Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 6 2007
Лилия ПАВЛОВА  01 июня 2007

ТВ: по ступеням высокой четкости, интерактивности и мобильности

Бизнес и социалка – не в конфликте

Возможно, правы скептики, считающие, что HDTV (High Definition Television), оно же ТВЧ (телевидение высокой четкости, или высокого разрешения), – это всего лишь элитная разновидность цифрового вещания. И на фоне сегодняшнего элементарного «телевизионного неравенства» между городом и деревней в России HDTV выглядит как демонстрация коллекции от кутюр в поселковом клубе: красиво, необычно, но страшно далеко от народа.

Возможно также, что вполне справедливо телевидение высокой четкости рассматривается в Концепции развития цифрового вещания как дополнительная нишевая услуга (наряду с мобильным ТВ) с туманной перспективой развития. Ведь в конце концов, подчеркнул В.П. Стыцько из Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, правительственная комиссия подходит к разработке этого документа с позиции преодоления информационного неравенства в России: «Люди, которые занимаются разработкой концепции, неплохо осведомлены и о технологиях ШПД, и об идеях интеграции различных услуг (передача голоса, данных, видео) в одной широкополосной сети. Но давайте не будем мыслить в пределах Садового кольца и городов-миллионников. Цель концепции – при переводе вещания на «цифру» обеспечить доступную телевизионную многоканальность каждому жителю России».

Всё так. Но у сторонников ТВЧ (а это наука, производство, бизнес и, разумеется, сами абоненты, готовые заплатить за высокую ТВ-моду) – своя правда, которая, к слову, не входит в конфликт с социально ориентированной цифровизацией вещания. По замечанию одного из них, самое главное – существующая концепция не конфликтует с технологическими вопросами развития ТВЧ (как и мобильного ТВ), что позволяет предусмотрительным инвесторам уже сегодня вкладывать деньги в технологии ТВЧ. Кроме того, предвидится и государственная, но, по определению В.П. Стыцько, «точечная» поддержка отдельных HDTV-проектов. Он сообщил, что Минкультуры и Минфин уже практически договорились о финансировании покупки комплексов оборудования ТВЧ для канала «Спорт» для трансляции Олимпиады-2014 из Сочи и отчасти для передачи других спортивных программ.

Мирное сосуществование социальных и бизнес-аспектов цифрового вещания проиллюстрировала выставка «ТВЧ-Россия-2007», дебютировавшая в рамках «СвязьЭкспокомм-2006» и выделенная в этом году в самостоятельное выставочное мероприятие. Если на стенде Ассоциации ТВЧ и цифрового кино HD Union можно было увидеть все оборудование для организации HDTV – от производства HD-программ до их доставки зрителю, то по соседству, в рамках единой экспозиции «Сделано в России» отечественные заводы представили образцы «социальных», или бюджетных, цифровых ТВ-приставок, рассчитанных на социальный пакет из 10–12 каналов (к слову, состав этого пакета – предмет острых дискуссий в правительственной комиссии). Например, компания «Интеркросс», которая до сих пор была известна как производитель коммутаторов, сплиттеров и кроссов для сетей ШПД, представила новое оборудование собственной разработки: две недорогие абонентские приставки для цифрового телевидения, производство которых налажено на заводе компании в Рязани. Одна из них – бюджетная, предназначенная для приема и декодирования сигналов наземного цифрового эфирного телевидения в стандарте DVB-T (оптовая цена – около $40), – ждет своего первого заказчика. Подобные изделия показали и другие заводы – уфимский, ставропольский, челябинский, пензенский... Заводы ждут правительственного решения о бесплатной раздаче цифровых ТВ-приставок каждому домохозяйству (и, соответственно, госзаказа на Set Top Box – STB). Идея собрать на едином стенде всех российских производителей принадлежала МНИТИ, непосредственному участнику разработок многих отечественных цифровых ТВ-приставок. Цель – продемонстрировать, что в России есть предприятия, которые могут изготовить STB, не уступающие зарубежным по соотношению цена/качество. По мнению первого заместителя гендиректора Уфимского завода «Промсвязь» М.Б. Богучарского, для насыщения российского рынка цифровыми приставками (а их потребуется 60–70 млн), работы хватит всем заводам.

