Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 05 2014
06 мая 2014

Технологическая платформа m-сommerce

Для того чтобы быть надежным и безопасным для всех участников, процесс совершения мобильных покупок должен быть правильно выстроен и базироваться на прочных основаниях.

«ИКС»: Как бы вы охарактеризовали уровень зрелости современных технологических платформ для мобильной коммерции? Константин АСТАХОВ

Константин АСТАХОВ, руководитель направления портальных и мобильных решений, КРОК: Первые разработки платформ для мобильной коммерции появились еще в 1995 г. – для карманных компьютеров Newton MessagePad. Сегодня существует уже более 20 различных решений, можно говорить о зрелости рынка и спросе на подобные системы. Российская специфика – огромные территории, плохие каналы связи, низкая трудовая дисциплина, «креативность» пользователей «в полях», суровые климатические условия и т.д. – предъявляет высокие требования к функциональности и безопасности мобильных решений. Александр РОМАНОВ


Александр РОМАНОВ, заместитель директора департамента по работе с телеком-компаниями, R-Style: На данный момент имеется большое количество зрелых технологических решений, например NFC. Рынок мобильной коммерции активно развивается, но внедрение таких платформ идет медленно, поскольку требует немалых инвестиций в оборудование и абонентские терминалы. Активно развиваются технологии на базе NFC, например HCE (Host-based Card Emulation), и одновременно с этим появляются альтернативные технологии. Ключевое преимущество HCE для пользователя – возможность взаимодействовать с терминалом без необходимости запускать приложение перед терминалом. Транзакции в этом случае проходят в «незаметном» пользователю режиме.

Андрей ХАРИТОНОВ

Андрей ХАРИТОНОВ, менеджер по развитию бизнеса, Cisco: На мой взгляд, современные мобильные платформы обладают необходимым и достаточным функционалом, который обеспечивает пользователю удобство в получении справочной информации и совершении покупки, а также безопасность платежа и конфиденциальность передаваемых данных. Более того, статистика подразделения Cisco IBSG за 2012 г. свидетельствует о том, что 98% респондентов в возрасте от 22 до 40 лет используют мобильный телефон для совершения покупок через интернет, даже находясь рядом с прилавком в магазине. Такой подход легко объясним: интернет-магазины и электронные торговые площадки могут предложить покупателю более привлекательные цены, так как их операционные затраты на содержание торговых центров, обслуживание и персонал сведены к минимуму, а себестоимость товара при этом не меняется. Вот и получается, что в магазин приходят визуально оценить характеристики будущего приобретения, а покупку выгоднее совершать через интернет с использованием электронных платежных систем. Максим ОПИЛКИН


Максим ОПИЛКИН, руководитель отдела продаж, «Первый БИТ»: В России существует несколько направлений мобильной коммерции, одним уже более 10 лет, другие только зарождаются. Сейчас активно растет рынок автоматизации торговых представителей и мерчандайзеров. Появилось большое количество продуктов, усилилась конкуренция, что привело к снижению цен на их внедрение и владение ими. Даже небольшие компании начинают использовать мобильные технологии в продажах. Кроме того, существенно снизилась цена на мобильные устройства и стоимость интернета. Это также способствует росту рынка.

 

«ИКС»: На какие группы участников каких вертикальных рынков (ритейлеров, электронных платежных систем, банков, операторов связи, независимых сервис-провайдеров) ориентированы платформы мобильной коммерции?

А. РОМАНОВ: Все перечисленные участники для мобильной коммерции ключевые. Согласно последним исследованиям рынка, потребители будут наиболее склонны к услугам, связанным с финансовыми брендами. Это подтверждается опросами, которые показывают, что в качестве самых надежных провайдеров платежей 43% респондентов выбрали банки, затем идут кредитные компании (13%), интернет-провайдеры (9%) и мобильные операторы (6%).

