Рубрикатор |
Статьи |
22 октября 2016 |
С.Самоукин: Раньше главным требованием к ЦОДу было наличие свободного места в машинном зале
На процесс выбора заказчиком провайдеров и их услуг лучше посмотреть с разных сторон «процесса».
Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №7-8`2016, «ЦОД. Russian Edition». Часть Х.
?«ИКС»: По каким параметрам выбирают сейчас заказчики ЦОД для colocation и дата-центр для облачных сервисов? В чем отличия и насколько они кардинальны?
Сергей САМОУКИН, заместитель руководителя департамента облачных технологий, ГК Softline: Критерии выбора ЦОДа для Colocation:
- бренд
- уровень надежности ЦОДа
- бесперебойность работы ЦОДа
- наличие сертификатов от различных международных организаций (PCI DSS, ISO и т.д.)
- возможность обеспечить требуемый уровень предоставления услуг
- возможность получить не только сolocation, но и другие сервисы
- удобство расположения ЦОДа (чтобы сотрудники тратили не много времени на дорогу)
- отзывы текущих клиентов
- уровень работы техподдержки
- возможность беспрепятственно получить доступ в ЦОД в режиме 24х7
Критерии выбора ЦОД для облачных сервисов практически те же самые. Отличий нет! Когда клиент размещает оборудование в ЦОД на colocation, в 99% случаях он создает свое частное облако. Оператор облачных сервисов делает это для клиентов в виде публичного облака и сервисов для массового рынка. Но разницы подходов выбора ЦОДа нет, никто не хочет, чтобы его инфраструктура и сервисы простаивали по вине ЦОДа.
Сергей БЕЛИК, заместитель генерального директора на развитию, "Телекор": Заказчиками совершенно все равно. Они правы – если инфраструктура достаточно надежна, пропускная способность каналов достаточная и цена не высокая, будет ли ЦОД оптимизирован под облачные сервисы или нет – не важно. ЦОД для colocation прекрасно подойдет и для облачных сервисов.
Александр ТРИКОЗ, директор по производству, Bell Integrator: Есть два основных фактора влияющих на выбор. Первый фактор – это требования информационной безопасности. Второй – степень зрелости заказчика в области виртуализации или построения private cloud.
Если требования по безопасности высоки и заказчик не имеет достаточной квалификации в вопросах виртуализации, то он будет выбирать –colocation. Если заказчик имеет собственную платформу виртуализации или, более того, свое частное облако, то он сможет разработать решение, удовлетворяющее требованиям безопасности и сможет подобрать для себя облачного провайдера и разместить данные в публичном облаке.
Артём ГЕНИЕВ, архитектор бизнес-решений, VMware: Облачные услуги имеют более высокую добавленную стоимость и сложность по сравнению с collocation. Для облачных сервисов заказчики оценивают в совокупности тип и параметры качества предлагаемых услуг, гарантии (юридические, финансовые и технические) качества этих услуг, стоимость услуг и сетевую удаленность от точки использования услуг. Collocation – это тоже услуга, только имеющая более простую структуру и, следовательно, сложность элементов оценки при выборе провайдера меньше: класс надежности ЦОД, расположение, характеристики каналов связи, способ обеспечения физической безопасности оборудования заказчиков (если требуется), стоимость и наличие базовых услуг по эксплуатации оборудования (если требуется).
?«ИКС»: А теперь – слово заказчикам. По каким критериям вы выбираете коммерческий дата-центр? Изменились ли ваши требования за последние пару лет? Нужно ли вам наличие у ЦОДа сертификатов Uptime Institute, PCI DSS и т. п.?
Дмитрий КОВАЛЕВ, вице-президент по продуктам и технологиям, Avito: Надежность, гибкость, высокий уровень безопасности, непрерывность предоставления услуг и способность обеспечивать постоянный рост нашего сайта и мобильных приложений – вот, пожалуй, основные критерии, которыми мы руководствовались при выборе дата-центра. Безусловно, нам, как одному из крупнейших онлайн ресурсов в России, очень важно, чтобы дата-центр соответствовал международным стандартам. Наш провайдер DataSpace первым в России прошел полный цикл сертификации Uptime Institute на соответствие уровню надежности Tier III (design, facility, operations). Также с точки зрения стратегического развития бизнеса нам важно наличие сертификата PCI DSS.
