Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 03-04 2017
Андрей ГИДАСПОВ  25 апреля 2017

Южнокорейский стартап на подъеме

Секрет стартап-экосистемы в Стране утренней свежести – щедрое посевное финансирование и обилие государственных субсидий и грантов.

Андрей Гидаспов, международный бизнес-консультант

Стартапы на острове Чеджудо

Совсем недавно южнокорейский вулканичес­кий остров Чеджудо был лишь популярной достопримечательностью, куда стремились тысячи туристов, чтобы полюбоваться кратерами вулканов или посмотреть на мир с вершины Халласан. Как рассказывает Лео Ким, директор Центра креативной экономики и инноваций этого острова, местное население едва превышает 600 тыс. человек и основными катализаторами экономической активности всегда являлись туризм и сельское хозяйство.

Все изменилось после того, как министерство науки, ИКТ и планирования будущего Южной Кореи совместно с крупнейшей интернет-компанией Kakao решило организовать на острове инкубатор инновационных компаний, который привлек бы предпринимателей и международный бизнес из различных регионов страны, Азии и других частей мира. Коворкинг-центр в самом сердце Чеджудо был создан быстро и эффективно: министерство предоставило финансирование, а Kakao – свою сеть и сотрудников.

Коворкинг-центр J-Space расположен в технопарке Чеджудо. Центр предлагает студентам, фрилансерам и предпринимателям попробовать свои силы. Если вы стартапер с серьезными намерениями, то вполне можете пройти шестимесячную менторскую инкубационную программу Kakao. В этой инициативе уже приняли участие свыше двух десятков стартапов. Резиденты и спонсоры центра могут пользоваться многочисленными студиями аудио- и видеозаписи, а также лабораториями, оборудованными 3D-принтерами. Сегодня в Южной Корее действуют 17 подобных центров, каждый из которых активно взаимодействует с крупным бизнесом. В сущности, это еще одна попытка формирования инновационной экосистемы по типу Кремниевой долины.

Основная масса стартап-центров сконцентрировала свои усилия на мобильных технологиях, позволяющих потребителям находить новые «изюминки» в повседневной жизни. Например, один из стартапов занимается трехмерной печатью фигурок «эмодзи», другие – разработкой геоинформационных приложений. Трудно сказать, смогут ли инкубаторы такого типа нащупать следующую прорывную технологию, тем не менее именно они позволяют высечь искру для создания будущих Tesla и Apple.

Как подчеркивает Л. Ким, «этот проект существует не только для продвижения компаний в сфере интернета и социальных медиа. Мы хотим помочь и другим типам бизнесов решать большие и глобальные проблемы… Не обязательно быть инженером или запускать приложение, чтобы что-то изменить… Мы можем помочь вам создать компанию, набрать команду и понять, как решать юридические и финансовые задачи, как создать действующий бизнес»*.

Образовательная программа J-Space включает привлечение влиятельных людей и компаний из Южной Кореи и других стран для того, чтобы они делились историями успеха со студентами и предпринимателями.

Центр J-Space особенно ценен возможностями удаленной работы для десятков фрилансеров и предпринимателей. Компании типа Automattic (создатель WordPress.com) и сайт для технологического рекрутинга TopTal подчеркивают, что глобальные компании в поисках талантов уже смотрят за границу и местным предпринимателям пора осознать, что Южная Корея – один из лучших плацдармов для тестирования новых подходов.

В прошлом году центр продемонстрировал возможности удаленной работы группе предпринимателей из Восточной Азии, которым такой способ ведения дел пока в новинку. Но этого недостаточно, и Южной Корее еще предстоит сформировать культуру, привлекательную для иностранных инвесторов. Например, в стране трудно найти англоговорящих сотрудников, что осложняет ежедневное общение. Кроме того, в таких удаленных местах, как Чеджудо, да и в Южной Корее в целом интернет-услуги, геолокационные сервисы и банкоматы все еще доступны главным образом на корейском языке.

