Rambler's Top100
Статьи ИКС № 8 2007
01 августа 2007

Вопрос на засыпку

– Наиболее важные события с момента официальной демонополизации рынка дальней связи?

А. ВРОНСКИЙ (Orange Business Services): Сделан первый шаг к отказу от перекрестного субсидирования местной связи за счет МГ/МН-соединений и в итоге к удешевлению услуг дальней связи: введена поминутная тарификация местной связи. Появление нового типа оператора, зонового, и утверждение новых правил транзита трафика – тоже явления положительного ряда, как и изменение законодательства, по которому операторы дальней связи обязаны подключиться ко всем фиксированным зоновым операторам и vice versa. Приведены к единому стандарту требования и правила пропуска трафика вне зависимости от технологии передачи голоса, объединились РСН и Росохранкультуры. Ребрендинг крупных операторов связи (среди которых и наша компания) тоже важен для отрасли.

А. ЯМЩИКОВ («Арктел»): Появление на рынке дальней связи четвертого игрока – «ТрансТелеКома», обладающего собственной мощной сетью, означает начало реальной конкуренции.

– Что тормозит процесс либерализации рынка?

В. КОТОВ («ТрансТелеКом»): Это сложная процедура переключения абонентов на сети альтернативных операторов, отсутствие режима выбора оператора при каждом звонке (hot-choice) в большинстве регионов, неопределенность порядка получения операторами дальней связи информации от МРК по абонентским базам, высокие тарифы МРК на пропуск трафика и наличие компенсационной надбавки, высокий уровень отчислений при агентской схеме взаимодействия.

С. ГОЛОВИН («Энвижн Груп»): Лицензиатов услуг междугородной и международной связи уже много, а вышли на рынок только четверо. Дальней связи мешают активно развиваться в том числе серьезные технические ограничения. Для транзита МГ/МН-звонков у большинства операторов нет сетей, которые отвечали бы требованиям Россвязьнадзора. Так что о конкуренции в этом сегменте говорить пока не приходится. Он остается зарегулированным, что не позволяет снижать тарифы на услуги.

– В какую сумму, по вашим оценкам, обходится строительство сети дальней связи в России?

К. БУШУЕВ (АСВТ): Стоимость сети может колебаться в районе $20–30 млн в зависимости от выбранной технологии, состояния существующей инфраструктуры оператора, его опыта работы на этом рынке. С учетом других затрат цена проекта вырастает до $50–60 млн и больше, что определяется стратегией на каждом этапе развития проекта. В дальнейшем ценовые барьеры входа операторов в сегмент дальней связи могут снижаться (из-за снижения стоимости оборудования) или повышаться (вследствие необходимости подключать к своей сети операторов).

С. ГОЛОВИН: Обычно архитектура решения разрабатывается для каждого заказчика индивидуально. Спецификация и стоимость решения зависят от масштабов сети и потребностей оператора. Достоверную оценку затрат дает только комплексное предпроектное обследование. Конечную сумму проекта в основном определяют следующие факторы: является ли первичная сеть собственностью оператора или он ее арендует; какие применяются базовые технологии; очень важны масштаб оператора, размер сети и объемы передаваемого трафика.

– Как оцениваете уровень конкуренции вендоров оборудования, разработчиков ПО, системных интеграторов в области решений для сетей дальней связи России?

К. БУШУЕВ: Явно выраженной борьбы вендоров за действующих операторов дальней связи не предвидится. Операторы, преимущественно из «большой четверки», уже имеют «своих» производителей оборудования и вряд ли захотят рисковать стабильностью сетей. А сами производители – Nokia Siemens Networks, Alcatel-Lucent, Ericsson, Cisco и Huawei Technologies – занимают сопоставимые доли рынка, практически полностью обеспечивая его потребности в оборудовании. Непродолжительная борьба возможна лишь между операторами, только выходящими на рынок. Будущее соперничество производителей ПО может быть мотивировано введением дополнительных сервисов, которые наряду с аппаратной поддержкой потребуют и программную. Наибольший простор для конкурентной борьбы – скорее у системных интеграторов. Операторы вынуждены будут развивать сети в несколько этапов, и в каждый отдельный момент интеллектуальные и затратные решения того или иного интегратора могут определить дальнейшее развитие его сети.

В. ВАХРУШИН («НАУКАСВЯЗЬ»): Конкуренция высокая, но игроков на этом рынке немного. Выбор оборудования на междугородном направлении ограничен, на международном – идет борьба за пакет заказов компаний из Израиля (Vocaltec) и Китая (Huawei).

– Наиболее перспективные технологические решения, применяемые на сетях дальней связи?

К. БУШУЕВ: Решения с применением ВОЛС (учитывающих возможность пропуска трафика Европа–Азия) привлекают как возможностью передачи больших объемов информации, так и предоставления качественно новых услуг. Однако требуют больших капвложений, которые окупятся очень нескоро. Так, в Соединенных Штатах конца прошлого века были «закопаны в землю» сотни миллиардов долларов в виде ВОЛС, которые оказались востребованы лишь через несколько лет, когда кардинально изменилась структура и произошел передел рынка. Вполне закономерно, если российские операторы будут использовать оптические решения лишь на загруженных участках магистралей наряду с проводными, радио- и спутниковыми системами. Пакетная передача голоса существенно оптимизирует нагрузку на каналы и будет востребована в дальнейшем, хотя для перехода к полноценному предоставлению услуг VoIP имеется ряд препятствий.

С. ГОЛОВИН: Много цифровых магистралей построено на базе ВОЛП с технологией SDH. При развитии первичных сетей операторов наиболее перспективна технология волнового мультиплексирования WDM (Wavelength Division Multiplexing), а именно: DWDM (Dense WDM) и CWDM (Coarse WDM) – соответственно плотного и грубого спектрального мультиплексирования. Сети DWDM позволяют не только передавать клиентский трафик между терминальными узлами и выполнять функции гибкой кросс-коммутации на уровне оптического сигнала для IP/TDM-трафика, но и предоставлять высокоскоростные услуги triple play. Набирает популярность IP-телефония. Интернетпользователи получают возможность звонить как с компьютера на компьютер при помощи специальных программ (Skype, Google Talk и др.), так и с любого IP-устройства на стационарный или мобильный телефон. Возможно, через несколько лет традиционная телефония вообще умрет, а голос станет одним из приложений.

– Ваш краткосрочный прогноз для дальней связи?

В. ВАХРУШИН: Очевидно, что операторы междугородной и международной связи будут жестко конкурировать друг с другом. Другие прогнозы: рост объемов трафика дальней связи либо снижение тарифов и, конечно же, появление новых услуг и продуктов.

К. БУШУЕВ: Несмотря на то что уже выдано немало лицензий, в ближайшие годы на рынке дальней связи видятся лишь 5–6 игроков, которые могли бы успешно конкурировать между собой. Сначала начнут плавно снижаться цены, затем операторы перейдут к решению проблем VoIP и сетей новых поколений, вопросов взаимодействия с МРК. Об интенсивном развитии качественно новых услуг можно будет говорить лишь по завершении экстенсивной фазы роста рынка, после формирования нового баланса операторов.

С. ГОЛОВИН: Существующая российская телефонная сеть технически готова вмещать не более 5–6 операторов дальней связи. Но совершенно очевидно, что в ближайшие годы темпы строительства и модернизации магистральных сетей будут нарастать. По оценкам «Энвижн Груп», технологической основой магистральных решений станет DWDM. Эта технология наиболее эффективна для высокоскоростных магистральных сетей большой протяженности, а также для гибких региональных сетей со сложной топологией.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!