Юрий ЧЕРТОВ, начальник отдела ИТ, МИСиС: Наши критерии – цена, доступность, соответствие требованиям регуляторов. Наличие у ЦОДа сертификатов Uptime Institute, PCI DSS и т. п. желательно, но не обязательно. Это лишь один из факторов, формирующих доверие к ЦОД.
Игорь КАРАВАЙ, менеджер по развитию ИТ отдела системной интеграции, «Эльдорадо»: При выборе коммерческого дата-центра мы смотрим на
- территориальное размещение (в Москве должен размещаться хотя бы один ЦОД, если, например, для построения катастрофоустойчивого решения рассматривается услуга по аренде нескольких дата-центров);
- насколько широк перечень предоставляемых услуг, наличие облачного сервиса;
- стоимость услуг;
- качество предоставляемого сервиса (скорость реакции на запросы, инциденты).
Кроме того, обязательно силами своих специалистов проводим экспертную оценку инженерной инфраструктуры ЦОДа.
Что касается изменений требований за последние годы, то сейчас бОльшее внимание уделяем качеству сервиса и скорость реакции на запросы. Кроме того, большим плюсом для нас стало наличие у ЦОДа сертификата Uptime (причем желательно не только Design, но и Facility).
Александр РАГЕЛЬ, операционный директор, Acronis: В процессе выбора дата-центра мы рассылаем специально разработанную форму запроса, в рамках которой предполагаемый поставщик отвечает как на общие вопросы о дата-центре, вроде его расположения и формы собственности, так и на технические, вроде соответствия проводки стандарту TIA/EIA-942. Эта форма, в ее нынешнем виде, была разработана в течение последнего года, и до ее появления мы запрашивали у поставщиков немного меньшую по составу и объему информацию.
Наши критерии выбора дата-центра определяются спецификой нашего бизнеса в области резервного копирования и защиты данных. Нашими продуктами пользуются более 5 миллионов человек и более 500 компаний по всему миру, поэтому надежность инфраструктуры и системы безопасности дата-центров являются для нас очень важными. То ест ЦОД должен соответствовать уровню надежности как минимум Tier 3. При этом надежность может быть подтверждена как сертификатами Uptime Institute или других организаций, так и просто соответствием его формальным критериям. В части безопасности речь идет не только о применении современных систем и политик безопасности на территории ЦОД, но и о системах защиты от DDOS-атак.
Не менее важным для нас условием при выборе дата-центра является наличие возможностей для масштабирования нашей инфраструктуры. Специфика нашего бизнеса требует хранения постоянно увеличивающихся больших объёмов информации, поэтому нам важно понимать, что при необходимости дата-центр сможет предоставить нам возможности для размещения нового оборудования. В части специфических критериев, которые мы оцениваем, можно выделить разве что уровень энергоэффективности и использование «зеленой» энергетики. При этом первый критерий, скорее, обусловлен экономически, а второй – внутренней политикой Acronis в вопросах защиты окружающей среды.
Павел РЫЦЕВ, ИТ-директор, руководитель Центра компетенции по импортозамещению и Open Source, ALPGroup: Мы принимаем в расчет сразу несколько аспектов:
- Стоимость.
- Репутация и история.
- Уровень отказоустойчивости (Tier 3).
- Сетевой нейтралитет, т.е. возможность подключения к разным провайдерам, возможность прямого выхода на точки обмена трафиком и пр.).
- Большой выбор услуг — т.к. под разные проекты нам, как ИТ-аутсорсинговой компании, соответственно, нужны разные услуги. В одном случае — стойка, в другом — несколько юнитов, в третьем — временный виртуальный сервер и т.д. При этом желания работать со множеством разных контрагентов у нас нет, т.к. организационно, морально и технически довольно сложно выстроить гармоничные партнерские отношения с каждым. А вот получать большую часть услуг от одного или нескольких ЦОДов, напротив, кажется нам здравым решением.
