Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Олег ХИЛОВ  14 ноября 2016

Телерадиология: лучевая диагностика для масс

Технологическая база телерадиологии на региональном и федеральном уровнях создана, и ее нужно использовать – убежден Олег Хилов, директор обособленного подразделения «РТ Лабс» в г. Казань. 

Олег ХИЛОВ, директор обособленного подразделения «РТ Лабс» в г. Казань.

– Олег, чем Центр компетенций МИС обосновывает свой профессиональный интерес к телерадиологии?

– Экономическая эффективность телемедицины, частью которой является телерадиология, все меньше нуждается в обоснованиях. По данным федеральных телемедицинских центров, в 40% случаях телеконсультации позволяют отказаться от использования санитарной авиации, в 10–15% выезд врача может быть отсрочен на 12 и более часов; затраты на внедрение и эксплуатацию телемедицинских систем почти в 2 раза меньше расходов на транспортировку пациентов и доставку специалистов.

Если для некоторых направлений телемедицины законодательное поле не урегулировано окончательно, то для развития телерадиологии «хватает» действующего 323-ФЗ. Телерадиология позволяет приблизить к населению информативные высокотехнологичные методы лучевой диагностики (компьютерную томографию, магнитно-резонансную томографию, маммографию и рентгенографию, УЗИ) и оптимизировать использование распределенных ресурсов с привлечением профильных высококвалифицированных и при необходимости узкоспециализированных консультантов, часто отсутствующих на местах. Во многих развитых странах телерадиология внедрена в повседневную практику.

– Приведите, пожалуйста, пример модели использования телерадиологии в целях массового дистанционного обследования людей.

– Скажем, результаты маммографии женщин, проведенной в центральных и районных больницах, в цифровом виде передаются в региональный маммологический центр для описания и постановки диагноза, а также архивируются в информационной базе регионального архива изображений. В случае затруднения интерпретации клинических данных и/или при сложных диагностических случаях запросы на проведение удаленной консультации направляются специалистам медцентров в других регионах, которые изучают диагностическое изображение и предоставляют коллегам юридически значимое и обоснованное клиническое заключение.

В рамках проекта медицинская организация получает ресурс разнопрофильных консультантов на постоянной основе, избегая больших трат на их обучение и содержание в штате; решает проблему нехватки квалифицированных специалистов и временной недоступности врачей (в случае плановых и декретных отпусков, отсутствия по причине болезни и т.д.); обходится без постоянного штата врачей очень узкой специализации – экспертов в области редких заболеваний.

В итоге экономится время, повышается уровень выявления онкологических заболеваний молочной железы на ранних стадиях, сокращаются затраты на длительный диагностический процесс, а современная медпомощь становится более доступной для населения.

– Конкретные проекты работают?

– Да, и не один. В 2013 г. во исполнение Указания Президента РФ от 07.06.2013 № Пр-1286 и поручения заместителя председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец ПАО «Ростелеком» на технологической базе архива медизображений и с применением методологии «Телерадиология» реализовало пилотный проект создания системы дистанционной лучевой диагностики, в котором приняли участие 11 медицинских организаций из пяти регионов (Приморский и Хабаровский края, Амурская и Костромская области, Республика Башкортостан). Консультационным центром дистанционной диагностики выступило ФГБУ «Лечебно-реабилитационный центр» Минздрава. В рамках проекта была доказана реальность и эффективность работы удаленных центров компетенции как для первичной, так и для экспертной консультации при оказании услуг лучевой диагностики, выявлены «узкие» места и направления дальнейшего развития практики дистанционной интерпретации результатов диагностических исследований в рамках телерадиологии.