А. ХАРИТОНОВ: Такого рода системы в первую очередь могут заинтересовать представителей розничной торговли, сетевые торговые центры. Трансформация товарно-денежного оборота, повышение интереса к электронным площадкам заставляет предпринимателей изменять существующие подходы и методики работы с покупателем. Важную роль в этом процессе играют беспроводные технологии, так как они позволяют за счет разработки программных продуктов для мобильных платформ обеспечивать интерактивное взаимодействие с пользователем с учетом его местонахождения (интерактивная персонифицированная реклама, персонифицированные скидки, сервисы «найди меня») и пр. Конечно, это служит интересам и конечного пользователя, а не только игроков рынка.

К. АСТАХОВ: Мобильная коммерция востребована во многих отраслях – банки и FMCG, дистрибуция и сервисные услуги (экспресс-почта, скорая помощь, техническое обслуживание и ремонт и пр.). В зависимости от отрасли и потребностей заказчика меняется функционал приложений. Например, в дистрибуции широко применяется функция мобильной торговли и оформления товара на месте. Для банков – это удаленные платежи, аутентификация и т.д.

«ИКС»: Какие задачи в области мобильной коммерции такие технологические платформы решают?

А. ХАРИТОНОВ: Сегодня беспроводные сети – это уже более не среда доступа, но мультисервисная платформа, которая решает множество задач. Во-первых, поиск, локализация и нейтрализация устройств злоумышленников, которые могут использовать сети передачи данных для совершения противоправных действий.

Во-вторых, сбор статистических данных о перемещении клиентов внутри, скажем, торгового центра с помощью механизмов триангуляции. Эта информация может быть полезна и пользователю, и владельцу сетевой инфраструктуры, так как позволяет оценить типовые маршруты покупателей, время местонахождения в определенных точках и при необходимости изменить конфигурацию помещений для оптимизации покупательских потоков и динамического управления стоимостью аренды площадей.

В-третьих, обеспечение интерактивного взаимодействия с клиентом, даже когда он не подключен к беспроводной сети. Современный стандарт 802.11u позволяет рассылать специализированные широковещательные сообщения, которые могут содержать полезную для пользователя информацию: доступные в точке местонахождения пользователя услуги или беспроводные сети, действующие специальные предложения, ссылки на приложения. Например, попав в торговый центр, пользователь получает уведомление, что в сетевом репозитории доступно приложение, разработанное для данного торгового центра. Подключившись к беспроводной сети, пользователь скачивает приложение и использует предлагаемые им функции.

К. АСТАХОВ: Для бизнеса это возможность управлять продажами и маркетингом компании в режиме реального времени.

А. РОМАНОВ: В каждой индустрии технологические платформы выполняют специфические функции. Например, при создании процессинга платежного агрегатора были реализованы открытый интерфейс для расширения партнерской сети, механизм оплаты услуг партнеров с использованием «мобильного кошелька» или счета мобильного телефона, формирование документов для проведения взаиморасчетов между партнерами и источниками средств.

М. ОПИЛКИН: Мобильные решения позволяют, с одной стороны, получить доступ к корпоративной информации через смартфон или планшет, взаимодействовать с клиентами и коллегами в любом месте. С другой стороны, они дают возможность оказывать дополнительный сервис клиентам (курьеры, скажем, могут принимать платежи банковскими картами), обеспечивать быструю передачу и обработку заказов и т.д. Мобильные технологии могут стать и важным конкурентным преимуществом. Например, для одного из наших клиентов мы реализовали контроль за перемещением замерщиков. Если замерщик задерживался у клиента, система сигнализировала об этом, и у координатора оставалось время на исправление ситуации. Это позволило сократить для клиентов окно ожидания в два раза, что существенно повлияло на количество повторных обращений.

«ИКС»: Требуют ли современные мобильные платформы применения дополнительных средств, например, обеспечения безопасности мобильных транзакций? Степан ДЕШЁВЫХ

