Rambler's Top100
Статьи
16 сентября 2014

В.СКОРОБОГАТОВ: Проектировщики знакомы с эксплуатацией и монтажом оборудования только понаслышке

Человеку свойственно ошибаться. К сожалению, ошибки при проектировании и строительстве дата-центров могут очень дорого обойтись при его эксплуатации.

Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №8-9`2014, «ЦОД. Премудрости эксплуатации». Часть VI.

? ИКС: С чем связано большинство проблем при эксплуатации? Каковы типичные ошибки при проектировании и строительстве дата-центра, влияющие на его последующую эксплуатацию? Владимир СКОРОБОГАТОВ

Владимир СКОРОБОГАТОВ, технический директор, DataPro: К сожалению, люди, занимающиеся проектированием, знакомы с эксплуатацией и монтажом оборудования только понаслышке, отсюда - неудобство монтажа в процессе строительства и дальнейшего обслуживания оборудования, сложная замена элементов инженерных систем. Безупречно функционирующая на бумаге сложная система в реальности при аварии оборудования может не сработать, поэтому всегда нужно стремиться к упрощению инженерных систем. Дмитрий МОРОЗОВ

 

Дмитрий МОРОЗОВ, ведущий системный инженер, ГК CUSTIS: Типичная ошибка при проектировании и строительстве ЦОДа — отсутствие долгосрочного планирования эксплуатации. В первую очередь речь идет об отсутствии масштабируемости: чаще всего возникают проблемы нехватки электропитания, кондиционирования, отсутствия свободных площадей в ЦОДе. Также операторы дата-центров регулярно сталкиваются с прекращением поддержки оборудования производителем. Избежать таких проблем поможет основанная на статистике стратегия эксплуатации ЦОДа на несколько лет вперед (как минимум на время жизни оборудования). Гай ВИЛНЕР

 

Гай ВИЛНЕР, соучредитель и главный исполнительный директор, IXcellerate: Одна из самых распространенных проблем – пренебрежение технологическими регламентами или их отсутствие. Вы можете построить дата-центр уровня Tier IV, но если у вас нет реально действующих политик и правил его эксплуатации, то надежно работать он не будет. Это все равно что дать покататься на Lamborghini 12-летнему ребенку. Четкое выполнение технологических регламентов жизненно важно для бесперебойного функционирования ЦОДа. Каждый сотрудник должен знать свою роль и свои функции, а все процедуры, от уборки помещений до действий в  нештатных ситуациях, следует задокументировать, и эта документация должна быть доступна персоналу.

 

Игорь ЛЕПСКИЙИгорь ЛЕПСКИЙ, директор департамента продаж сервиса и аутсорсинга, «Открытые Технологии»: Ошибки бывают у всех. Если верить статистике, большинство отказов в ЦОДе (около 70%) связано с человеческим фактором, т.е. с действиями служб эксплуатации. Правда, методы минимизации ошибок служб эксплуатации хорошо известны и лежат в области качественных регламентов, квалифицированного персонала и грамотно прописанных SLA, а вот ошибки проектирования и строительства устранить гораздо сложнее, а зачастую и просто невозможно.

Основные проблемы при проектировании и строительстве ЦОД всегда возникают на первоначальном этапе при оценке необходимых параметров энергоснабжения и теплоотвода, требуемых площадей и прогнозирования будущего масштабирования. Не раз случалось, что неоправданный оптимизм и нарушение стандартов в угоду желанию снизить инвестиции на этом этапе приводили к невозможности реализации в конечном итоге полного функционала, под который планировался  ЦОД. В результате электроснабжения не хватало для питания необходимого оборудования, климатические параметры не обеспечивались, что зачастую усугублялось еще и слишком большой плотностью размещения активного оборудования. Все это вместе существенно снижало параметры отказоустойчивости. В основном эти ошибки проявлялись при попытке проектирования собственных ЦОД с помощью внутренних ресурсов. Эксплуатация таких ЦОД превращалась в настоящую проблему, решение которой либо было невозможно, либо требовало очень больших затрат на исправление ошибок проектирования и строительства. Алексей ТАРАКИН

 

Алексей ТАРАКИН, начальник отдела инженерного обеспечения и эксплуатации сервисного центра, ВТБ24: Одна из основных проблем эксплуатации, на мой взгляд, – это наш российский менталитет, нелюбовь к дисциплине и методичности, основе успешной эксплуатации. В России все «классические» методы мотивации персонала не дают результата, он не работает должным образом. Что с этим делать? Необходимо изменить коллективное мышление – сделать его таким же, как в передовых зарубежных компаниях. Другими словами, чтобы российский работник начал хорошо работать, надо создать такое коллективное мышление, при котором невозможно работать плохо. Дмитрий ГУЛЯЕВ

 

Дмитрий ГУЛЯЕВ, руководитель по развитию бизнеса, системы ЦОД департамента MCIS, Delta Electronics: 70% упоминаемых в специальной литературе ошибок, связанных с проявлением человеческого фактора, относятся ко всем перечисленным проблемам. При этом, если ошибка допущена на ранней стадии, как правило, ее исправление оказывается более трудоемким и дорогостоящим. Также существует проблема неправильного резервирования электропитания, когда дата-центр выступает не единым энергетическим комплексом, а «набором» мощностей отдельных его компонентов. Это приводит к перегрузкам и не способствует экономии энергоресурсов. Екатерина ОГАНЕСЯН

 


Екатерина ОГАНЕСЯН, консультант по СКС и ЦОД, сертифицированный инструктор Siemon, ICS Group, ЮНИТ МАРК ПРО: Если ошиблись или просто чего-то не знали проектировщики – тогда ошибки всех остальных на более поздних этапах неизбежны. Первейшая проблема в знаниях проектировщиков – им надо учиться, учиться и учиться. Вторая проблема – организационно-техническая: на начальном этапе создания ЦОД закладываются средние, ориентировочные параметры, которые на практике никогда не реализуются. Окна оптимальных режимов работы оборудования не безграничны, а закладка гибкости в проект требует дополнительных расходов, на которые готов пойти не всякий.

Геннадий ДУНАЕВ 

Геннадий ДУНАЕВ, руководитель службы эксплуатации ЦОДа, «ТрастИнфо»: Трудно ждать успеха, если нарушены «прописные истины» проектирования помещения с учетом перераспределения потоков холодного и горячего воздуха или выбора поставщика качественной СКС. Если не соблюдены базовые требования к построению ЦОД, о какой беспроблемной эксплуатации можно говорить в дальнейшем?

Если этих ошибок удалось избежать на этапе строительства (кстати, это достаточно редкая ситуация), для дальнейшей безотказной и эффективной работы ЦОД предстоит разработать комплекс мероприятий по технической эксплуатации. Это и техобслуживание оборудования, и мониторинг, нормы и правила ввода нового оборудования в эксплуатацию, сбор и анализ информации о надежности, обязательный гарантийный надзор. Все работы должны производиться в соответствии с утвержденным план-графиком, их объем и периодичность указываются в технологических картах. Виктор ДУРЫГИН

 

Виктор ДУРЫГИН, заместитель директора по ИТ, МГТС: Типичная ошибка на первоначальном этапе - некорректное проектирование ЦОД. Как показывает практика, успех строительства центра напрямую зависит от проработки технического задания. Привлечение специализированных предприятий на стадии разработки технического задания позволит предусмотреть сотни параметров и предотвратить ошибки в проектировании, которые могут обернуться многомиллионными убытками или неоправданными затратами.

Подготовила Евгения Волынкина

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!