Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2014
Леонид БАРАНОВ  11 ноября 2014

Информатизация = кадры + стандартизация

Информатизация медицины – достаточно широко трактуемое понятие, требующее уточнения в каждой конкретной ситуации. 

Леонид Баранов, начальник отделения АИС, Главный клинический госпиталь МВД России

Изначально это было решением актуальных информационных задач под контролем Министерства здравоохранения. С наступлением эры персональных компьютеров информатизация обернулась компьютеризацией, т.е. в первую очередь насыщением лечебных учреждений компьютерами и подготовкой документов в электронном виде. К настоящему времени задача насыщения уже потеряла былую остроту, и под информатизацией (в общем) понимают создание информационных систем или информационных сервисов. Надо сказать, что компьютеризация была самой конкретной стадией информатизации, в ней все понятно: не было компьютера – есть компьютер. С сервисами, информационными системами гораздо сложнее: встают проблемы их реальной востребованности, сложности адаптации, успешности реализации и пр. Как бы там ни было, между этими крайними точками – компьютеризацией и предоставлением сервисов – располагается множество промежуточных состояний, которые тоже можно отнести к информатизации. В связи с этим на первый план выходят стандартизация и классификация разрабатываемых и уже используемых решений.

Необходимо также отметить, что решение любых поставленных задач должно неизбежно опираться на соответствующие кадры.

Официальный документ Минздрава, описывающий порядок решения информационных задач, определяющий основные пути взаимодействия и, что очень важно, кадровую базу, датируется 1987 г. (приказ Минздрава СССР №920 от 30.07.1987 «Об утверждении положения об отделе Автоматизированных систем управления (Вычислительном центре) учреждения здравоохранения»), так что руководствоваться им для создания современных ИС довольно сложно. Проблемами стандартизации базовых элементов ИС сейчас целенаправленно занимается ЦНИИОИЗ. Но вот стандартизацию круга выполняемых задач для конкретного (по специализации) медицинского учреждения хотелось бы провести на самом высоком уровне. Остается надеяться, что все же будет создан новый нормативный документ Минздрава, соответствующий нынешним реалиям. Даже если Минздрав намерен взять жесткий курс на использование аутсорсинга в ИТ-обслуживании медицинского учреждения, аутсорсинг тоже должен иметь некую законодательную базу, чтобы предоставить необходимые ресурсы.

Компьютеризация медицины дала огромный импульс к созданию программных продуктов как на местах, так и в компаниях, избравших соответствующую специализацию. Классификацией таких продуктов фактически занялось само профессиональное сообщество. В качестве классификатора можно привести каталог медицинских ИС, который уже не первый год выпускает Ассоциация развития медицинских информационных технологий (АРМИТ). Рубрики и разделы этого каталога, по сути, представляют собой классификацию информационных систем, программных продуктов, которую создает сама жизнь.

Таким образом, идут два процесса: классификация ИТ-решений снизу порождает стандартизацию, регулируемую рынком, а ожидаемая стандартизация сверху должна дать свою версию классификации информационных продуктов, выпущенных на ее базе. В месте встречи этих процессов должна быть та самая золотая середина, которая, по идее, должна придать новый, качественный импульс дальнейшему развитию процесса информатизации медицины.

Прототип этой золотой середины можно увидеть сейчас в некоторых крупных частных клиниках, где специалисты ИТ-отделов являются не «вспомогательным персоналом», а полноправными участниками лечебного процесса.  икс

 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Региональная информатизация