И все же именно HDTV оказалось в центре обсуждений сплоченного эшелона участников выставки: конференция «Телевидение высокой четкости как перспектива развития цифрового телевизионного вещания в России» на протяжении полного рабочего дня удерживала внимание полутора сотен человек (что для насыщенных выставочных дней редкость). Патриарх международной стандартизации цифрового телевещания профессор М.И. Кривошеев, главный научный сотрудник НИИР и почетный председатель ИК6 (вещание) МСЭ-Р, объясняет этот феномен… исключительной своевременностью проведения конференции. Пока государство ворочает глыбы базиса цифрового ТВ-здания, наука очертила его контуры со всеми «архитектурными изысками», а бизнес уже включился в строительство «надстройки».

Бизнес высокой четкости – уже в России

1 мая 2007 г. произошло знаковое событие: телекомпания «НТВ+» начала коммерческое вещание со спутника Eutelsat W4 трех каналов HDTV в составе пакета программ – «HD Кино», «HD Спорт», «HD Live». По словам технического директора «НТВ+» О.О. Колесникова, одной из главных предпосылок освоения HD-вещания стала растущая популярность НD-контента. Все больше мероприятий, привлекающих массовую зрительскую аудиторию, снимается в формате ТВЧ (показательный пример – Олимпийские игры в Афинах, Турине, предстоящие в Пекине).

С чего начинать HD-вещание – покупать контент, переводить, производить? Решили идти сразу несколькими путями и закупили ретранслируемый канал «HD Live», который по типу Discovery и Animal Planet выпускает образовательные программы о природе, путешествиях, животных. По словам О.О. Колесникова, такая тематика хорошо принимается телезрителями. Но ставка была сделана все же на собственное производство каналов, на которых компания оттачивала технологию производства и вещания HD-контента: «НD Кино» и «HD Спорт».

Главной технологической особенностью проекта стало полное обновление телевизионного центра – от прокладки волоконно-оптических кабелей до замены мониторов и измерительного оборудования. Объем инвестиций в производственную базу составил около $3,5 млн. Однако проблемы на этом не закончились – нужен был специализированный приемник, чтобы HD-телезрители могли принимать и каналы «НТВ+» со стандартным разрешением (Standard Definition – SD). Приемник (STB от Thomson) получился «всеядный», принимающий в любой комбинации и MPEG-2, и MPEG-4, и SD, и HD. В начале этого года «НТВ+» подписала с компанией контракт на поставку 10 тыс. таких приемников и продает их своим абонентам по цене 16 100 руб. «Даже тем телекомпаниям, которые в ближайшее время не планируют начать собственное вещание в HD, есть смысл вкладывать в HD, – советует О.О. Колесников, – поскольку даже конвертированная картинка из HD в SD выглядит гораздо лучше, чище и просто красивее».

К концу 2007 г. в России будет запущено в общей сложности с десяток каналов HDTV, использующих для доставки контента спутниковые, кабельные, эфирные и IP-сети. Так, к началу коммерческого HD-вещания по кабельным сетям вплотную подошла «Корбина Телеком», которая обещает завершить тестовую эксплуатацию системы HDTV к сентябрю. Выход на HDTV-рынок планирует «Комкор-ТВ».

По словам директора центра видеоуслуг «Центрального телеграфа» А.Г. Леонтьева, в настоящее время компания находится на стадии подготовки к трансляции ТВ-каналов в режиме HD, которую собирается начать в конце этого года либо в начале следующего. Уже проведены тесты по предоставлению на сети услуг высокой четкости – как VoD, так и трансляции ТВ-каналов. «Сеть абсолютно готова, – сообщил А.Г. Леонтьев. – Мы сейчас занимаемся выбором контента 'BB. Похоже, что к выходу на рынок HDTV готовится и первопроходец российского IPTV – «Стрим» (впрочем, официально об этом не сообщалось).

