Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
01 апреля 2015

Топливная ячейка как продукт геополитики

Изменение внешнеполитической и экономической ситуации не могло не отразиться на развитии индустрии ЦОДов. О том, что влияние может быть и положительным, свидетельствует наша беседа со Станиславом ЗАРЖЕЦКИМ, генеральным директором компании Exclusive Solutions (ООО «Эксол»).

Станислав Заржецкий

Кризис не заставил рынок решений для дата-центров замереть. Он развивается, хотя, конечно, уже не так активно, как в 2012–2013 гг. Крупные государственные компании продолжают строить ЦОДы, в том числе и на базе защищенных решений. Как изменились запросы со стороны таких клиентов?

– Еще два года назад компании устанавливали наши модульные помещения физической защиты для того, чтобы обезопасить оборудование от воздействия огня и воды, которые рассматривались ими как основные факторы риска. Сейчас эти угрозы отходят на второй план, уступив место новым, о которых раньше не задумывались.

К примеру, сегодня крупных госзаказчиков интересуют решения, обеспечивающие защиту от электромагнитных импульсов. И такой интерес оправдан. Достаточно вспомнить о том, что ЦОД центра ядерных исследований Ирана был полностью выведен из строя его геополитическим противником именно таким способом. Теперь ни для кого не секрет, что при отсутствии специального экрана вокруг дата-центра для полного уничтожения жестких дисков во всем размещенном в нем оборудовании достаточно миллисекундного электромагнитного импульса.

Так же внимательно государственные структуры стали относиться к вопросу защиты дата-центров от взрыва. С одной стороны, в том, что взрывозащищенность таких объектов федерального значения приобретает все большую значимость, заметную роль сыграла непростая внешнеполитическая ситуация. С другой стороны, для заказчиков из нефтегазового комплекса мощным стимулом стал приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и ядерному надзору № 96 от 11.03.2013 «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных, химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», вступивший в силу с 1 сентября прошлого года. Этот документ выдвигает жесткие требования к защите ЦОДов от взрыва.

А поскольку наши комплексные решения – модульные помещения физической защиты – предохраняют от воздействия всех вероятных угроз (помимо воды и огня, это пыль, коррозийные газы, падающие обломки, вандализм и несанкционированный доступ), подобные изменения спроса со стороны крупных государственных компаний мы расцениваем как положительную тенденцию.

– Как происходят испытания модульного помещения физической защиты на устойчивость к взрыву?

– Достаточно просто: на расстоянии 5 м от такого помещения устанавливают заряд мощностью 12 кг тротила и взрывают его. Для сравнения могу сказать, что на марафоне в Бостоне произошел взрыв, эквивалентный 2 кг тротила. В результате все обычные помещения разрушаются, а с нашим модульным помещением физической защиты ничего не происходит: как стояло, так и стоит, и оборудование в нем продолжает работать.

– Положительный тренд, о котором вы говорили выше, как-либо подтвержден новыми проектами компании «Эксол» по установке таких решений в крупных госкомпаниях?

– В прошлом году мы реализовали два проекта установки модульных помещений физической защиты. В конце декабря в Санкт-Петербурге был открыт офис компании «Газпромэкспорт», в котором располагается центр обработки данных. Его машинный зал – информационно-вычислительный комплекс, обеспечивающий хранение и обработку данных, – полностью защищен нашим комплексным решением МПФЗ. Оно в ближайшее время будет сертифицировано по европейскому стандарту EN 1047-2.

– Что это даст компании-заказчику?

– Получение сертификата ECBS c индивидуальным номером, который размещается на двери модульного помещения физической защиты и заносится в базу данных Европейской ассоциации систем безопасности, акция не только имиджевая. Гарантированный им уровень защиты подтверждается страховкой на 20 млн евро. Если помещение безопасности не справилось с поставленными перед ним задачами и ИТ-оборудование пострадало от огня, воды, взрыва или другого фактора, заказчик вправе обратиться в европейскую страховую организацию и получить страховку на сумму до 20 млн евро. Многие российские компании такая возможность сегодня интересует.

Но есть и такие, которые приобретают модульные помещения физической защиты не для того, чтобы получить сертификат, а для того, чтобы спать спокойно. К этой категории заказчиков относится и ФСК, для которой мы реализовали наш второй проект.

Сегодня нет ни одной серьезной организации, которая не знала бы о существовании таких комплексных решений. Теперь наша задача – рассказать потенциальным заказчикам о новом направлении нашего бизнеса, которое тоже появилось во многом благодаря внешнеполитической конъюнктуре.

– Это как?

