Rambler's Top100
Статьи ИКС № 09-10 2015
Олег СИМАКОВ  09 ноября 2015

mHealth: экономить – не означает не тратить

Уровень оборудования для телемедицины и mHealth уже достаточно высок. Чего не хватает для его практического внедрения? Воли и денег. Однако деньги появляются только там, где видно, что их правильное расходование приводит в итоге к экономии.

Олег СИМАКОВ, генеральный директор, «Технологии моделирования здоровья», член Экспертного совета Минздрава России по вопросам использования ИКТ в здравоохранении

Навешивание на пациента датчиков разного назначения еще не означает эффективного использования технологий mHealth. Дешевые датчики могут оказаться как минимум бесполезными, а то и вредными из-за большой погрешности измерений и отказов в работе. Потраченные на них деньги будут просто выброшены. А дорогие датчики, наоборот, могут оказаться экономически эффективными, если человеку грамотно поставлен диагноз и в соответствии с ним рекомендовано применение конкретных приборов, позволяющих врачу отслеживать состояние пациента и принимать обоснованные решения о тактике дальнейшего лечения.

Более того, наиболее эффективные датчики как раз относятся к категории самых дорогих. Они, например, могут находиться в имплантированных водителях ритма сердца, вследствие чего не подвержены помехам и дают самые точные показания о работе сердца. Стоить такой датчик может до 400–500 евро, однако если посчитать затраты, которые придется нести при его отсутствии, то цена не покажется слишком высокой. Например, благодаря этому датчику и, конечно же, своевременному реагированию на его показания можно предотвратить развитие у человека инсульта или инфаркта. Пациенту не придется лежать 21 день в больнице (причем часть этого срока – на очень дорогой койке в реанимации). После его выхода из больницы государству не придется оплачивать больничный лист, мероприятия по реабилитации и тем более пенсию по инвалидности, если реабилитация не увенчалась успехом. Экономика страны не потеряет активного гражданина, вносящего свой вклад в создание валового национального продукта. Возникающие при этом затраты заведомо несопоставимы со стоимостью датчика, а все это – деньги налогоплательщиков, из рядов которых временно или навсегда может выпасть наш пациент. К сожалению, пока не удалось сделать столь же точный неинвазивный датчик, позволяющий определять уровень сахара в крови, что сократило бы инвалидизацию пациентов из-за диабета, но работы в этом направлении ведутся.

Основные затраты в здравоохранении идут на хронических больных, т.е. на тех, которые официально находятся под диспансерным наблюдением. Однако какова эффективность этого наблюдения? По норме за участковым врачом должно быть закреплено 1800 человек. За 22 рабочих дня врач, даже строго выполняя норматив 12–18 минут на пациента, сможет принять порядка 450–500 человек, лишь часть которых является хроническими больными. На самом деле врач зачастую вынужден обслуживать два-три участка. Расчеты показывают, что хронический больной может попасть на прием к врачу в лучшем случае раз в четыре месяца, поэтому он идет в поликлинику только при острой необходимости, и тогда цена лечения получается намного выше, чем в режиме наблюдения и корректировки терапии.

Технологии mHealth позволяют экономить не только на лечении. Например, банки давно поняли, что дешевле всего им обходится онлайновое обслуживание клиентов, а каждый заход человека в офис банка стоит последнему примерно $1, потому что недвижимость амортизируется, ее нужно ремонтировать, убирать и т.п. Аналогичная ситуация с лечебными учреждениями. Поэтому, чем больше пациентов будет выведено на mHealth-обслуживание, тем дешевле это будет для здравоохранения и с точки зрения эксплуатации зданий и оборудования, и с точки зрения затрат непосредственно на лечение.

Но для этого mHealth-сервис должен быть соответствующим образом организован. Полагаю, что в нынешних условиях для этого необходимо создавать частно-государственное партнерство: частный бизнес будет финансировать создание мониторинговых и диспетчерских центров, собирающих информацию с приборов и извещающих врачей и пациентов об отклонениях и опасных ситуациях, а сами приборы (например, тонометры) могут принадлежать лечебному учреждению и выдаваться пациентам по предписанию врача.

Компенсировать затраты и государственного ЛПУ, и партнера-провайдера следует из средств ОМС. Это будет выгодно для ФФОМС и госбюджета, поскольку пациенты, которым благодаря этому наблюдению правильно подобрали или скорректировали терапию, будут с меньшей вероятностью попадать в кризисные ситуации, требующие высокотехнологичных операций, реанимационных отделений, долгой и не всегда успешной реабилитации.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!