Эфирное HDTV технологически готово к старту, в тестовом режиме работают несколько опытных зон. Но, вероятно, сами телекомпании не станут торопиться с переходом на HD-вещание. В 2006 г. компания «Октод» провела тестовые испытания по трансляции в Москве на 34-м канале программы цифрового наземного телевещания DVB-T в формате HDTV MPEG-4 с использованием системы прогрессивного кодирования видео AVC (H.264). Вывод техдиректора «Октода» М.Г. Розенблата о результатах более чем 9-месячных испытаний неоднозначен: «Технологически никаких потенциальных сложностей по внедрению на сетях наземного цифрового телевидения высокой четкости мы не видим. Но, на мой взгляд, организационно и законодательно Россия не готова к внедрению таких систем».

В то же время компания «В-Люкс», установившая в 2006 г. в ГПКС и «Уралсвязьинформе» платформы цифрового телевидения на базе стандарта MPEG-4 AVC (Н.264), утверждает: российскому рынку следует внимательно отнестись к перспективам использования MPEG-4 AVC для трансляции HDTV в эфирном и кабельном цифровом вещании (DVB-T и DVB-C), а также для услуг IPTV и мобильного телевещания. К началу текущего года платформы HDTV на базе MPEG-4 AVC (Н.264) запущены в 11 европейских странах. По прогнозам, к 2010 г. в Европе будет продаваться 8 млн STB HD/AVC на сумму 700 млн евро (STB HD/AVC выпускают компании ADB, Amstad, Echo Star, Humax, LG, Netgem, Pace, Philips, Sagem, Scientific Atlanta, Thomson).

Массовый рынок или блюдо для гурманов?

Ключевое отличие HD от широко распространенного DVD – высокое разрешение (1280 х 720 или 1920 х 1080 точек против 720 х 576 или 720 х 480 точек). Для зрителя это означает значительное повышение качества и четкости изображения. Услуга вроде бы остается той же, но меняется принципиально (нередко можно услышать, что внедрение ТВЧ сравнимо с появлением цветного телевидения в 60-е годы) и уже овладевает массами… правда, пока только в США. По данным HD Union, сегодня около 30% домохозяйств США принимают HDTV, к 2010 г. прогнозируется рост до 68%. В Европе пользователей поменьше – около 6% домохозяйств, к 2010 г. ожидается 27%. Успех HDTV за океаном отчасти объясняется тем обстоятельством, что американцы совместили два процесса – переход на цифровое ТВ стандартного разрешения и переход на технологии ТВЧ. «Совершенно правильно, прагматично и экономически обоснованно поступили США, – считает генеральный директор НПК «ЭРА» и президент Ассоциации HD Union ТВЧ Г.С. Гадиян. – Чего, к сожалению, не скажешь ни о Европе, ни о России».

В нашей стране доступ к услугам HDTV имеют сегодня, по разным оценкам, 3–5 тыс. абонентов. Совсем негусто. Но не потому, что ради красивой картинки наш телезритель не готов выбросить старый телик и купить ЖКтелевизор с маркировкой «HD Ready», т.е. «Готов к HD». (К слову, образцы таких плоскопанельных телевизоров отечественного производства, например ТК «Арсенал», можно было увидеть на выставке, и не по заоблачным ценам, а за 30 тыс. руб.) По мнению К.Е. Салтыкова («Старгейт-ТВ»), отсутствие госпрограммы экспансии HDTV в России на фоне активного, но узкого сегмента потребления (что сдерживает развитие коммерческих HDTV-проектов) приводит к хорошо прогнозируемым альтернативным способам проникновения HD в профессиональную жизнь и сферу домашних развлечений: «Наиболее массовый спрос на решения HD существует при формировании не только циклов студийного производства и системного мониторинга, но и любительского видео, домашних кинотеатров, мультимедийных центров. Именно здесь переход на полноценный HD обеспечивает эффект революционного спроса».