Счастье быть «винтиком»

«Стартапы стали в Корее модными, – делится Л. Ким. – Когда люди слышат слово «стартап», они говорят: «Вот это да!», не сознавая, что 99% стартапов прогорают».

К сожалению, ведущие умы корейской культуры не считают инновации и стартапы чем-то стабильным, и этот артефакт культурного восприятия инноваций создает значительные трудности для корейских предпринимателей. Действительно, если ваш проект по тем или иным причинам провалился, у вас будет значительно меньше шансов еще раз найти капитал или партнеров.

До сих пор большинство корейцев убеждены, что счастья в жизни можно добиться, лишь став «винтиком» в одной из крупных корпораций. Например, матери нередко советуют своим сыновьям найти «хорошую жену и хорошую работу в Samsung».

В некоторых сферах, например в секторе промышленного дизайна, ситуация постепенно улучшается, однако Дэниэл Чан, основатель и главный исполнительный директор компании Toss Lab, предложившей корпоративный мессенджер JANDI, считает, что корейцам еще нужно преодолеть синдром устойчивой рискофобии. Он объясняет: «Сложно найти таланты, так как все мечтают попасть в Samsung или LG и давление друзей, семьи и коллег не дает молодым талантам даже рассмотреть предпринимательство как стезю»**.

Другим фактором, мешающим корейским предпринимателям добиться успеха, является их нетерпеливость. Так, Асаф Ким, один из основателей компании 3.14 Co., говорит, что «высокая скорость доступа в интернет в стране толкает их к постоянной спешке. Они как бы пытаются бежать спринт и жонглировать одновременно». По словам А. Кима, его собственная команда в свое время не сумела «поднять» деньги на краудсорсинговой площадке Indiegogo как раз по этой причине.

Тем не менее Д. Чан признает, что экосистема корейских стартапов быстро растет и имеет шанс стать пан­азиатским хабом для технологических услуг. Самым важным трендом он считает то, что предприниматели объединяются в кластеры и начинают взаимодействовать.

Большой отбор

Частью плана Южной Кореи по привлечению зарубежных инвесторов и стартапов стал запуск новой программы – «Гранпри К-стартапов» (K-startup Grand Challenge), задачей которой является привлечение стартапов со всего мира для их дальнейшей экспансии в Азии с территории Южной Кореи. Представители министерства науки, ИКТ и планирования будущего, Агентства по продвижению ИТ-индустрии, а также четыре акселератора собрали 160 стартапов для участия в различных отборочных соревнованиях, которые проходили как онлайн, так и офлайн и определили 80 полуфиналистов.

Осенью прошлого года были выбраны 40 команд-финалистов. Победителями стали стартапы из США, Бельгии, Великобритании, Индии, Сингапура и других стран Европы и Азии. Эти команды были приглашены для участия в трехмесячной акселераторской программе в Сеуле. Каждая из них получила три оплаченных авиабилета туда и обратно, ежемесячную стипендию в $4100 и визовую поддержку. Кроме того, им открыли доступ в стартап-кампус в Технологической долине, который является центром для более чем тысячи стартапов и крупнейших корейских технологических компаний. Получив возможность пользоваться 3D-принтерами и аппаратную поддержку, стартапы занялись созданием прототипов. Кроме того, 14 корейских крупнейших корпораций предоставили своих менторов и техническую экспертизу от ведущих инженеров и девелоперов.

На заключительном этапе победу одержал американский стартап The Fingertips Labs, создавший смартфон, управляемый голосовыми командами***. Американская команда получила приз в $100 тыс. Второе место и $40 тыс. завоевал индийский стартап Preksh Innovation, который продемонстрировал технологическое решение виртуальной реальности для компаний из мира высокой моды. Замыкала тройку призеров еще одна американская команда Traversal Networks, разработавшая решение в сфере корпоративной безопасности. Ей достался приз в $20 тыс.

