Rambler's Top100
Статьи ИКС № 12 2014
Андрей ГИДАСПОВ  08 декабря 2014

Как убедить ангелов, или Секреты ангельских инвестиций

Даже если у вас идея на миллиард (миллион сегодня уже не котируется!), наверное, не стоит спрашивать, какова основная задача молодых технологических компаний. И так все ясно – нужно искать финансирование!

Андрей Гидаспов, международный бизнес-консультант

Где он, этот ларчик с заветным инвестиционным пакетом и как убедить искушенного ангела-инвестора, обрести своего бизнес-ангела? Это задача не из простых. Тем не менее, если вы уже истощили все внутренние резервы финансирования, включая родительский кошелек, всевозможных близких и дальних родственников, не говоря уже о личных сбережениях и любимых банках, то бизнес-ангелы – ваша лучшая возможность найти нужный капитал.

По мнению Джона Мэя и Кала Симмонса, авторов бестселлера «Каждому бизнесу нужен свой ангел» (John May, Cal Simmons. Every Business Needs an Angel: Getting the Money You Need to Make Your Business Grow.//N.-Y.: Crown Business), любой владелец стартапа просто обязан обратить свой взгляд в сторону трехмиллионной армии ангельских инвесторов (в США), готовых сделать инвестиции в пределах $100 тыс. – 1 млн. Мэй и Симмонс, создатели Dinner Club, одного из самых успешных ангельских клубов в столице Соединенных Штатов, советуют отнестись к поиску своего ангела очень серьезно. Ведь во многом это «парное катание», где каждая пара «стартап – ангел» танцует свое танго.

Для того чтобы лучше понять, «где же у них эта кнопка», следует разобраться, что происходит за дверями ангельских клубов, как принимаются решения и какие партии выигрышные.

 ОТ БРОДВЕЯ К КРЕМНИЕВОЙ ДОЛИНЕ

По информации Центра венчурных исследований, около 40% ангельских инвестиций в Северной Америке сосредоточено сегодня в Кремниевой долине. Хотя зародилось движение ангелов на восточном побережье США, точнее, в Нью-Йорке. Интересно, что первые бизнес-ангелы появились в театральной среде. В середине 70-х меценаты Бродвея начали активно поддерживать продюсеров популярных постановок и фактически были единственными спонсорами этой театральной ниши. Сам термин «бизнес-ангел» был изобретен профессором Университета Нью-Гэмпшира, Уильямом Ветцелем.

Согласно отчету PWC, в течение 2010 г. сообщество бизнес-ангелов инвестировало $23,26 млрд в 61,9 тыс. компаний.

Источник: www.keiretsuforum.com/keiretsu-news/the-new-asset-class-angel-investing/ 

От клуба ангелов к ангельскому движению

В 1997 г. Джон Мэй создал New Vantage Group (NVG), компанию, которая в скором времени стала лидером ангельского движения в США. За плечами Мэя богатый опыт ангельских инвестиций, активная издательская деятельность и сотрудничество с крупнейшими фондами поддержки предпринимательства. Мэй внес весомый вклад в организацию Ассоциации ангельского капитала, издал несколько бестселлеров и оказал поддержку Фонду Кауффмана.

В 1998 г. New Vantage Group организовала свой первый членский клуб Dinner Club, в котором каждый член может оказывать влияние на правила членства, определять направления инвестиций, формат встреч и анализ инвестируемых компаний.

Фактически Dinner Club открыл новую эпоху – теперь инвесторы должны платить за то, чтобы стать членами клуба бизнес-ангелов, который управляется профессиональной командой. Dinner Club быстро завоевал популярность, и количество желающих превысило его возможности. В течение нескольких месяцев число членов клуба достигло 60 человек. На волне такого активного интереса к структурированным ангельским клубам NVG организовала еще два клуба – eMedia Club в 1999 г. и Washington Dinner Club в 2000 г. Каждый клуб объединил более 75 членов.

С 2002 по 2004 гг. NVG вместе с Фондом Кауффмана сформировала новую ассоциацию, которая впоследствии стала Ассоциацией ангельского капитала. Одновременно NVG заключила альянс с Институтом Баттена при Дарденской школе бизнеса по работе над несколькими исследовательскими проектами, посвященным ангельским инвестициям.

