Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 08-09 2014
02 сентября 2014

Михаил СЛОБОДИН. За бизнес с фаном

Полное погружение в работу, будь то блогосфера или «перенастройка» большой компании, умение договариваться с людьми и смеяться над собой – лишь несколько штрихов к портрету Михаила СЛОБОДИНА, генерального директора компании «ВымпелКом» («Билайн»).

Михаил СЛОБОДИН, генеральный директор «ВымпелКом» («Билайн»)Семейные пельмени

Я родился в Североуральске 17 сентября 1972 г. Мой папа – спортсмен, человек с активной жизненной позицией, нацеленный на результат, – в то время был играющим тренером волейбольной команды и потому часто бывал в разъездах. Мама по профессии учитель математики.

Со временем наша семья росла: у меня появились три родных брата, а потом еще две приемных сестры и один приемный брат. Папа к этому времени уже работал начальником цеха на одном из предприятий. Как мне тогда казалось, занимал супердолжность.

По праздникам мы всей семьей делали пельмени: один крутил фарш, другой месил тесто, третий вырезал из него сочни, которые группа товарищей потом лепила. Пельменей получалось много, но съедали мы их все, без остатка, за полтора дня максимум.

Как старший сын я пользовался доверием родителей. Они, к примеру, на несколько дней оставляли меня, девятилетнего, с годовалым братишкой. Я тогда был очень ответственным, и повышенная ответственность остается моей проблемой по сей день. Мама много работала, и все заботы по дому – магазины, готовка – были на мне.

Учиться в школе было интересно и легко, я еще и плаванием шесть лет отзанимался, и четыре года посещал школу искусств.

Школьные сочинения

Окончить общеобразовательную школу с медалью мне помешал конфликт с учителем русского языка и литературы. На дворе стоял 1989 г., в печати стали появляться публикации с критикой истории СССР. Я читал и излагал мысли о прочитанном в школьных сочинениях. А когда учитель сказала, что мои взгляды не укладываются в рамки советской идеологии, я заявил, что сочинений больше писать не буду.

И не написал ни одного, кроме выпускного. В нем я разбирал произведение, посвященное коллективизации. За эту работу получил «четверки» и за содержание, и за грамотность. Причем единственной грамматической ошибкой было использование слова «колхозизация», которое я повторил вслед за автором книги.

Мои университеты

С 1-го курса содержал себя самПоступать я уехал в Екатеринбург в Уральский госуниверситет им. А.М. Горького. Легко набрал на вступительных экзаменах 10 баллов из 10 возможных и стал студентом.

Учился я без труда, де-факто прошел пятилетнее обучение за три года, часть предметов сдавал экстерном, поскольку совмещал учебу с работой. Конечно, у меня была повышенная на 50% стипендия как у круглого отличника, единственного, кстати, на курсе, но так как с первого курса я полностью содержал себя сам, деньги были нелишними.

Самое мое экзотическое место работы в те годы было у экстрасенса. Я отвечал за размещение рекламы, сбор клиентов, их прием и взимание платы. Времена были тяжелые, многие нуждались в помощи, пусть даже «сверхъестественной».

Диплом я делал уже в Североуральске, где устроился на работу на «Севуралбокситруда» (СУБР), предприятие, которое поставляло сырье для выплавки алюминия. В дипломе я анализировал статистические корреляции остатков металла на Лондонской бирже с ценой, а попутно освоил слепой метод печати.

«Взлетная» полоса

На СУБРе я начинал инженером отдела внешних связей, где отвечал за отношения с таможней. Сама таможня была в другом городе и подчинялась более крупной, находившейся в третьем городе. И я, стараясь организовать процесс так, чтобы меньше платить, а оборудования получать быстрее, «нарезал круги» между ними до тех пор, пока мой начальник не порекомендовал меня на должность замначальника в финансовый отдел.

Там состоялся первый проект, которым я горжусь, – автоматизация финансового учета на предприятии на базе Windows. Представляете, в Североуральске в 1993 г. под моим чутким руководством пожилые дамы из финотдела за два месяца перешли на безбумажную технологию! Инструментов воздействия на них у меня было два – жесткий запрет на ведение журналов и удобный, красивый графический интерфейс.

Когда я собрался уходить, акционеры СУБРа предложили мне пост заместителя его генерального директора по экономике и финансам. Искушение остаться было огромным, но я его преодолел. В то время Евгений Ольховик и Виктор Вексельберг уже предложили мне поработать на группу «Ренова» в Екатеринбурге.