Самым важным результатом этого мероприятия стало получение стартапами выгодных контрактов и инвестиций, а также открытие офисов в Южной Корее. Как отметил официальный представитель министерства науки, ИКТ и планирования будущего Чан-енг Ан, это соревнование стало пилотной инициативой, когда государственные инвестиции впервые были направлены напрямую на помощь зарубежным стартапам.

Блеск и красота государственной поддержки

В течение нескольких последних лет корейская экосистема стартапов находится на подъеме. Согласно отчету Tech in Asia, с 2013-го по 2015 гг. финансирование стартапов выросло примерно в 40 раз (см. рисунок).

Фокус внимания правительства сместился в сторону поддержки инновационного предпринимательства, сделав Южную Корею предпочтительным местом для создания новых компаний. В январе прошлого года корейское правительство заявило о намерении поднять уровень страны и выйти на седьмое место среди стран, которые поддерживают глобальные стартап-акселераторы. В 2015 г. в стране насчитывалось 60 акселераторов, в которых частно-государственные партнерства работали над расширением экосистемы стартапов. Еще одно преимущество Южной Кореи перед другими рынками – самое высокое в мире проникновение смартфонов: такими гаджетами владеют 88% корейцев. Кроме того, в Корее находится Пангё, крупнейший центр стартапов. Этот впечатляющий комплекс продвигает сотни успешных инновационных компаний, которые занимаются разработкой новых «умных» машин, программного обеспечения и искусственного интеллекта.

Яркие примеры политики поддержки стартапов – компании Yello Mobile и Coupang. Компания Yello Mobile стоимостью примерно в $4 млрд – один из самых известных стартапов в Южной Корее. Она активно расширяет свою деятельность в Юго-Восточной Азии сразу на нескольких вертикальных рынках – шопинг, медиа, рекламные технологии, туризм и др. Coupang, корейский ответ Amazon, собрала около $1,4 млрд финансирования за последние два года и оценивается в пределах $5 млрд.

Государственная и корпоративная поддержка этого сегмента предпринимателей постоянно растет. Согласно исследованиям Seoul Space, одного из ведущих корейских стартап-инкубаторов, и G3 Partners, агентства, специализирующегося на продвижении молодых компаний, основными элементами стремительно растущей экосистемы стартапов Южной Кореи являются 20 крупнейших акселераторов, 40 крупнейших корейских инвесторов и полтора десятка государственных агентств, а также тысяча ангелов-инвесторов.

А. Ким из 3.14 Co. – один из тех, кто воспользовался преимуществами этой экосистемы. «Мы прошли через программу SVIK в Даэгу. Это было очень полезно для нас, так как мы получили офисные места, менторскую поддержку и значительные ресурсы», – рассказывает он. Его стартап также входил в состав второго «выпуска» инновационного центра C-Lab («Креативная лаборатория») в Даэгу, который спонсируется государственными фондами и крупными частными корпорациями, в том числе Samsung. Помимо этого, команда А. Кима принимала участие в государственной программе Startup Engine, направленной на то, чтобы дать стартапам возможность пройти через зарубежные акселераторы, такие как 500 Startups, Hax, China Accelerator и др.

Хотя, по свидетельству многих стартаперов, процессы подачи и оформления заявки на получение государственных средств могут длиться много месяцев, так что приходится нанимать сотрудника, который занимался бы только этими вопросами, государственная поддержка стартапов на начальном этапе просто потрясающая. Многие молодые предприниматели признают, что трудно найти сферы в развитии стартапа, где государство не помогало бы тем или иным образом. Будь то поиск зарубежных партнеров, выставка технологий на зарубежных площадках или менторство, государственные структуры поддержки остаются на высоте, вызывая зависть у коллег из других стран.

______________________  

* http://www.forbes.com.
** https://www.techinasia.com.
*** http://k-startupgc.org.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!