Рубрикатор |
Статьи |
24 марта 2016 |
Д.ХОРОШИХ:Перевод ИС в облако – способ оценить степень бардака в них
Известно, что бардак автоматизировать не стоит. А если приходится, то ждать эффективности не нужно.
Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №1-2`2016, «Облачный трансформер бизнеса». Часть III.
? «ИКС»: Всегда ли внедрение облачного решения приводит к оптимизации бизнес-процессов?
Дмитрий ХОРОШИХ, эксперт в области ЦОДов и облачных технологий, Cisco: Есть хорошая поговорка: «Не надо автоматизировать бардак. Потому что результатом может быть только автоматизированный бардак». Перевод информационных систем в облако – это хороший момент, чтобы понять степень бардака в собственных системах. Проект не может быть успешным, если не решены существующие проблемы. К счастью, ведущие игроки рынка облачных услуг уже достаточно зрелы, чтобы помочь заказчикам понять, в каком направлении нужно двигаться, чтобы избежать проблем в будущем. По сути, облачные услуги – это стандартизированный набор готовых рецептов оптимизации ИТ-процессов. Нужно только научиться грамотно их применять.
Иван ПРОХОРОВ, старший менеджер продукта, Acronis: Если внедрение новых ИТ-решений и переход в облако продиктованы потребностями самого бизнеса, если компания готова к этому, готова обучить своих сотрудников, то позитивный эффект проявится уже в самом скором времени. Если же компания поступает импульсивно, идет «в тренде» или, условно говоря, под влиянием моды, то эффект может быть даже отрицательным. Потому что бизнесу этот переход был не нужен. Он не был продиктован коммерческими целями.
Сергей ЕРИН, директор департамента ИТ, «ЛанКей»: К оптимизации бизнес-процессов приводит выбор правильных ИТ-сервисов, особенно ERP-систем, систем документооборота, CRM… В случае правильного выбора они упростят, автоматизируют и ускорят бизнес-процессы, либо, наоборот, усложнят и замедлят – в случае ошибочного внедрения. Но это практически никак не связано с моделью использования – облачной или локальной.
Евгений ВЕЛЕСЕВИЧ, руководитель направления Россия и СНГ, Anaplan: Не всегда внедрение облачного решения приводит к оптимизации бизнес-процессов. Здесь нет существенной разницы между облачными и традиционными решениями. Если говорить о тех облачных платформах, которые не оказывают влияния на оптимизацию бизнес-процессов, то это те решения, которые не затрагивают ключевые бизнес-процессы. Например, почта, облачные решения для управления ИТ-инфраструктурой или сервисы мониторинга состояния технической инфраструктуры.
Константин ПРОКОФЬЕВ, руководитель отдела подготовки продаж, Bell Integrator: Это происходит далеко не всегда. В случаях, когда бизнес-процессы компании формализованы и легко поддаются автоматизации, необходимость каких-либо изменений в них отсутствует вовсе, или они столь минимальны, что остаются незамеченными для большинства сотрудников. По сути, внедрение облачного сервиса отличается от традиционного лишь набором инструментов, средств и их расположением, а их функциональные возможности в большинстве случаев идентичны. Поэтому сам процесс внедрения облачного решения может совершенно не отличаться от традиционного ИТ-проекта без использования облаков. Соответственно, степень влияния на оптимизацию бизнес-процесса остается такой же, как и при традиционном подходе.
Сергей ЩЕРБИНА, заместитель генерального директора, Esri CIS: В «облаке» можно работать и оставаясь практически в рамках существующих процессов, сведя все к чисто «айтишным», инфраструктурным задачам. Вместе с тем, «облака» дают возможность запустить новые сервисы, которые раньше не использовались в компании. Например, многие начинают работать с «облаком» ради таких прикладных сервисов, как CRM, организация доступного репозитария и пр. Конечно, появление в компании CRM существенно меняет процессы продаж и маркетинга.
