Rambler's Top100
Статьи ИКС № 08-09 2014
Сергей МАЙКОВ  02 сентября 2014

Эксплуатацию – в авангард!

Чем раньше начнут работу эксплуатационщики, тем меньше ошибок будет сделано при реализации проекта и тем проще будет эксплуатировать будущий дата-центр.

Сергей МАЙКОВ, главный инженер-директор эксплуатации инженерных систем, Сбербанк РоссииКак показывает практика, команду службы эксплуатации будущего дата-центра, особенно крупного, нужно формировать еще на первых этапах проектирования этого объекта, и начинать нужно с ключевых специалистов – главного энергетика, главного механика и главного инженера по системам мониторинга и диспетчеризации. Именно эти специалисты должны сопровождать весь процесс проектирования и строительства дата-центра.

На этапе проектирования их основная задача состоит в том, чтобы не допустить совершения проектировщиками крупных ошибок при выборе схем построения инженерных систем, мест размещения, трасс, мощности и типа оборудования, а на этапе строительства объекта они должны следить за выполнением требований, предъявляемых к помещениям инженерных систем, качеством монтажа всего инженерного оборудования, правильностью прокладки кабельных трасс, трубопроводов и т.п., настройкой и отладкой всех систем. Они должны сопровождать все пусконаладочные работы, участвовать в приемо-сдаточных испытаниях и в приемке объекта в эксплуатацию. Кроме того, к этапу пусконаладочных работ должен быть сформирован и, по возможности, укомплектован штат службы эксплуатации дата-центра по всем направлениям ее работы, чтобы к моменту запуска объекта в эксплуатацию была создана команда, которая будет готова на высоком уровне эксплуатировать дата-центр после сдачи его в эксплуатацию.

Конечно, проектирование и строительство дата-центра, особенно крупного, дело довольно длительное, и может показаться, что включение в штат ключевых специалистов службы эксплуатации с немалыми зарплатами на ранних этапах создания дата-центра не вполне оправданно. Однако, если владелец будущего дата-центра хочет, чтобы он был построен в полном соответствии с проектом и с высоким качеством, ему так или иначе будет нужен некий квалифицированный контролирующий орган. Это могут быть либо внешняя специализированная организация, либо собственные будущие эксплуатационщики. Понятно, что контракт с внешней компанией обойдется гораздо дороже, чем внутренний контроль. Кроме того, у «своих» есть очень мощный нематериальный стимул для качественного сопровождения проекта: им потом нужно будет обеспечивать бесперебойную работу построенного дата-центра, так что в их же интересах обеспечить качественное сопровождение работ, проверить все устанавливаемое оборудование, качество монтажа, наладки и т.п., ведь иногда даже самые передовые и дорогостоящие системы преподносят сюрпризы из-за неправильной установки либо монтажа.

Состав службы эксплуатации, конечно, сильно зависит от размера дата-центра. В маленьком дата-центре с несколькими десятками стоек численность персонала должна быть минимальной. В таких дата-центрах обычно устанавливается инженерное оборудование, ориентированное на массовый рынок, поэтому каждый специалист службы эксплуатации может обслуживать широкий круг систем (за исключением тех, которые требуют привлечения специализированных сервисных организаций). Специалистов для эксплуатации типового оборудования в принципе найти сейчас несложно. В крупных дата-центрах (в качестве примера можно привести МегаЦОД Сбербанка), которые строятся по индивидуальному проекту, часто используется если не уникальные, то достаточно редко встречающиеся системы, и тут уж не приходится говорить ни о какой универсальности. Здесь нужны узкие специалисты по системам холодоснабжения, энергосистемам высокого, среднего и низкого напряжения, системам гарантированного и бесперебойного электроснабжения  и т.д., способные работать с нетиповыми системами, что делает задачу поиска квалифицированных кадров очень сложной.

Мы, например, пошли по пути привлечения специалистов, имеющих опыт эксплуатации систем, аналогичных тем, которые установлены в нашем ЦОДе. В ходе строительства ЦОДа эти специалисты одновременно занимались и сопровождением монтажа и наладки оборудования, и изучением документации, особенностей его работы и эксплуатации. В процессе ввода оборудования в эксплуатацию для обучения сотрудников ЦОДа, конечно же, привлекались специалисты производителей оборудования. Так что к моменту ввода дата-центра в эксплуатацию у нас уже были подготовлены собственные квалифицированные кадры, способные обеспечивать работоспособность имеющегося оборудования с необходимой надежностью в любых условиях.

После запуска ЦОДа в эксплуатацию важнейшим элементом работы стала подготовка инженерного персонала и сотрудников  дежурных смен к действиям в аварийных ситуациях. С этой целью ежемесячно проводятся тренировки по действиям в аварийных ситуациях с привлечением персонала всех дежурных смен. Во время таких тренировок одновременно с обучением проверяется отказоустойчивость различных систем на соответствие заложенным требованиям. После каждой такой тренировки обязательно следует подробный разбор действий всех сотрудников службы эксплуатации, по результатам которого каждому участнику выставляется оценка его действий и, в случае необходимости, организуются дополнительные занятия для всей команды или для отдельных ее участников. Никакого более эффективного средства поддержания высокого уровня квалификации персонала, кроме тренировок на реальном оборудовании, на сегодняшний день не существует.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!