С акционерами «Реновы» мы познакомились, когда я отвечал в СУБРе за договорные отношения с этой группой. Алюминиевые заводы в то время расплачивались с нами за боксит своей продукцией, а мы ее продавали, в том числе и «Ренове». Они же рассчитывались с нами не очень аккуратно, и однажды мне пришлось зайти в кабинет к Вексельбергу с вопросом: «А почему вы не платите?». Тот позвонил нашему гендиректору с требованием: «Уберите отсюда Слободина!». Так они меня заметили и предложили переехать сначала в Екатеринбург, а через полгода в Москву – возглавить группу стратегического планирования в новой алюминиевой компании СУАЛ. Дальнейший мой профессиональный рост шел в рамках группы «Ренова».

Мне довелось поработать в энергетике: сначала в «Иркутскэнерго», потом с нуля строить холдинг «Комплексные энергетические системы». Мы делали самую крупную для энергетики частную компанию. И сегодня мне, ее бывшему президенту, иногда кажется, что лучше бы она получилась поменьше. Руководящие должности я занимал и в нефтяной отрасли, фундаментальный принцип бизнеса в которой заключается в получении доступа к ресурсу и его эффективном использовании.

Я учился у сильных людей

Все мое образование – это жизнь. Е. Ольховик научил меня руководствоваться здравым смыслом. Благодаря ему я понял: руководитель крупной компании должен учитывать, что последствия любого его управленческого воздействия могут быть непредсказуемыми, и иметь широкий взгляд на вещи.

Я научился извлекать необходимые знания из книг о бизнесе. Внимательно прочитав 40–50 книг, присовокупив к ним собственный опыт, получаешь пищу для размышлений. Еще структурировать свои и чужие мысли мне очень помогает преподавание, поэтому-то я и занимаюсь независимым проектом школы искусств по бизнесу – New School of Arts.

В открытом рынке

Покидая ТНК-BP, я определил некие рамки, чтобы ограничить область поиска нового места. Я понял, что не хочу работать в индустриях, в которых государство доминирует как собственник, и в тех, которые сильно зарегулированы. А еще мне хотелось попробовать себя на массовом рынке, более конкурентном и динамичном. Поэтому предложение возглавить «ВымпелКом» мне понравилось.

В процессе подготовки я больше месяца провел в «Киевстаре», затем в итальянской «дочке» Vimpelcom Ltd. – Wind и в Амстердаме. Что меня поразило в «ВымпелКоме», так это модель поддержания позиций на рынке, которой пользовалась компания. На первых совещаниях с моим участием слова «клиент», «продукты» вообще не произносились. А ведь забота о клиенте – фундаментальный принцип телеком-бизнеса. Так что я оказался самым клиентоориентированным топ-менеджером «ВымпелКома».

Для большой компании, как для корабля, важно выбрать правильное направление и терпеливо ему следовать. Свой выбор – фокус на создании идеального опыта общения абонентов с «Билайном» мы сделали. Года через два-три мы сможем предложить нашим абонентам такой уровень сервиса, за который они будут осознано и с радостью отдавать свои деньги.


Б Л И Ц  

– Что для вас важней – результат или процесс?

– Я работаю на результат, но считаю, что в процессе его достижения мы должны получать удовольствие. Нельзя все время, особенно в большой организации, приходить к результату через боль или через перенапряжение.

– С какими людьми вам нравится работать?

– Во-первых, с теми, кому интересно их дело, без интереса смысл работы теряется. Во-вторых, с людьми, разбирающимися в вопросе. В-третьих, они должны любить людей. Со мной работают менеджеры достаточно высокого уровня, а людьми невозможно управлять, если ты к ним плохо относишься.

– Как вы относитесь к тем, кто высказывает иное, чем у вас, мнение?

– Люди, которые могут сказать «нет», «не прав», предложить другую систему координат, должны быть в компании как противовес любому руководителю: они помогают ему не терять связь с реальностью.

– Вы активный блогер. Зачем?

– Это серьезная нагрузка, эмоциональная, и временная, потому что я привык вкладываться в то, что делаю. Но зато соцмедиа быстро дают обратную связь. Если у компании руководитель думающий, интересный, с фаном, то и она сама должна быть интересной.

– Какие задачи вы поставили перед собой на ближайшее будущее?

– Первое. Хочется совершить с «Билайном» прорыв, подготовить для рынка бомбу. За три года это надо сделать.

Второе – я хочу быть счастлив в семье. Мне не надо большего, пусть будет все, что есть, потому что это мне очень нравится. И чтобы у детей все было хорошо. Старшие дети выросли хорошими людьми, учатся в Англии, младшему пока три года, и у него все впереди.


Записала Александра КРЫЛОВА

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!