- Еще один немаловажный фактор — размещение ЦОДа. Потому что какие-то неисправности могут потребовать выезда туда. И скорость, с которой до ЦОДа можно добраться, легкость доступа уполномоченных специалистов на территорию (при том, что система безопасности действует неукоснительно!), разумеется, влияет на нашу прибыль. В нашем бизнесе часто даже минуты решают все. Не менее важны качество и оперативность службы поддержки ЦОД.
- Большую роль играет еще и контактность компании, предоставляющей услуги. Возможность приехать и посмотреть своими глазами, что в ЦОДе действительно порядок — дорогого стоит. К тому же нередки случаи, когда в некоторых ЦОДах на техническом уровне все может быть сделано очень хорошо. Но вот договориться о чем-то с их специалистами, «чистыми технарями», бывает очень сложно, особенно когда интересующий нас вопрос не относится к типовым или находится на стыке многочисленных организационных, технических и бизнес-моментов. И здесь важна общая настроенность на сотрудничество того менеджера, который ведет твою компанию и его руководителя. В противном случае начинается бесплодное перекидывание вопроса по длинной цепочке…
Для нас сертификаты Uptime Institute — не критическая необходимость. Но соответствие требованиям этих сертификатов — при проектировании и тем более при построении ЦОДа — это мощная (в том числе и репутационная) заявка на надежность: такой ЦОД уже не болеет детскими болезнями, он прошел серьезную и дорогостоящую проверку. Поэтому риски клиентов здесь сильно снижаются. Сертификация по Uptime Institute особенно хороша для ЦОДов, которые только вводятся в эксплуатацию или предоставляются широкому кругу заказчиков. Это — удовольствие не из дешевых и не из легких, но это реальное подтверждение того, что ЦОДостроители уже сделали все правильно, а не «только собираются».
С PCI DSS ситуация иная. Это стандарт безопасности, которому должны отвечать платежные системы, обрабатывающие данные с пластиковых карт. Т.е. соответствие ему важно для электронной коммерции (платежные агрегаторы, обрабатывающие онлайн-платежи и принимающие их по кредитным картам; крупные компании, принимающие их напрямую; банки; клиринговые центры и пр.). У нас же процент компаний-заказчиков из финансового сектора пока не очень невелик. Поэтому наличие у ЦОДа такой сертификации на данный момент для нас не слишком существенно.
Сергей САМОУКИН: Для нас как для заказчика главные критерии – это
- уровень надежности ЦОДа
- бесперебойность работы ЦОДа
- наличие сертификатов от различных международных организаций (PCI DSS, ISO и т.д.)
- возможность обеспечить требуемый уровень предоставления услуг
- возможность получить не только colocation, но и другие сервисы (аренда оборудования, каналы связи, IP-адреса, сервис «удаленные руки» – услуги техподдержки по запросу, и т.д.)
- удобство расположения ЦОД (чтобы наши сотрудники не тратили много времени на дорогу)
- наличие техподдержки в режиме 24х7
- уровень работы техподдержки (SLA на поддержку)
- возможность беспрепятственно получить доступ в ЦОД в режиме 24х7.
И еще всегда смотрим отзывы текущих клиентов.
Некоторое время назад главным требованием к ЦОДу было свободное место в машинном зале, поскольку ЦОДов было мало, и они все были забиты под завязку. В такой ситуации покупаешь то, что есть. Сейчас такое встречается крайне редко, свободное место есть у большого количества ЦОДов. Есть из чего выбирать.
Сертификация ЦОДов по Uptime Institute нам как сервис провайдеру необходима. Это говорит об уровне надежности ЦОДа, об этом часто спрашивают наши клиенты; также такой сертификат – необходимый атрибут для участия в тендерах. Помимо маркетинговой цели сертификация приносит и практическую пользу. То же самое и для PCI DSS, мы активно работаем с финансовым сектором, и без этого сертификата надеяться на хорошие контракты в этой вертикали не приходится.
Подготовила Евгения ВОЛЫНКИНА
Читайте также:
Облачные перспективы: трансформация рынка и ее влияние на российский бизнес
Отрасль ЦОДов: проблемы роста и региональная специфика
Обзор событий кибербезопасности за третью неделю ноября
GPUaaS: что предлагают российские провайдеры
Общаться с осторожностью: риски в использовании мессенджеров