начнем на базе двух ЦОДов предлагать услуги резервирования вычислительных мощностей. Полагаем, что будет спрос и на облачные сервисы, которые планируем в ближайшее время начать разворачивать в Твери, оборудование для этого уже закуплено. Начнем с предоставления простых виртуальных машин, а дальше будем ориентироваться на потребности заказчиков. Какие доли в выручке будут занимать все эти услуги, загадывать пока рано.

– Ну и традиционный вопрос – о дальнейших планах.

– Будем вводить в эксплуатацию новые очереди в нашем московском дата-центре – по 400–500 стоек каждые полгода – и заполнять их оборудованием заказчиков. Будем продолжать строить новые дата-центры. Есть на примете пара площадок в ближайшем замкадье для строительства с нуля ЦОДа емкостью около 2500 стоек. Скорее всего, в конце 2014 г. начнем его проектирование. Есть планы и на более отдаленную перспективу.

По нашим оценкам, несмотря на общие экономические проблемы, рынок услуг дата-центров в московском регионе будет расти со скоростью как минимум 20% в год. Этому есть предпосылки: курс на аренду площадей коммерческих ЦОДов под государственные нужды, развитие интернета вещей, систем видеонаблюдения, систем видеофиксации нарушений правил дорожного движения и многих других приложений, требующих серьезных вычислительных ресурсов. Чтобы удовлетворить спрос, нужно сейчас увеличивать мощности коммерческих ЦОДов примерно на 1500 стоек в год. Мы же поставили перед собой задачу – вводить в эксплуатацию по 1000 стоек в год, т. е. обеспечивать б'ольшую часть роста рынка, и поэтому не скрываем, что собираемся за четыре-пять лет стать ведущим игроком на российском рынке дата-центров.

Беседовала Евгения ВОЛЫНКИНА

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!