– Если принять во внимание количество договоров, подписанных с восточным соседом, становится понятно, что в ближайшие годы будут строиться сразу несколько газо- и нефтепроводов, в основном в Сибири. При этом нужно будет соблюдать требования экологов – размещать датчики контроля утечки примерно через каждые полтора километра трубы с нефтью или газом. Датчикам нужно электропитание. Пока для этого параллельно трубопроводу по тайге прокладывается ЛЭП, что весьма расточительно. Иными словами, налицо огромная потребность в альтернативных и экономичных источниках электроэнергии. Так появилась идея – использовать для этой цели системы электропитания на базе топливных ячеек, которые давно применяются в Европе для питания самых разных устройств.

– Почему именно топливные ячейки, а не солнечные батареи?

– Солнечные батареи пробовали использовать как источник питания, устанавливали их в тайге вдоль газопроводов. Но оказалось, во-первых, что за короткий северный световой день солнечная батарея не успевает зарядить аккумуляторы, от которых всю ночь должно работать оборудование. А во-вторых, каждый проходящий мимо охотник считал своим долгом по ней выстрелить. Наши люди так устроены, что тут поделаешь.

Топливные ячейки для питания датчиков на трубопроводах устанавливаются в металлических шкафах, а потому гораздо менее заметны издалека, и кроме того, их мощности хватает только для непрерывного электропитания датчика. Так что в быту это устройство совершенно бесполезно. Ну что вы дома запитаете от ячейки мощностью, например, 250 Вт?

При этом топливные ячейки работают очень стабильно. Вещества, необходимые для преобразования энергии химической реакции в электрическую, – водород, чистый или извлеченный из металлогидрида, либо метанол – они получают извне. При использовании, к примеру, метаноловых топливных элементов баллона емкостью 25 л хватает на три месяца, в течение которых ячейка будет вырабатывать электроэнергию. В ходе реакции выделяются вода и тепло, так что подогревать устройство не нужно. Существует вариант решения, при котором замену картриджа – баллона с метанолом – можно осуществлять раз в полгода. И все это время с запитанного таким образом датчика в центр управления будет поступать телеметрическая информация. А если топливную ячейку использовать для электропитания затворного крана, можно при необходимости удаленно перекрыть трубу.

– Но ведь вовсе необязательно решение, хорошо зарекомендовавшее себя в европейских странах, подойдет и в российских условиях. Как вы считаете?

– Мы рады и горды тем, что в прошлом году провели многоэтапные испытания системы электропитания базе топливной ячейки на объекте ООО «Газпром добыча Оренбург». Система прошла проверку как в лабораторных, так и в полевых условиях. В течение года она обеспечивала электропитание датчиков системы видеонаблюдения и контроля окружающей среды. Благодаря наличию в ячейке средств мониторинга удалось зафиксировать изменение ее параметров в зависимости от состояния окружающей среды (жары, дождя, снега и т.д.). И результаты испытания, подтвержденные документально, дают нам право говорить о том, что топливные ячейки могут работать в России в любых климатических условиях. Так как решение не имеет ни одной движущейся детали, надежность работы оборудования весьма велика!

– С какими производителями подобных устройств вы работаете?

– В основе предлагаемых нами решений топливные элементы, выпускаемые четырьмя самыми известными производителями из Германии. Их ячейки различаются по мощности и по гарантированному времени автономной работы. Есть среди этих компаний те, кто предлагает топливные ячейки мощностью 5–10 кВт. А шкафы как для внешней установки, так и для внутреннего размещения, изготавливаются нашим партнером в Уфе.

– Для решения каких задач такое оборудование используется в помещениях?

– Топливные элементы мощностью от 2,5 до 50 кВт могут использоваться в качестве систем резервного питания удаленных объектов, к примеру телекоммуникационных – базовых станций, ретрансляторов и т.д., – как альтернатива источникам бесперебойного питания с аккумуляторными батареями. Для мощности 2,5 кВт 40-литровый баллон водорода под давлением 300 бар обеспечивает 3,6 часов автономной работы, при применении баллона объемом 50 л под тем же давлением это время увеличивается до 9 часов, а использование в качестве топлива металлогидрида гарантирует 15 часов автономного электропитания объекта. Подобрав решение под требуемое время автономной работы, можно полностью отказаться от эксплуатации аккумуляторных батарей.

Все зависит от техзадания, которое поступает к нам через партнера. Компания «Эксол» может помочь заказчику с выбором технического решения, но когда встает вопрос о цене, мы предлагаем обратиться к кому-либо из наших партнеров, который будет заниматься его реализацией.

Конечно, топливная ячейка недешева, но надо понимать, что стоимость обслуживания линии электропередачи намного выше, чем обслуживания сотен топливных ячеек. И полученная экономия довольно быстро компенсирует затраты на закупку этого оборудования. У нас уже есть заказчики, которым такое решение просто необходимо, в их интересах мы и собираемся развивать это направление нашего бизнеса.

Беседовала Александра КРЫЛОВА

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!