В 2003 г. NVG запустила новую группу, Active Angels Investors, которая инвестировала в 29 компаний. В 2008 г. NVG организовала свою пятую группу ангельских инвесторов, D’Arch Angels, специализирующуюся на технологических стартапах в оборонной индустрии. В 2012 г. ААI слилась с группой New Dominion Angels. Тем самым фактически создалась крупнейшая ангельская сеть, которая функционирует на клубной основе в регионе Северная Вирджиния.

КТО ТАКИЕ БИЗНЕС-АНГЕЛЫ?

  • Бизнес-ангел использует свои личные свободные финансовые средства, а также предпринимательский или профессиональный опыт для инвестирования в перспективные компании на ранней стадии развития.
  • Бизнес-ангелы могут осуществлять инвестиции самостоятельно или в рамках группы (синдиката).
  • Бизнес-ангелы предоставляют финансирование в обмен на пакет акций в новой компании. При этом частный инвестор делится с командой стартапа своим опытом в сфере управления бизнесом, участвует в принятии ключевых решений для развития стартапа.
  • Отдача бизнес-ангела – не только высокий процент возврата прибыли от инвестиций в случае успеха компании, но и моральное удовлетворение от участия в «выращивании» инноваций, которые двигают мир вперед и позволяют людям жить немного лучше.

Источник: Национальное содружество бизнес-ангелов 

NVG также играет активную роль в выдвижении глобальных инициатив по поддержке ангельских инвестиций. Так, в 2006 г. благодаря новому партнерству с Focus Enterprises и рядом британских инвесторов NVG вышла на британский рынок и стала партнером лондонской компании Seraphim Capital. Seraphim фокусируется на быстрорастущих инновационных компаниях в Великобритании, которые стремятся проникнуть на американские рынки. С 2007 г. NVG работает с Европейской сетью бизнес-ангелов и американской Ассоциацией ангельского капитала, создавая вместе с ними Всемирную ассоциацию бизнес-ангелов.

За дверями Вашингтонского клуба

Сегодня Washington Dinner Club насчитывает свыше 75 бизнес-ангелов, основная миссия которых – предоставлять инвестиции стартап-компаниям на «посевной» стадии.

Кроме того, члены клуба являются активными менторами инвестируемых компаний. Клуб фокусируется на инвестициях в стартапы в сфере ИКТ, биотехнологии, технологии радиочастотной идентификации (RFID), производства, недвижимости и программного обеспечения. Концепция клуба проста и эффективна: финансовые активы, безусловно, могут помочь компании в достижении обозначенных целей, но лишь четкая и систематическая менторская поддержка может обеспечить превращение стартапа в успешное глобальное предприятие.

Члены клуба – серийные предприниматели с достаточными знаниями в самых разнообразных областях ангельского финансирования, от стратегии развития бизнеса до анализа и нетворкинга. Они затрачивают значительное время и усилия на организацию всевозможных встреч между инвесторами и стартапами, а также участвуют в работе комитетов по отбору претендентов.

Члены клуба помогают стартапам с начального этапа развития до получения финансирования и IPO. Инвесторам, которые желают присоединиться к группе, необходимо выполнить формальности и получить одобрение клуба.

СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ МОЛОДЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ

Составьте список потенциальных инвесторов,

основательно изучив ресурсы Mine AngelList и CrunchBase. Такой совет дает Натан БЕКОРД, основатель и президент Foundersuite, калифорнийской компании, которая создала серию программных инструментов для запуска, управления и расширения бизнеса для предпринимателей. Натан – большой фанат AngelList, источника, предоставляющего обширную платформу для поиска ангельских инвестиций. Он рекомендует начать с поиска: на главной странице найдите категорию “People” и используйте ключевое слово “Role”, чтобы подобрать подходящий тип инвестора. Далее спуститесь к категории “Markets” и включите нужный вам сектор (SaaS, e-commerce, Digital Media). Скопируйте имена инвесторов в свою базу данных.

Или же вы можете последовать

совету Дэна МАРТЕЛЛА, создателя Clarity – площадки, которая дает предпринимателям возможность проконсультироваться у более чем 30 тыс. экспертов из разных отраслей. Дэн утверждает, что «прежде всего необходимо найти другие стартапы, которые уже “подняли” капитал, и спросить их, как они это сделали». Он предлагает, во-первых, создать список аналогичных компаний, успешно прошедших этап фандрейзинга. Во-вторых, написать напрямую создателям этих стартапов по электронной почте и попросить их совета. И наконец, если вы почувствуете, что достигли с ними взаимопонимания, попробуйте узнать, кто их инвесторы и есть ли возможность познакомить с этими инвесторами вас.

