Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
12 мая 2015

Г.Шевченко: Главная проблема – отсутствие информации

И достаточно широко распространенное на рынке мнение, что инвестиции стартапам важнее, чем развитие бизнеса - тоже проблема. 

Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №3–4’2014. Часть VI.

«ИКС»: В каких сегментах ИТ- рынка сегодня сложились наиболее благоприятные условия для молодых проектов?

Алексей БЕССАРАБСКИЙ

 

Алексей БЕССАРАБСКИЙ, руководитель отдела брендинга и PR, «Манго Office»:  В последнее время стали очень популярны онлайн-сервисы, решающие самые разные задачи. Показатели роста рынка SaaS подтверждают, что направление «софт как сервис» бурно развивается, несмотря на кризис, и на сегодняшний день является одним из самых перспективных. Популярность «облаков» обеспечивается тем, что они имеют свойства, особенно востребованные как раз в условиях кризиса, – легкое внедрение без крупных капитальных вложений, возможность быстро начать получать бизнес-результаты.

Иван РУБЦОВ

 

Иван РУБЦОВ,  заместитель генерального директора по работе с ключевыми заказчиками, КРОК: Наиболее благоприятные направления – импортозамещение, вероятно больше в части разработки ПО, и безопасность. Также в ИТ перспективны сферы, связанные с данными, их аналитикой. Информации сегодня много, ее необходимо правильно хранить, обрабатывать – и понимать стоимость этих процессов, управлять ими профессионально.

Анатолий СМОРГОНСКИЙ

 

Анатолий СМОРГОНСКИЙ,  генеральный директор, Yota: В нынешней нестабильной экономической ситуации стартапы могут найти свою нишу в любом сегменте рынка, если их продукт или технология решают ключевую задачу большинства компаний этого года – сокращение издержек. 

Григорий ШЕВЧЕНКО

 

Григорий ШЕВЧЕНКО, коммерческий директор, «Открытые технологии»: Во всех сегментах, связанных с потреблением услуг или оказанием персональных сервисов для человека или бизнеса.

Сергей ЩЕРБИНА

 

Сергей ЩЕРБИНА,  заместитель генерального директора, Esri CIS: Наверное, там, где не требуется больших инвестиций в инфраструктуру и производственные мощности, а также ориентированные на более или менее массовых потребителей, а не преимущественно на крупные и достаточно консервативные крупные корпорации. Многие стартапы ориентируются на заполнение «экологических ниш», возникающих в связи с новыми мощными технологиями. Очевидные примеры: приложения и сервисы, опирающиеся на мобильные и веб-платформы, а также возникающие на стыке разных отраслей, таких, как биотехнологии и 3D-печать.

 

Григорий СИЗОНЕНКО

Григорий СИЗОНЕНКО,  генеральный директор, «ИВК»: Я считаю, что пока ни в каких. Сейчас и стартапы, и инвестиционный конвейер нацелены на две задачи: или создать технологию и за бесценок продать ее вместе с командой западной корпорации, или создать какой-либо облачный сервис (как правило, на Западе) и попробовать привлечь западных инвесторов. Эти цели нельзя назвать стратегическими, если хоть в какой-то степени иметь в виду интересы страны. А по-настоящему инновационные разработки не могут массово появиться и развиваться из-за трех препятствий. Первое — это отсутствие реального рынка для соответствующих продуктов и отсутствие уверенности в том, что линия на импортозамещение принята надолго и нацелена на достижение реального технологического суверенитета России и других стран, заинтересованных в многополярности мира. Второе — это риск того, что государство само станет инвестором и, соответственно, создаст преференции предприятиям, в которые вложило деньги. Оба эти фактора сдерживают инвестиции частного бизнеса, а только они способны снять нагрузку на бюджет и провести разработки максимально быстро. Третье препятствие — нехватка квалифицированных специалистов по всему спектру специальностей, связанному с разработкой серьезного инфраструктурного софта. К сожалению, система образования их не готовит, а направление ее реформирования пока не внушает оптимизма в отношении резкого масштабирования и повышения качества подготовки инженеров-разработчиков, да и менеджеров проектов, связанных с разработками и производством инфраструктурных ИТ-решений.

 

«ИКС»: Какие проблемы в стартап-движении России вы видите?

 

Илья КУЗНЕЦОВ

Илья КУЗНЕЦОВ, заместитель CTO по стратегическому развитию, «Лаборатория Касперского»: Проблемы в развитии стартап-движения в России начинаешь особо отчётливо видеть, когда проведешь хотя бы две недели на митапах или на питч-сессиях стартапщиков перед инвесторами в Кремниевой долине. Первое и главное, что не хватает стартап-движению в РФ – интенсивности в экосистеме инновационного сектора с плотным ежедневным нетворкингом. Если между городами Сан-Франциско и Сан-Хосе стартапщик может встречаться с нужным экспертом или просто представителями нужного коммьюнити каждый день, то у нас продвижение по нетворку экспертов – очень затруднено. Если в Долине есть возможность протестировать адекватность гипотезы бизнес-модели за день или неделю, то у нас этот же процесс порой может растянуться на месяцы. Второе – в России модели быстрого развития стартапов очень многим, особенно начинающим предпринимателям просто не знакомы или знакомы понаслышке или из книг, чего совершенно недостаточно. Наше коммьюнити наступает “на грабли” развития нового бизнеса, по которым в Долине уже прошли 10 или более лет назад. В выигрыше оказываются стартапы, которые находят менторов или инвестров, активно вовлечённых в инновацинный сектор в США или Европе, или же те, у кого ключевые основатели быстро открывают представительство в Долине. И третья проблема – слабое развитие дисциплины продуктового менеджмента. Даже если стартап начинает “выстреливать”, то его масштабирование частенько “вязнет” в силу неправильного управления развитием продуктового предложения, что ясно видно, например, в неудобном или хаотичном User Experience или подходах к продвижению. Опять же выигрывают те, кто получает в топ-менеджмент выходцев из зарубежных успешных стартапов.

 

Алексей БЕССАРАБСКИЙ: На фоне множества прочих стран Россия до сих пор не может похвастаться особенно привлекательными условиями для работы предприятий в IT-отрасли. Улучшение отраслевого законодательства, смягчение налогового режима, развитие технопарков, разработка государственного форсайта по развитию информационных технологий могло бы облегчить развитие стартап-движения в сфере IT.

 

Григорий СИЗОНЕНКО: Главных проблемы — две. Одна — это отсутствие рынка для инновационной продукции и, в частности, программного обеспечения. А ведь именно на ИТ-стартапах должен был отточить мастерство отечественный конвейер венчурных инвестиций. Причин две: состояние экономики и отсутствие на государственном уровне решений, вынуждающих госзаказчика (т. е. крупнейшего в стране потребителя ИТ) строить системы на базе готовых российских разработок и при этом отвечать за результат. Такое сочетание принуждения и ответственности, во-первых, сузит поле для злоупотреблений, а во-вторых, заставит серьезно продумывать постановку задач, воссоздавать штат экспертов, повышать долю нефинансовых соображений при выборе предлагаемых решений.

Вторая проблема — ориентация на финансовые показатели, а не на прорывной характер идей. Это стимулирует стартапы и инвесторов к участию в «пузырях» и выталкивает перспективные разработки из страны.

 

Григорий ШЕВЧЕНКО: Главная проблема – отсутствие достоверной и достаточной информации о деятельности таких компаний. К тому же, на рынке бытует мнение, что много стартапов создаются исключительно, чтобы получить финансирование, а не конечный результат.

Подготовила Александра Крылова

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!