Г.С. Гадиян, тоже энтузиаст ТВЧ, уверен, что сегодня в России активно формируются условия для развития HDTV: наличие на рынке HD-телевизоров, увеличение числа каналов HD, доступность HD-контента для просмотра в домашних условиях (сегодня через интернет-магазины можно приобрести более 2,5 тыс. фильмов, записанных в стандарте HDTV, которые можно просматривать на DVD-носителях), начало коммерческого спутникового HD-вещания «НТВ+». Наконец, это выход операторов IP-сетей на рынок ТВ (в том числе и на рынок ТВЧ) в поиске новых источников дохода. Вендоры, как показала выставка «Связь-Экспокомм», готовы преподнести им целый букет IPTV-решений.

Букет для соседей по ТВ-дому...

Системный интегратор «Диалог-Сети» в этом году cделал акцент на IPTV, используя решение компании mPHASE Technologies: система mPHASE TV+ позволяет поставщику услуг надежно, безопасно и на основе проверенных технологий предоставлять высококачественный развлекательный контент поверх своей IP-инфраструктуры. По сути, mPHASE TV+ – это модульное ПО на основе современных веб-технологий. Решение можно использовать в сетях Ethernet, хDSL, волоконно-оптических и других. Его можно развернуть либо с настраиваемыми уровнями обслуживания в отдельно взятом районе, либо в распределенном виде поверх крупного географического региона.

Основанная на архитектуре J2EE, система mPHASE TV+ представляет собой открытую платформу, которая масштабируется за счет комбинации средств, отчетов, XML-интерфейсов API и функций приставок STB. При этом новые приложения легко интегрируются без ущерба для целостности доставки ТВ-услуг.

В сочетании с STB система mPHASE TV+ может работать в трех режимах: ТВ, портала, браузера. ТВ-подсистема оптимизирована по производительности, надежности и совместимости; подсистема портала позволяет добавить новые приложения без изменений в ТВ-подсистеме (оперируя при этом ограниченным набором вебинструментов и семантики); подсистема браузера обеспечивает доступ к широкому кругу сервисов, но требует использования большого набора инструментов.

Израильская компания ECI Telecom представила на выставке собственную разработку. Это мультисервисная платформа широкополосного доступа HiFocus (MSAG), на базе которой создано законченное IPTV-решение, поддерживающее широковещательное ТВ и HDTV – три канала на одного подписчика формата MPEG-2 (5 Мбит/с для широковещательного ТВ и 20 Мбит/с для ТВЧ). Система предоставляет абоненту интерактивный путеводитель по программе телепередач EPG, а также возможность отложенного просмотра (пауза реального времени).

Компания «Вимком», уже имеющая опыт создания сетей IPTV (пилотная зона IPTV на сети «Корбины Телеком», развернутая на базе технологической платформы Microsoft MSTV), выставила на стенде телевизионные IP-приставки для интерактивного телевидения. Модели IP-STB VIP1510/1550 производства Motorola обеспечивают декодирование потокового видео форматов MPEG-1 (от 800 кбит/с до 3 Мбит/с) и MPEG-2 (до 25 Мбит/с), а также поддерживают интерактивное видео по требованию (IVoD) и NVoD.

На операторов услуг triple play рассчитана самая свежая новинка от германской компании KEYMILE – платформа IP DSLAM MileGate. Главный козырь платформы – предоставление широкого канала со скоростью до 20 Мбит/c каждому из большого числа одновременно работающих пользователей. Достичь этого позволяет поддержка технологий ADSL2+ и VDSL2 в сочетании с IGMP Snooping: каждая из абонентских линий получает необходимую пропускную способность, а передача по сети всех контентных составляющих абонента производится единым потоком. Технология KEYMILE предусматривает не только приоритизацию критичного к полосе пропускания трафика, но и задание политик его обработки и предоставлениянужной полосы. Кроме того, для наилучшего использования полосы пропускания магистрали при ТВ-трансляции MileGate оснащен механизмом мультикастинга, что позволяет оператору предоставлять помимо VoD широкий набор телевизионных каналов. Для поддержки голосовых сервисов MileGate имеет встроенный голосовой VoIP-шлюз с поддержкой H.248 и SIP.