Два-в-одном

Ричард ГУДРАН, коммерческий директор RaceYourself, компании которая выпускает платформы развивающих игр на основе дополненной реальности, рекомендует еще более тонкий подход. По его мнению, самый лучший способ «пройти в дамки» – это попросить вашего рекомендателя, который собирается представить вас своему инвестору, переслать тому ваш запрос напрямую, чтобы он смог сразу сказать, интересно ли ему вообще тратить время на подобный стартап. Такой способ фактически снимает всю «ответственность» с вашего благодетеля и предлагает инвестору сразу без лишних эмоций и обязательств дать ответ.

«У меня горит!», или Как можно надавить на инвестора

Этот совет дал выпускник программы венчурного фонда Y Combinator Шехзада ДАРЕДИИ, который успешно завершил инвестиционный раунд для стартапа bop.fm, агрегирующего несколько популярных музыкальных интернет-сервисов. Так, Даредии использует метод «позитивного давления» и создания ситуации, в которой вы намекаете инвестору, что у него, возможно, не получится поддержать ваш проект ввиду жестких временных рамок. Даредии рассказал о занятном случае, когда инвесторы буквально догнали его на парковке и предложили миллион: «Вам будет достаточно?». 

Авторы книги «Каждому бизнесу нужен свой ангел» рекомендуют

Успех ангельских инвестиций – в масштабном расширении профессиональных связей и сочетаемости предпринимателя и его ангела. Сделайте все, что в ваших силах, чтобы создать хорошую профессиональную сеть, и посещайте как можно больше конференций для расширения круга знакомств.

Смотрите за каждой деталью – от того, как Вы одеты до манеры презентации. В процессе убеждения инвестора важно все.

Сделайте все возможное, чтобы вами заинтересовались как можно больше инвесторов «с именем», – любой ангел будет рад услышать, что ваш продукт уже оценен коллегами по цеху.

Ангелы предпочитают инвестировать в профессиональных менеджеров, имеющих за плечами значительный опыт. Но это не значит, что вам скажут «нет», если вы такого опыта не имеете. Важен ваш подход к делу – готовы ли вы учиться у ментора? Есть ли у вас хорошая команда?

Очень важно показать ваш энтузиазм и готовность работать с ангелом, если у того возникнут рекомендации или вопросы. Ведь сложно угадать «правильное» время, когда та или иная группа ангелов будет готова инвестировать в вас. Ваше энергичное стремление всегда будет оценено.

Ключевым фактором успеха является установление персонального доверия между инвестором и предпринимателем. Если у кого-то из дуэта доверия нет, лучше отказаться от такой комбинации.

Лучшим подходом будет не искать сразу ангелов в вашей сфере, а попытаться сначала найти лидеров бизнеса в вашем секторе и попросить их порекомендовать знакомых ангелов. 

Как это работает?

Стартапам предлагается заполнить в режиме онлайн краткую форму, которая будет оцениваться специальным отборочным комитетом клуба. Авторы предложений, прошедших первичный отбор, презентуют свои бизнес-планы группе членов клуба.

Если инвесторы проявляют к конкретному стартапу значительный интерес, то следующим этапом является due diligence, т.е. подробный анализ стартапа, в котором инвестор досконально исследует бизнес стартапа и компетенцию его команды. Как правило, этот процесс занимает 6 – 12 недель и включает персональные интервью, исследование продукта или услуг, а также анализ рынка.

Размер инвестиций обычно варьируются от $500 тыс. до $1 млн в зависимости от квалификации и возможностей стартапа. В случае если какая-то конкретная компания нуждается в инвестициях свыше $1 млн, то группа бизнес-ангелов может объединить усилия с другими ангельскими группами, венчурными фирмами для синдикации инвестиций. С этой целью клуб формирует сети с финансовыми группами для дальнейшей поддержки портфельных компаний (portfolio companies) в доступе к ресурсам и поиске сделок.

По правилам Washington Dinner Club, его члены в течение года должны инвестировать в 8 – 12 компаний, и каждый член клуба должен сделать инвестицию в сумме $150 тыс.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!