Кроме того, ранее на основе методологии «Телерадиология» был создан Центральный архив медицинских изображений (ЦАМИ) в Республике Татарстан (2009 г.). ЦАМИ обеспечивает передачу изображений с диагностического оборудования (КТ, МРТ, рентген, ангио-, маммо-, флюорографы, УЗИ и др.), долговременное хранение и последующее использование изображений независимо от расположения рабочего места врача. Проект объединил более 25 медицинских организаций, более 170 единиц подключенного оборудования, более 1 млн изображений. Емкость архива – более 100 Тбайт.

В Тамбовской области ЦАМИ действует с 2010 г., в него включены 15 медорганизаций, более 40 единиц оборудования. Здесь внедрена система обработки диагностических изображений, обеспечивающая удаленный доступ к расширенным функциям визуализации и интеллектуальной постобработки. С 2012 г. работает Региональный архив медизображений в Республике Саха (Якутия). В 2013 г. Всероссийским научным обществом специалистов по клинической электрофизиологии, аритмологии и кардиостимуляции совместно с НЦССХ им. А.Н. Бакулева разработана и эксплуатируется система телемониторинга электронных имплантов (кардиостимуляторов и дефибрилляторов) для ранней диагностики изменений состояния пациентов с тяжелыми кардиологическими патологиями, лечения нарушений ритма сердца, сердечной недостаточности.

В 2015 г. более 30 единиц подключенного оборудования было объединено в единый региональных архив изображений и систему телерадиологии Владимирской области, которые интегрированы в региональный сегмент ЕГИСЗ.

– Как телерадиология и архивы медизображений согласуются с Единой государственной информационной системой здравоохранения, развиваемой Минздравом?

– Телерадиология позволяет выполнить пять пунктов Дорожной карты по развитию ЕГИСЗ:

  • п. 30. Регламент передачи цифровым медицинским оборудованием результатов исследований;
  • п. 34. Процент цифрового диагностического медицинского оборудования, обеспечивающего передачу результатов исследований;
  • п. 37. Процент медицинских организаций, имеющих доступ к системам или комплексам, которые обеспечивают оказание телемедицинских услуг;
  • п. 53. Процент результатов исследований методом лучевой диагностики, передаваемых в электронном виде;
  • п. 55. Процент медицинских организаций, имеющих доступ к радиологическим информационным системам и/или архивам медицинских изображений.

– На какие процессы и направления информатизации здравоохранения телерадиология может оказать позитивное воздействие?

– Ощутимый эффект можно получить при реализации следующих процессов: формирование кластерных «сетей» интерпретации и экспертизы диагностики с выделением головного учреждения (онкологический, фтизиатрический, сосудистый и др. кластеры); организация региональных центров экспертизы для интерпретации диагностических изображений, получаемых на периферии (в районных больницах) региона; создание межрегиональных кластеров с центрами экспертизы в межрегиональных и научно-исследовательских центрах; проведение консультаций по профильным нозологиям с ключевыми врачами-специалистами и медицинскими учреждениями федерального округа, страны, зарубежными специалистами.

Добавлю, что телерадиологическая ИС – это не только функционал для автоматизации отделений лучевой диагностики медицинских организаций, но и инструмент виртуализации рабочих мест врачей-рентгенологов, позволяющий перейти на новый уровень менеджмента в области лучевой диагностики. Телерадиология может предоставлять функционал для формирования заявок на удаленное описание полученных медицинских изображений, управления их логистикой, исполнения таких заявок, формирования медицинской документации, отчетности и биллинга по произведенным консультациям.

– Как вам видится экономическая модель функционирования системы телерадиологии и архивов медизображений?

– Телерадиология как бизнес-процесс может функционировать в рамках системы ОМС – при разделении тарифа диагностических услуг на собственно «сканирование» пациента и интерпретацию результата диагностического исследования с опцией аутсорсинга. Также возможно финансирование консультации из средств ДМС, бюджета (например, в рамках высокотехнологичной медпомощи), государственно-частного партнерства (скажем, благотворительные фонды) и средств пациента (как услуга «второе мнение»).

Вопросы задавала Наталия Кий

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!