Как сообщил представитель KEYMILE, платформу уже выбрали «Уралсвязьинформ», «Сибирьтелеком», «Голден Телеком», а Orange пока присматривается.

...и фейерверк – для соседей по ТВ-концепции

Мобильное ТВ, размещенное в проекте Концепции развития телерадиовещания до 2015 г. в нише дополнительных услуг по соседству с ТВЧ, набирает обороты и без специальной опеки государства. Они очень разные, эти два телевидения: одно требует просторного экрана (диагональ не менее 37 дюймов) и статичности зрителя, второе довольствуется экраном со спичечный коробок и мобильно по определению. Однако современная «ТВ-семья» была бы неполной без мобильного ТВ. К слову, на ТВЧ-конференции нашлось место теме «HDTV и ТВМ»: заместитель заведующего спортивной редакцией телеканала ТВЦ И.Л. Лишин проанализировал специфику создания HD-контента для экранов разного размера. Ну а у вендоров мобильного ТВ и вовсе в фаворе. Alcatel-Lucent, например, демонстрировала на плавучем стенде решения для организации интерактивного мобильного ТВ и вещательного телевидения для массового рынка.

Решение «Интерактивное мобильное TB Alcatel-Lucent» предназначено для организации передачи пользователям сетей EDGE и 3G индивидуального контента, прямых трансляций и специализированных, мобильных, ТВ-каналов. В пакет входят многофункциональный плеер, электронная программа передач (EPG), интеллектуальная навигация и быстрое переключение каналов. Пользователи получают также доступ к сопутствующим услугам, с помощью которых можно одним нажатием клавиши приобретать мелодии для звонков и сигналов ожидания, видеоклипы, видеоприветствия и т.д. Интерактивные услуги – это новое качество ТВ, которое становится доступным и проявляется все более ярко именно в мобильном телевидении, считает А. Килин, менеджер по развитию бизнеса подразделения беспроводных решений AlcatelLucent в странах СНГ: «Особенно востребована интерактивность молодежной аудиторией – интересно позвонить любимому герою реалити-шоу, послать ему SMS, посмотреть в Интернете рейтинг в реальном времени. Услуга становится действительно массовой».

В перспективе одноадресная трансляция развивается до уровня широковещательного мобильного ТВ (unicast 3G/ broadcast DVB-SH) с использованием уже имеющихся компонентов и добавлением новых. Это решение основано на комбинации режимов наземного и спутникового вещания с использованием развития стандарта DVB-H в S-диапазоне (выделенный диапазон 2170–2200 МГц для европейских спутниковых каналов IMT2000 FDD, который непосредственно примыкает к диапазону 3G/UMTS, свободен во многих регионах мира). Предложение AlcatelLucent по передаче неограниченного числа ТВ-каналов позволяет использоватьне только существующие сайты 3G и антенны, но и действующие базовые станции 3G (Node B) независимо от их производителя. Для оборудования других вендоров решение предусматривает добавление к действующим станциям небольшого блока размером с персональный компьютер.

Такая система, созданная для предоставления услуг мобильного ТВ в сетях 3G, позволяет операторам повысить эффективность своих инвестиций в инфраструктуру, транслируя неограниченное количество каналов для неограниченной аудитории с неограниченным охватом и максимальной интерактивностью. Создается действительно массовая услуга мобильного ТВ в масштабах континента. Можно предположить, что российские 3G-операторы заинтересуются этой перспективой… когда построят сети и начнут предоставлять услуги.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!