Степан ДЕШЕВЫХ, старший менеджер по продуктам, "Лаборатория Касперского": Оплата через телефон или планшет – это очень удобно, так как сервис доступен из любой точки и не нужно постоянно вводить одни и те же платежные реквизиты. Но есть и оборотная сторона – эти реквизиты в том или ином виде сохраняются на устройстве, а потому могут стать доступны злоумышленникам. Существует и другая угроза: проникновение на устройство поддельного приложения, которое полностью копирует и замещает собой оригинальное. Скрывая настоящее приложение, это вредоносное ПО запрашивает у пользователя учетные данные, пароли и другую конфиденциальную информацию, которая может быть использована для кражи денег и их перевода на счета злоумышленников. Например, нами было обнаружено поддельное банковское приложение, которое всего за 12 часов исследования попыталось украсть и вывести в общей сложности свыше $15 тыс. Поэтому важно, чтобы системы мобильных платежей обладали инструментами риск-менеджмента как на серверной стороне, так и на стороне конечного пользователя, в приложении для мобильного устройства. Современные технологии позволяют идентифицировать риски и предотвращать нежелательные операции с деньгами, не ухудшая при этом пользовательский опыт конечного потребителя.

М. ОПИЛКИН: Сейчас пользователи хотят работать со своими личными устройствами, поэтому важно обеспечить на смартфонах сохранность корпоративной информации. Для этих целей мы используем различные MDM-системы (mobile-device management). Это позволяет быстро настроить политику безопасности или стереть данные в случае потери или кражи устройства.

К. АСТАХОВ: Во многих компаниях сегодня уже идет вторая-третья волна внедрения платформ для мобильной коммерции, иногда появляется необходимость перестроить ИТ-инфраструктуру, чтобы соответствовать требованиям рынка к безопасности передачи информации, ее сохранности, целостности, контролю за качеством и т.д.

 

«ИКС»: Как вы оцениваете уровень спроса на технологические платформы для мобильной коммерции в России и в мире? Дмитрий ВЬЮНКОВ

Дмитрий ВЬЮНКОВ, руководитель подразделения R&D, «Май Tech»: Мобильная коммерция идет рука об руку с растущим спросом на смартфоны, и вполне естественно, что пользователи все более активно совершают покупки через этот канал. Рост мирового рынка мобильной коммерции будет составлять 42% в год, а российского рынка – 24% в год. Так что спрос на мобильную коммерцию в России пока находится в стадии формирования.

К. АСТАХОВ: В мире происходит колоссальный рост рынка мобильной коммерции – в 2014 г. Goldman Sachs прогнозирует трехкратное увеличение по сравнению с 2012 г. В США в 2013 г. доля m-commerce в интернет-торговле составила 16%.

В России интенсивно растет количество пользователей мобильного интернета, за последние несколько лет – более чем в 20 раз. Однако рынок мобильной коммерции не настолько зрелый, как в Европе и США. Для примера: только 25% крупнейших российских онлайн-ритейлеров имеют мобильные версии сайтов. Обычная же версия грузится на мобильное устройство более 30 с, а скорость загрузки, как известно, непосредственно влияет на продажи. Только 1% всех интернет-магазинов представлен в мобильной версии. Но с каждым годом спрос на платформы для мобильной коммерции будет расти, расширится и функциональность подобных решений.

А. РОМАНОВ: Общий рост доходов от мобильных платежей в 2014 г. будет медленным, но устойчивым, во многом будет определяться законодательством РФ.

 

«ИКС»: Появление каких новых технологий и сценариев их применения может стать драйвером роста числа пользователей мобильной коммерции?

А. РОМАНОВ: Это уже упоминавшаяся технология HCE, а также BLE (Bluetooth low energy), технология, позволяющая использовать преимущества небольшой области покрытия Bluetooth и низкого потребления энергии. Еще один возможный драйвер – скорость появления мобильных приложений для различных устройств (смартфоны, планшеты).

М. ОПИЛКИН: Думаю, что Google glass окажет серьезное влияние на этот рынок, изменится сам подход к взаимодействию с устройствами.

Д. ВЬЮНКОВ: В ближайшие годы мобильная коммерция станет одним из рычагов конкурентной борьбы на финансовом рынке. Уже сейчас формируются новые услуги, которые объединяют в себе технологические, финансовые и маркетинговые инновации. Так что скоро российский рынок ожидает количественный и качественный прогресс как в развитии рынка мобильной коммерции, так и финансовых интернет-услуг. Одним из важных драйверов роста мобильной коммерции станет безопасность платежей. Также важную роль сыграют совершенствование нормативной правовой базы и разработка единых технологических стандартов проведения платежных транзакций. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!