Антон АНТОНОВ, директор по продажам, Linxdatacenter: Облачные системы – не панацея, а лишь инструмент в руках руководителей компаний и ИТ-отделов. Безусловно, у такого инструмента есть свои преимущества. Так, обращаясь к модели «ПО как услуга» (SaaS) компании могут использовать новейшие приложения, упрощающие и улучшающие работу. В то же время, если этот инструмент используется некорректно, то и об оптимизации бизнес-процессов говорить не приходится. К примеру, организация может зарезервировать в облаках большой объем вычислительных мощностей, используя при этом лишь небольшую их долю. Такой «запас» совершенно неуместен в подобных схемах и приведет лишь к ненужным расходам, а не к их сокращению.
Ярослав ФАРОБИН, руководитель направления "Облачные сервисы и инфраструктурные решения", "Сервионика" (ГК "Ай-Теко"): «Облако» – это размещение, а не бизнес-процесс. Вы пользуетесь приложением независимо от того, где оно находится: на собственном сервере компании или в «облаке» у коммерческого провайдера, функционал программы от этого не зависит. Да, работая в «облаках» мы меняем какой-то элемент, одну из составляющих ИТ-инфраструктуры, но прямое влияние на бизнес-процессы происходит пожалуй только в случае размещения в «облаке» CRM-систем. «Облака», прежде всего, позволяют оптимизировать затраты на ИТ, улучшить качество предоставления информационных сервисов, но об оптимизации бизнес-процессов через перенос приложений в облака я бы не говорил.
Максим БЕРЕЗИН, руководитель Виртуального дата-центра КРОК: Для каких-то отдельных сервисов оптимизация происходит, для других – нет. Например, при переводе в публичное облако высоконагруженной ERP-системы оптимизация некоторых ее звеньев (например, терминальных серверов доступа пользователей и серверов приложений) нужна и возможна. Но в отношении серверов баз данных для той же ERP-системы ситуация иная. Часто на крупных инсталляциях виртуальной ERP-системы сервер баз данных занимает весь физический узел целиком. И несложно понять, что простой физический сервер всегда будет стоить меньше, чем сервер виртуальный той же мощности, занимающий целиком выделенный физический сервер. Как минимум возникнет разница в стоимости дополнительной прослойки виртуализации. Хотя с другой стороны, сервер СУБД не может жить сам по себе. Ему нужны высокопроизводительные диски. А диски эти можно арендовать в облаке и постепенно увеличивать их емкость и производительность. Так что даже для сервера СУБД косвенно доступны механизмы по оптимизации. А в целом вся ERP система получается оптимизированной, несмотря на плохо оптимизируемые отдельные фрагменты ИТ-сервиса.
Алексей БЕССАРАБСКИЙ, руководитель отдела брендинга и PR, “Манго Телеком”: Далеко не всегда компания планирует с помощью облачных сервисов оптимизировать бизнес-процессы. Для многих достаточно просто возможности сэкономить и упросить построение ИТ-инфраструктуры. Теоретически любой из моделей IaaS, PaaS и SaaS можно пользоваться так, что она будет минимально влиять на существующие процессы, а будет и просто помогать решать прикладные задачи. Впрочем, со временем облачные сервисы начинают использоваться все глубже, и компания понимает потенциал этих решений для улучшения процессов.
Валерий Гущин, директор проектов Департамента прикладных проектов ПАО "Ростелеком": Облачные решения от традиционных отличаются моделью сбыта для поставщиков и моделью потребления для клиентов. Каких либо особенностей для оптимизации бизнес-процессов с точки зрения ИТ обеспечения облачная модель не имеет. Но перевод на облачную модель ряда функций организации, наряду с другими формами, например, аутсорсингом, может явиться той самой оптимизацией бизнес-процессов.
Алексей УЧАМПРИН, заместитель директора Сервисного центра по качеству услуг, «Инфосистемы Джет»: Само по себе размещение ИТ-решения в облаке не меняет бизнес-процесс, но может открыть определенные возможности для его совершенствования – например, может появиться возможность мобильным пользователям работать с той или иной прикладной системой.
Подготовила Евгения ВОЛЫНКИНА